На повышение разряда шли два человека: учительница начальных классов Инна Николаевна и словесница Алина Павловна. Аттестация учителей в данной школе проводилась по правилам, которые диктовала директор Ада Васильевна, но совершенно не так, так это было в той школе, где раньше работала Мария Петровна.
Судите сами. Из РОНО никого не было. Уроки обеих аттестуемых шли параллельно. Ада Васильевна, преподававшая русский язык и литературу, вместе с математиками почему-то отправилась к Инне Николаевне (заблудилась, наверное), а к Алине Павловне откомандировала двух француженок. Филолога Марию Петровну, зная её принципиальность, директор в комиссию не включила. Но та, настырная, взяла и пришла сама. Без приглашения, но без задней мысли уличить коллегу в непрофессионализме. Напротив, пришла с желанием её поддержать да заодно помочь грамотно протокол составить.
***
На этом судьбоносном для Алины Павловны уроке дети должны были не только письменно изложить содержание рассказа, но и отметить главную мысль автора. Алина Павловна читает текст. Читает настолько выразительно, что перед глазами явственно встаёт картина.
... Синее море, белый теплоход, чайки, маленький мальчик в матросском костюмчике бросает им крошки булочки. Рядом стоит его красивая нарядная мама. На палубе много отдыхающих, таких же красивых и нарядных, как мама мальчика. Все любуются чайками.
Появляется небритый и неопрятный мужчина, подходит к малышу и заговорщически ему подмигивает: "Красивые птички? Щас я тебе поймаю одну."
Он достаёт удочку, разматывает леску и, насадив на крючок кусочек булки, бросает в воду приманку. Чайки кружатся, но на приманку "не клюют".
Отдыхающие и мама мальчика, затаив дыхание, с интересом наблюдают за происходящим.
Но вот одна, видно, самая отважная птичка начинает нарезать круги возле лакомого кусочка. Палуба замерла. И вдруг чайка, ловко сняв с крючка желаемое, взмывает вверх. Все зааплодировали. А мужчина, под осуждающими взглядами людей, ушёл на нижнюю палубу и больше не появлялся...
Прочитав текст, Алина Павловна подводит детей к выводу, что недоброе деяние всегда должно быть осуждено.
Вот так так! Разве главная мысль автора текста, предложенного детям для изложения, только в этом?
Да, безусловно, недобрые деяния обязательно должны осуждаться, но... Почему же учительница литературы не увидела главного? В рассказе, слава богу, не дошло до недоброго деяния, здесь пока ещё имел место быть только умысел. А палуба молчала и н а б л ю д а л а за происходящим. Причём, с интересом. Затаив дыхание. Азартно. Чья возьмёт? Почему никто не остановил того небритого и неопрятного мужчину? Или все, в том числе, и мама малыша, были согласны с тем, что беззащитная чайка должна быть поймана на крючок и погибнуть? Не с молчаливого ли согласия окружающих совершаются многие беды? И какой урок нравственности преподнесли взрослые малышу в матросском костюмчике?
Увы! Самого главного Алина Павловна до детей так и не донесла...
Мария Петровна встала и, извинившись, вышла из класса. В конце концов, она в состав комиссии не включена и может не голосовать ни за, ни против повышения разряда Алины Павловны. Как ни крути, но Ада Васильевна поступила весьма мудро.
Да и будь по-другому, одинокий голос Марии Петровны всё равно ничего бы не решил - ведь она работала в школе, где место директора занимал диктатор, а Алина Павловна верой и правдой ему служила.