про донку

Петро Федорович
      Иной раз бывает совсем обычный день, обычные дела. И вдруг ... щёлк! И всё по-другому! Не то у тебя глаза открылись, не то тебе обновление подгрузили. И вроде всё тоже самое, как прежде, а видишь иначе, словно с другой планеты. Но, главное -  твой "щёлк!" - это всегда неожиданно. И для тебя, и для всех вокруг ...
      
      Можете конечно поспорить, но лучшая рыболовная снасть - донка.  Вручную делается, копейки стоит, места не занимает, потерять не ... Хотя, нет. Потерять бывает жалко. Как-то раз рыбалили с Кешей. С его катера. Насадил я червей, произнёс заклинание - "Ловись рыбка!" и кинул донку за борт. А деревяшку, на которую леску мотаешь, не закрепил. Спросонья, известное дело! Ну, и улетела вся снасть вслед за грузилом. "Молодец!" - думаю про себя, -  "Удачное начало!". Хорошо хоть, Кеша свою донку ещё только насаживал. Руки у него немного дрожали в то утро. Нераничал. Никак не мог попасть крючком в червя. И наоборот тоже. Не мог. И тут, на тебе, ещё такая неприятность с моей донкой.
      
      Горевать сильно-то не стали, конечно. Взяли вёсла. А вёсла там с крючком, типа багор. Начали пытаться дно прощупать. Куда там! Глубоковато оказалось. Сами на яму же и вставали, леща ловить. И что делать? Пораскинули мозгами. Решили якорем попробовать леску зацепить.      
      
      Для начала с этого самого якоря снялись. Завелись. Я на носу с якорем в руках. Якорь большой, тяжёлый, системы Холла. Не "кошка". Таким зацепиться за что угодно на дне проще простого, а вот лесочку зацепить - это удача. Запомните, на всякий пожарный! Но, тем не менее, думаем:"Сейчас зигзагами понарезаем, зацепим!". Ага! Щас! У Кеши дрожание организма такое, что и катер на курсе держать не может. Зато параболы классные получались! Кеша даже в раж вошёл! Дым! Мотор ревёт! Повороты с брызгами, на скорости! Я не столько якорем дно тралил, сколько за кнехты хватался, чтобы с катера не выпасть. Хотел было уже сам за штурвал. Вовремя сообразил, что так можем ещё и без якоря остаться. Да и Кешу доставать тоже не сахар будет.      
      
      Короче, ничего мы не зацепили. Вернулись, встали примерно на то же место. Потихоньку успокоились. Тем более, что мужики вокруг как-то странно на нас глядеть начали. Шум-то на рыбалке хорош, когда двое идут с бреднем, а остальные им щук из кустов шугают. Я по сторонам глянул, говорю: "Кеш, поехали отсюда. Место явно не рыбное. Чувствую, не будет тут лова". Кеша мне:"Ты погоди! Не горячись! Куда ехать-то? Уже времени вагон. Пока дойдем, пока встанем, клёв кончится. Сейчас новую донку сделаем. У меня всё есть - лески, грузило, крючки. Только перекусим немного, а то в желудке сосёт чего-то".
      
      Утро раннее. Место дальнее. Можно, конечно, и перекусить. Но завтраки на рыбалке обычно плавно переходят в обед, а там, глядишь, и ужин. Поэтому перекус лучше начинать, когда рыба уже поймана и почищена. А ещё лучше, когда в котелке уха томится. А тут ещё, смотрю, вдали над озером засинело как-то подозрительно. Хотя прогноз был хороший. "Да ладно" - думаю. И говорю Кеше: "Давай! Только я чаем разомнусь!". Кеша говорит: "Ты чего? Я один не буду! А крючки мне как вязать?". Надо отдать должное - мыслит он очень логично. Доктор наук всё же. "Тогда" - говорю - "давай так. Я сейчас твою донку распутаю и закину, пусть ловится. А ты пока на стол мечи!".
      
      Люди мы были тогда увлекающиеся, иногда даже азартные, можно сказать. Проснулись от того, что дождь пошёл. Поставили тент. Я стал донку вытягивать. А на ней ... Мама дорогая! Все крючки с уловом! Два очень неплохих судака, подлещики, густера и, не поверите, налим. Руки в стороны не стану разводить, чтобы не завидовали! Полный зоопарк. Или аквапарк. В общем, всё видовое разнообразие данного водоёма.
      
      А времени было уже прилично. Все рыбачки, что вокруг нас были, куда-то рассосались. Пусто на реке. Только дождина прёт. К берегу идти бессмысленно. У костра в такую погоду не посидишь. Тут бы нам и остановиться. Но нет. Надо ещё немного свежим воздухом подышать. Решили мы уху прямо в катере сварить. На примусе.
      
