Педагог. Глава 1

Софья Сонецкая
Глава 1.Ковалентная связь.

В душе ее полыхал пожар. "Разве так бывает в моем-то возрасте?" - удивлялась Елизавета Григорьевна. Тихая, скромная учительница, мама совсем уже взрослой дочери.
Она шла по аллее желто-зеленых деревьев, стараясь наступить на опавшие, но еще свежие листья.
Забавно было наблюдать за ней со стороны.


###


"Типичная училка в предпенсионном возрасте"- стучало в ее голове. Учительница случайно услышала  разговор двух старшеклассников. Кровь бросилась к ее лицу, и она порывисто развернувшись ушла.
В учительской она села за стол, и украдкой смахнула предательскую, невесть откуда взявшуюся, слезу.
Мальчики ошибались. До пенсии было еще долго. Целых девять бесконечных лет.
Внезапно она поняла, что у нее закончились силы, и она не сможет дойти до класса, чтоб провести урок.
В душе стало пусто. Пугающе пусто.
Прозвенел звонок. Елизавета  встрепенулась. Силой взяв себя в руки она встала.
"Не смогу, не смогу!" - шептала она перед дверью.
10"б" - гроза всей школы. Этот класс мог свести с ума кого угодно.
Язвительные замечания, вальяжное поведение ...

Именно в этом классе учился Николаев. Единственный сыночек помощника депутата.
Почему его оставили учиться именно в этой, самой обычной школе, и после того, как мать заняла эту должность, было никому не ведомо.
Амбиций у них было... у обоих...
Сын почувствовав власть матери, вкус денег, которых раньше катастрофически не хватало, стал абсолютно неуправляемым.
Как бы смешно это не было, но сам депутат имел в городе куда меньшее влияние, чем его рьяная помощница.
"Хоть бы прогуливал" - подумала она, открывая дверь.
Николаев восседал на ее месте, водрузив на нос ее очки.
Внутри у нее поднялась мелкая дрожь. "Не смогу!" - стучало в висках.
"Николаев, положи очки и займи свое  место!" - произнесла учитель.
"Петр Иванович, положи очки и займи свое место!" - с сарказмом поправил ее наглый ученик.
"Николаев Петр, до Ивановича еще не дорос, а уважения не заслужил!"
"Рискуете, Лизавета Григорьевна!"
"Елизавета!- одернула она, добавив, - Риск дело благородное, Николаев!"  Она подошла к нему и ребром ладони указала его место.
"Была бы хоть настоящая шишка, а то какой-то помощник!" - возмущалась внутри себя она. Но страшно почему-то стало.
Некстати вспомнилась Ирина Николаевна, которую в прошлом апреле с почестями выдворили на пенсию, не дав даже довести класс до выпускного, именно после такой же перепалки. Николаева, мать-одиночка, напоминала ей одиночку-волка. Разъяренную волчицу, способную перегрызть глотку любому, кто не так посмотрит на ее драгоценного детеныша.
В голове в связи с воспоминанием об Ирине, всплыл разговор подростков об ее возрасте.
 
Предпенсионного возраста...Что вы, птенцы желторотые, знаете об возрасте! Молоко еще на губах не обсохло, а они уже строят из себя мачо. И что они меня обсуждали? Далась я им?" - недоумевала она.
"Не смогу!" - с внезапной очевидностью поняла она.
Уголки рта опустились, плечи поникли и она за мгновение стала старше лет на 10. Ужасная усталость навалилась на нее.

