Когда аритмия в радость

Нина Роженко Верба
В начале фильма я его люто возненавидела. Судя по всему, этот алкаш,  жадно лакающий дешевое пойло, и должен был стать главным персонажем фильма «Аритмия».  Стертое лицо, стертый, словно упертый внутрь себя, взгляд глубоко равнодушного ко  всему, кроме  выпивки, человека или уже недочеловека. Какие-то легкомысленные, давно не мытые кудряшки, какая-то общая потрепанность и  что-то невнятно произносимое. Короткие фразы ни о чем.  И все это безобразие на фоне красавицы жены, сразу видно - ранимой, сразу видно - тонко чувствующей. Помню, как брезгливо разглядывала это недоразумение в брюках и вдруг вслух сказала: «Бросай его, девонька, беги, пока не поздно». Кому сказала?  Девушке на экране?  Или сидящим рядом со мной на просмотре коллегам-журналистам? И это я-то, которую трудно чем-либо удивить, начала вдруг разговаривать с киногероями? Да, уж... И еще помню, как подумала: "Ну, вот, опять слепили очередную чернуху-порнуху про  нашу беспросветную жизнь". Даже хотела уйти. Но дело  происходило на фестивале в Сочи. В киноконцертном зале  оздоровительного комплекса «Дагомыс» сидела практически вся Россия. А если уж совсем точно — участники фестиваля журналистов «Вся Россия — 2017». Других планов на вечер у меня все равно не было, решила досмотреть. И лишний раз убедилась — нельзя торопиться с выводами. Ой, нельзя!

Отдаю должное  Борису Хлебникову и как режиссеру, и как автору сценария: в соавторстве с Натальей Мещаниновой, он сделал потрясающий фильм. Такое жесткое для главного героя начало фильма, когда у зрителя возникает нешуточное желание задушить  этого недотепу, чтоб жена не мучилась — прием опасный, на грани фола, но выполнен и авторами, и исполнителем главной роли Александром Яценко совершенно виртуозно. Я не знаю, как это получилось, наверное, в этом и есть волшебство мастерства, но в финале фильма все зрители  не просто влюблены в этого, на первый взгляд, недотепистого парня, они, я подозреваю, жизнь за него готовы отдать. Во всяком случае, я чувствовала что-то подобное.

Просматривается, конечно, и аналогия с персонажем сказочным: Иванушка дурачок в начале фильма   обернулся в финале прекрасным Иваном Царевичем. Да только в сказке герой всех победил, все зло одолел. В современной  же сказке с победой добра над злом как-то не очень получается. И зло какое-то очень уж  будничное и скользкое, никак его не ухватишь, и рассчитывать герою  на помощь добрых помощников не приходится, только на себя. И царевна, замученная бытом и работой, все норовит сбежать от героя. Все в жизни получается не так, все не в такт, словом, полная аритмия на всех фронтах. Да и вообще жизнь врача «скорой помощи» совсем не похожа на сказку.

В последнее время  стало  хорошим тоном ругать  наше здравоохранение. Такое вот сложилось отношение к медикам. Причин для этого много, и виноваты не только бездумные, бездушные реформы, которыми замордовали уже и медицину, и медиков. Сами медики, осатаневшие от такого безудержного реформирования, тоже дают немало поводов для недовольства. Процесс обоюдный. Ну и коммерциализация всего и вся тоже сыграла свою роль, и мы уже воспринимаем врача, как  определенную функцию, не видя за функцией человека. И нас можно понять. В нас, пациентах, тоже перестают видеть страдающих людей, а рассматривают нас и учитывают  исключительно с точки зрения финансовой составляющей. Фильм «Аритмия», вы уж простите меня за это сравнение, впервые за многие годы кинематографического беспредела и сладкой сериальной жвачки очеловечил врача. Показал жизнь  врача изнутри, очень честно и очень жестко. Настолько жестко, что аритмия началась у многих зрителей уже во время просмотра. Мне кажется, одним из самых важных достижений фильма стало  это вот возвращение к человеку. Думаю, в зале  не  было ни  одного  зрителя, кто бы не проникся горячим сочувствием к этим молодым честным ребятам, которые умеют лечить и хотят лечить вопреки  бюрократическим играм и бездушным реформам, что ломают не только жизни пациентов, но и жизни врачей. Думаю, хотя бы половина зрителей ушла после просмотра фильма с теплым чувством к врачам, к тем, кто  еще не сдал свою профессию, не продал, не поддался, а держат оборону.

А еще «Аритмия» - это очень откровенный и трогательный фильм о любви. О том, как трудно ее беречь, любовь, когда работа изнуряет до бесчувствия, до отупения. О том, как надо ее беречь, потому что только с любовью в сердце можно удержаться и не очерстветь, не превратиться в ту самую функцию от медицины, остаться человеком.

Господи! Как же мы сочувствуем героям, когда они готовы разрушить свою жизнь, уничтожить то хрупкое, что  когда-то соединило их. Мы-то видим со стороны, как они устали, как им трудно. Когда Ирина Горбачева, которая играет Катю, жену Олега, в отчаянии стучит по рулю машины и кричит Олегу: «Как ты можешь видеть во мне только меркантильную суку!» - мы готовы кричать вместе с ней, лишь бы он услышал. Когда Олег, задерганный новым начальником, измученный этими тараканьими бегами, которыми пытаются подменить  работу врачей  «скорой»,  не выдерживает напряги и плачет, мы  тоже, - кто  открыто, кто украдкой - плачем вместе с ним. Нет,  Олег не слабак, как может показаться. В этом фильме  Олег - тот самый настоящий мужчина, надежный, как скала, умница, профессионал, который  руководствуется по жизни принципом: «делай, как должен и будь, что будет». Он из тех, на ком все держится вопреки всему. И если уж такой заплакал, значит, действительно, допекло.

В фильме есть еще одна  - я бы сказала — героиня, без которой  рассказ о любви главных героев оказался бы неполным и не таким пронзительным. Это песня "Ялта" в исполнении группы "Валентин Стрыкало":

Тихо лужи покрывает лед,помнишь мы с тобою
Целовались ночи напролет под шум прибоя.
Это лето не вернуть уже я знаю
Но когда печаль в моей душе я вспоминаю:

Яхта, парус, в этом мире только мы одни.
Ялта, август, и мы с тобою влюблены.
Яхта, парус, в этом мире только мы одни.
Ялта, август, и мы с тобою влюблены .

Песня о счастье на  фоне угнетающего быта, тяжелой изнурительной работы производит впечатление ошеломляющее. Эмоции захлестывают не только героев, но и нас, по эту сторону экрана. И   ловишь себя на том, что уже не понимаешь, где кино, а где реальная жизнь, потому что абсолютно, безгранично веришь героям, принимаешь их в свое сердце, как совершенно реальных людей и шепчешь, глотая слезы: «Держитесь, ребята!»

И это наше «держитесь» - оно ведь не только героям  фильма адресовано, а и реальным, настоящим врачам. Вот ведь какая штука.

«Аритмия» в прокате с 12 октября. Обязательно посмотрите этот фильм. Он — яркое доказательство того, что настоящее кино в  России все-таки снимают. И это так обнадеживает.
 
По этой ссылке песня "Ялта"  Музыка Ю. Каплан, М. Кацурина, слова Ю. Каплан https://www.youtube.com/watch?v=xHCpNx2bnXI