      А рыбы много. Домой мы рыбу не возим. Не идёт она дома почему-то. А котелок у нас пятилитровый. Уха, ещё когда варилась, уже по консистенции заливное напоминала. Пузырьки воздуха м-е-д-л-е-н-н-о так всплывали! А когда сварилась, постояла, её, в принципе, можно было ножом нарезать.
      
      Под такое дело мы ещё по чуть-чуть пригубили ...
      
      Опять просыпаемся. От грохота. Гроза. Вокруг темно. Ливень хлещет. Ну, тут без вариантов, пора домой. Заводиться стали. Не заводится. Поменяли свечи. Раз, другой. Не заводится. Что делать? Кеша с головой плащом накрылся, фонарик включил, с движком разбирается. Я на нос. Гребу потихоньку.  Благо, домой вниз по течению. Правда, несколько километров. Стараюсь поближе к берегу держаться. Это и хорошо оказалось. Мудро. Движок дрыгал-дрыгал впустую, да как-то неожиданно и завёлся. Меня тут же за борт выбросило. Кеша, пока сообразил, пока развернулся, пока нашёл меня, я уже на берегу стоял. В позе скульптуры «девушка с веслом». Освещаемый молниями ...
      
      К трём утра добрались до лодочной станции. Катер кое-как привязали, двигатель подняли, кранцы выкинули и бегом, чтобы совсем уж не замерзнуть, по ночному городу к Кеше домой. Он поближе жил. На кухне посидели еще, чайку попили. Жена Кешина даже и голос не подала, не то, чтобы выйти глянуть - как там мужик-то.
      
      Так началась трудовая неделя.
      
      Назавтра к вечеру Кеша пошёл на катере прибраться. Якорь, как вытянули мы его под грозой второпях, так на фале привязанный и лежал на носу. Ночью как-то не до него было. А на лапе у якоря висела лесочка. Кеша за неё потянул и из-под катера вытаскивает донку. Но не нашу, а чужую чью-то. Не мы же одни донки теряем.
      
      "И тут, - говорит, - меня озарило. А ведь это знак. Всё возвращается. Вроде и другое, а то же самое. Было чужое, а стало твоё. К чему вот только? Ну-ка сядь, подумай! Сел, осмотрелся, как заново всё вижу. Начал наши с тобой передряги вспоминать и думаю:"А ведь моя-то даже не всполошилась. Где я, как я ...". И начал я дальше вспоминать, лесочку вытягивать. А ведь и раньше так же было ... когда, какой ... вернусь, не вернусь домой ... ей же всё равно. Только деньги давай!". А на следующий день на кафедре день рождения был. У моей нынешней. Она на десять лет младше меня. И что-то разговорились мы. До этого обычно всё про науку, да про учебный процесс. А тут я ей про себя рассказал. Она про себя. Замуж рано вышла. Муж у неё погиб. Военный. Сын большой уже, чуть младше моей Таньки. Они тогда из-под Благовещенска сюда вернулись. У неё мать здесь. В общем, посидели, потолковали. Ну и завертелось. А дальше ты знаешь."
      
      А дальше я знаю. Я его через две недели утром рано на автобусном вокзале встретил. «Привет! Привет!» Помолчали. Он мне и сообщает: «Ты никому не говори, что меня сегодня здесь видел. Я уже третий день в командировке числюсь. А уезжаю сейчас вот. Жил эти дни у одной тут ...». Я никому и не сказал. Вам только вот.
      
      К чему это я ... только на четвёртый год Кешиных перемен, смогли мы с ним увидеться, сесть и по чаю выпить. Тут он мне вкратце всё и рассказал, как происходило и как у него теперь.

      Если до этого мы с Кешей в любое время, куда угодно могли податься, то теперь он, как говорится, раз в год и то по Завету. Сначала тщательный допрос - с кем, куда, зачем. Потом куча дел по дому и у мамы на огороде. А уж, если отпустили, то каждые пятнадцать минут контрольный звонок и полный отчёт. Такая вот забота. Но зато полноценные обеды у него теперь, насыщенная культурная жизнь, алкоголь только по большим праздникам. Лёгкий. А потом они ещё и дочку родили ... Друзья, фактически, побоку. Уже и забыл я, когда с ним на рыбалке последний раз вместе были.      
      
      "Нет, ты не посчитай, что я чем-то недоволен, - говорит, - у нас с ней всё чики-пуки. Вот, правда, с тобой на природу съездить проблемно. Я, - говорит, - иногда думаю, что если бы как-то взять половину от моей нынешней и половину от предыдущей. Что-то среднее чтобы, вот было бы в самый раз". 
      
      Думаете, будет какая-то мораль в завершение? Не-а! Не будет. Оставлю вас наедине с вашими мыслями. Хотя … Мужики, внимательнее со снастью! Всякое случается!