"Тема урока "Ковалентная связь в органических соединениях" - пересилила себя учитель.
"Лизавета Григорьна, неужели вы думаете, что хоть кому-то в этом классе пригодится эта... как я там... связь?"
Николаев хитро улыбался, чувствуя себя победителем если не  в жизни, то в этой сегодняшней перепалке точно.
"Елизавета. "Е" Не Лизавета, мы не в колхозе сейчас, Николаев. Мое имя Елизавета. А отчество Григорьевна. Напоминаю, на всякий случай"
"Мое имя Петр Иванович, а не Николаев, если вы забыли, хотя ..."
 Он многозначительно умолк, и Елизавета поняла, что следующие его слова будут о склерозе и возрасте.
Она поспешно заговорила о ( будь она трижды неладна ) о теме урока.
"Чтобы образовалась эта связь, два атома должны отдать по электрону"
По классу пробежал смешок.
Учительница, рисовавшая на доске атомы, обернулась.
Николаев, улыбаясь во весь рот, жестикулировал, показывая свои знания по теме. "Два атома - шептал он - должны отдать"
"Николаев, первым партам не видно. Выходи к доске и рассказывай всем, раз уж ты уже все знаешь и готов отвечать!"
Петр хмыкнул и вальяжной походкой вышел.
"Что рассказывать? Про два атома и их связь?" - с усмешкой спросил он.
"Именно!" - не сдавалась учитель, понимая, что урок будет сейчас сорван.
Ученики, сидевшие за партами, притихли, ожидая, что сейчас отколет Петька.
"А вы сами-то знаете, что отдают...  когда это... в эту...  в общем,  когда вступают?"
"Я-то, знаю! А ты либо  прекрати паясничать, либо отвечай по существу. В противном случае, получишь двойку!"
Во всей школе знали, поставить пару Николаеву, получить проблем на полгода. В лучшем случае. Самое ужасное, что об этом знали и ученики.
"Двойку? - несказанно удивился он. - Вы смелая женщина, Елизавета Григорьевна! Прям зауважал вас!"
Двойкой ему не грозили с 9 класса. Учителя не без подсказки директора поняли, что лучше натянуть трояк, чем отписываться потом в департамент.
"Николаев, ты же хороший парень! Пойми, мама мамой, а ты живешь жизнью своей! Выйдешь ты неучем, а дальше что? Купят тебе диплом, и? Пойми, Николаев, на чужом авторитете далеко не уедешь! У каждого человека должно быть свое, собственное имя!"
"Да я знаю!" - Николаев вдруг сник.
"А что мне делать прикажете? Что? Вы же все как ко мне относитесь? А вы думаете, я ей не говорил? Что мне остается делать, если вы меня все здесь ненавидите?  Хотел в техникум уйти, да кто меня спросил?"
Петр сел на парту и опустил на голову, закрывшись руками.
"А ты держись, Николаев. Несмотря ни на что, держись. И начинай учиться. Ноябрь уж на пороге. Ты сам себе докажи, что можешь! Сдай ЕГЭ сам, да так, чтоб на бюджет пройти. Чтоб мог гордиться собой!" - Лиза подошла к нему и материнской нежностью провела рукой по его вихрам, торчащим в разные стороны.
"Какие они еще в сущности дети! И как тяжело им отвечать за поступки родителей!" - думала она.
Внезапно он встал и со злобой в глазах, ругая себя за эту слабость на глазах у всего класса, с апломбом сказал: "Поверили? Гладить подошли... Все матери расскажу. Да так, что без работы останетесь!"
Петька совершенно не знал, как теперь ему вернуть, в одно мгновение рухнувшие,  позиции.
"Ты сначала подумай хорошенько. Кем ты хочешь быть- маменькиным сынком или самостоятельным человеком!"
Учитель подошла к доске и оставшуюся часть урока рассказывала об электронах и орбиталях. Никто ей больше не мешал.
Прозвенел звонок и все вышли из класса.
Лиза открыла стол и посмотрела на свои немногочисленные личные вещи. Несмотря на то, что на первый взгляд, она вышла победителем, на душе было скверно. Она знала, что возможно, это был последний урок в этой школе.
Дверь открылась и в класс заглянул Петр.
"Спасибо вам!" - прошептал он.
"Если хочешь, возьмусь подготовить тебя по химии!" - искренне предложила ему Елизавета, из добрых побуждений, а  не из-за того, чтоб удержаться на работе.
"Хочу, Елизавета Григорьевна!" - ответил он 
"Отлично! Жду в субботу в 12.00 в 116 кабинете!"

Но их планам не суждено было сбыться...

Продолжение http://www.proza.ru/2017/10/08/1991