Поэзия Лилит Козловой. 1. Основные образы

Елена Нюкало
Лирические образы стихов  Козловой разнообразны.  Именно это  позволяет автору  передавать  всю гамму и глубину  переживаний лирической героини, а также   и её  собственных

Одним из стержневых  образов можно считать качающийся с предельной амплитудой «маятник»  - это выглядит основой   решений,  возникающих в тот период переживаний автора.

Маятник качается –
Да – нет.
Чудеса кончаются!..
- Нет, нет!
Светлый ты, заоблачный?
Нет – да…
Лишь бы вязь не кончилась
Никогда!..

«И, действительно, что-то качается из крайности в крайность  - идёт внутренняя работа. Как будто появились  две  меня»
                [26,  с.16].

Качающийся маятник олицетворяет, таким образом, не только сложности жизни («да - нет»), а ещё и степень её внутренней психологической открытости, когда  она испытывает то взлёт,  то бездну, и каждый раз  как бы возникает  новая лирическая героиня с иным мироощущением.

Но Лилит сразу намечает и ещё один уровень значимости не только этого момента, этой  сложности жизни и возникающих  при этом стихов.

Она видит возможность внутренней работы, то есть своих психологических  изменений. И, прежде всего,  путь к этому  -  вера в чудо, которое ожидается, несмотря  ни на что.

«Чудеса кончаются!
- Нет, нет!».

А  какой же её любимый?  Так и хочется, чтобы он был «сказочным принцем», но она понимает, что в реальности это не совсем так:

«Светлый ты, заоблачный?
Нет – да…».

Но лишь бы не потерялась Любовь! Она инстинктивно чувствует, что если  исчезнет главное притяжение Любви, то никакой внутренней работы не будет.

И последние две  строчки об этом её желании свидетельствуют.

«Лишь бы вязь не кончилась
Никогда!..».

Здесь маятник, как будто застывает в положении вечной любви. Это второй вариант того же образа -  маятник в покое.

В одном из более поздних стихотворений эта тенденция выражена более чётко:

«Храню любовь, как самое святое
Главнее главного, Начало всех Начал!» 
               
                [27,  с.158].

Здесь возникает образ бесконечности. Одним из образов составляющих характеристику любви, как состояния души.

Отражение контрастности мировосприятия и в других  записях  этого периода:

«Радость ты моя – безрадостная!
Счастье ты моё – несчастливое!

Как трудно верить, когда нет писем – как с того света…»

(«Безрадостность» и  «несчастливость» - это оксюморон, усиливающий впечатление беды, и тоже маятник).

Сто пятьдесят часов – и сотня дней,
Горючих, жарких, огненных, холодных…
И вот стихает – выше и светлей…
Всё горше стонет, всё святее помнит…
               
                [26,  с.16]

В эпитетах  второй строчки  - полный набор от полыхания до ледяного холода. Но две последних строчки являют собой выход из затянувшегося отсутствия писем и  переход туда, куда автор наметила – в новую форму любви – память.

Так идёт её внутреннее развитие.  Но в  сложности  момента, как определяет автор:

«Чётких  два пространства:  – земного несчастья – и  горней благодати Любви. Из  земного тупика жизнь выталкивает в высоты. И сейчас каждое пространство живёт у меня  как бы своей жизнью…»

Качающийся маятник  просматривается и в других стихах.

Молчание – прекраснейший ответ:
Красноречивый, искренний, хоть тихий…
И кто сказал, что ДА? Конечно - НЕТ!
Молчишь – и  колокольчики затихли…
               
                [26, с.16]

Снова «ДА – НЕТ», «или – или».  В состоянии «Да» -  для  любящего  звучит  неведомая музыка. Состояние «Нет» - «Молчишь – и  колокольчики затихли…». Ещё одна форма маятника.
Эта же тема  незримой музыки Любви возникает у Лилит  не раз.

Какое было серебро!
И как звенело!                [26, с.17]

 «Звенящее серебро» - метафора романтической любви, которая сама по себе драгоценна и  волшебно–музыкальна. Это  новый образ /1.3/.

…И как сошлось –
И завязалось в узел! –
То, «что пело,
Сияло и рвалось»!
               
                [26, с.17]

Цитата из Марины Цветаевой  в последних двух строках  здесь оказывается полностью оправданной. Завязался очередной  «Гордиев узел».

Но вот пришедшее долгожданное письмо всё меняет. Вот как об этом пишет автор:

«У меня - постоянная готовность снова вернуться в пространство Любви, принять всё, что так смущало до этого, согласиться на все недостатки ситуации, принимая их, таким образом, как они сложились»

Стихотворение «Ты» отражает намерение лирической героини  сохранять отношения  и при затруднённых контактах.

               
Вон там, среди туч, высоко –
В небо окно, золотое пятно,
Светит – и еле виднеется.
А вокруг –
Радуги тоненький круг.
Ничего, что так далек. 
                [26,  с.17]

Здесь возникает новый образ – Луны, среди ненастного ночного неба,  что  перекликается с  известным  разговорным:  «Хочу Луну с неба!»;  хотя иронически-насмешливый смысл этого выражения полностью исчезает.

  Вместо этого недосягаемая Луна – это и есть её Любимый,  которому там и полагается быть. Такое согласие  на удалённость  Желанного  переводит автора на следующую ступеньку духовного развития. Теперь редкие письма уже не сжигают.  Это  удовлетворение просматривается   в следующих стихах.

Пылинка-спора, маленькая крошка
Легла на чашу Солнечных весов -
И в Небеса раздвинулось окошко,
И вновь грохочет Эхо Всех Громов.   
               
                [26, с. 19]

Итак, новый образ.

Спора  - это  невидимое невооруженным глазом семечко, будущее… Чьё?  Гриба, например.  Папоротника…  А здесь – это просто символ Возрождения любви,  когда с  виду от неё ничего не осталось.
И об этом ещё и так:

«Всё смято и растоптано,
Истёрто в порошок…
Ну, а из каждой крошечки?
- Проклюнется росток».               
                [26, с. 17]

Спора, пылинка, крошечка. Что-то минимальное, но вполне реальное. Автор образом споры,  истёртостью в порошок,  проводит свою мысль:  «Любовь никогда не исчезает полностью, она может только затаиться». 

В стихах этого периода снова возникает ощущение, что всё в порядке и очень  хорошо.

И  новый космический образ – «Солнечные весы» в руке, по-видимому, самого Солнца.

И всего-то спора  пылинкой легла на одну из чаш -  и  вот уже снова Жизнь с появившимся над ней куполом неба. Но и звуки Земли напомнили о себе своим грохотом.

Этот образ  -  «Эхо  Всех Громов» -  символ неожиданностей,  поворотов,  высот и  провалов. И об этом  тоже есть стихи.

Хребты, перевалы
И снова хребты –
Ещё не бывало
Такой высоты!
Лавины, обвалы,
Пустоты, провалы…
Полгода – как много!
Полгода – так мало…      
                [26, с. 23]

Сплошное метафорическое видение того, что выпало на долю двоих.
Столько препятствий – «Хребты, перевалы и  снова хребты». Но препятствий,  сопряженных со светлыми переживаниями любви, с её высотой.

А вот и  второе положение маятника – печали и горести – «Лавины, обвалы, пустоты, провалы». 
И в конце – своеобразный оксюморон:

 «Полгода - как много!
 Полгода - так мало!».

Ситуация становится стабильной, письма по-прежнему редки -  и вот  на этот вариант взаимодействия  появляется новый образ: «провод,  ниточка, канатик».

- Только б провод не порвался!
Только б ниточка вилась!
Только б голос не сорвался…
За Судьбою - глаз да глаз.
               
                [26, с. 24]

Общение душами - это то, что объединяет людей вообще, а любящих  - особенно. Поэтому образ «ниточка», «провод» логичен,  поскольку отображает суть  связи двоих. Не случайно, видимо, возникло  выражение - «привязанность».

По сути, – это стихотворение – установка, которое перекликается с общеизвестной  народной  поговоркой: «На Бога надейся, а сам – не плошай!».
Так и наш автор выражает ту же мысль: «За Судьбою - глаз да глаз».
Это метафора.

Совершенно очевидно, что вся сложность взаимоотношения двоих – это уже судьба: от себя, своей любви,   не уйдёшь, к  Милому не приблизишься, но можно использовать любую возможность -  или  махнуть рукой.
Однако,  наша лирическая героиня последний вариант отвергает полностью!

 
Её любовь питает как таковая, как состояние души. И здесь мы встречаем новые образы, на этот раз – Космоса.

Я бегаю по Космосу,
Я бегаю по небу,
По звёздам,
По планетам,
По Млечному Пути –
И бег мой нескончаем,
И отступает небыль,
И набираюсь силы –
Ухабами брести…
                [26,с.23]

Теперь высота взлётов  любви не на Земле – это не хребты, хоть и высокие, теперь это  небесные светила и даже Млечный Путь. Только эти взлёты двоих  и помогают жить в повседневности - для этого употребляется метафора «ухабами брести».

«Какая  привязанность к Земле, к  реакции Второго! Как низко я ещё «бегаю» - по проявленному миру, хоть  и  небесному… И снова  возвращаюсь  к земле и её ухабам, не  мысля возможности  постоянного  самостоятельного  полёта   Любви  над  ней»  - так  автор  определяет эту  стадию  своего внутреннего развития

                26, с.24.
   
Мысль  лирической героини  снова и снова возвращается к  непростой ситуации отдалённости её и любимого.

Драгоценные грани,
Что ни миг – то иное:
То рубина сверканье,
То совсем голубое,
То высот озаренье,
То  потьма  преисподней,
И из каждого завтра -
Золотое сегодня.                [26,с.46].

Здесь как будто, некий  кристалл, хоть и невидимый, вращается перед  глазами – главный образ, остальное видится  только через его грани.
 
Цвета  неслучайны: красный - «рубина сверканье»,  традиционно отражает земную эмоциональную напряжённость и страсти вокруг  любви, и тогда нередко, как следствие – «потьма преисподней». 

Голубой цвет – это поэтическое вдохновение и жизнь души. Именно это и названо здесь «высот озаренье».
Кристалл  -  вращается,  жизнь у двоих то возносит, то  опускает. Цветовое иносказание, метафора.
 
 
А  переносить это всё тяжелее. И вот последние две строчки как раз  метафорически  говорят об этом таким удивительным иносказанием. Хотя  у героини нет никакого желания это прекратить.

В любой момент, будто шар воздушный:
Откроешь дверь – и взлечу!
А ты всё тлеешь, Судьбе послушный  -
А я надрываюсь, кричу!..

В роли сравнения  здесь  новый  образ – «шар воздушный».  Он отражает  состояние героини в моменты любовной идиллии. Но вдруг – стоп! Что-то случилось?
Я-то двигаюсь, а ты отстал…
Заблудился межу скал?
Или всё ж нашёл, что так искал?
Или просто сник, устал?             
                [26, с. 24]

Литературная героиня угадала: случилось то, что  её любимый  женился!
 
Следующий цикл стихов, другие годы. И другой герой. И детали нестыковок у двоих иные.

Оттого и высвечивается в стихах  иное, и изобразительный  ряд тоже  новый.

Мне смертный приговор
подписан от рожденья,
От нашей встречи -
он в тебе самом,
В твоем спокойном
и инертном тленье,
В счастливом свойстве
делать все с умом...

И чем желанней я,
проникновенней - слово,
Чем больше я
нарушу твой покой,
Тем яростней
ты борешься с собой,
Убьешь в себе меня -
и замерцаешь снова...
               
                [28, с.12]

Мужчина испугался жизни, закрылся - мерцает.
Женщина открыта полностью.
Ему остаётся только метафорически «убить в себе» желанный образ, так он его тревожит.
Далее – метафора  «замерцаешь», всё развивается из этого.

«Смертный приговор» приведён в исполнение. 
Ситуация для лирической героини невыносимая – ведь любовь – это волна, и в своем высшем стоянии остаться не может, она требует возможности выкатывания на плоский берег – или разбивается в мелкие брызги о препятствия. Но герои расстались навсегда.

Это было пиком - вчера,
А сегодня стало равниной...
Ты живешь во мне, как гора
С опрокинутой вниз вершиной...               
                [28, с. 9]

Всё стихотворение зримо-метафорично.
В  будущем нет ничего, даже препятствий.
И вот не «пик» – а «равнина», она неожиданна и болезненна.
И поэтому воспоминание – это мир, перевернувшийся вверх ногами -  вот смысл очередной метафоры – «гора с опрокинутой вниз вершиной».

Память пролистывает дни. Вот момент расставания.

Лоб - в стекло,
в ладони,
в стену...
Горько -
в твое
плечо...
Уже в разлуку?!
В смерть?!
В геенну?!!
Жить!
Хоть немного!
Еще!! ...               

                [28, с. 10]