Дэвид Диксон. Возрождение и возрожденный человек

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Дэвид Диксон (1663-1664)
http://articles.ochristian.com/article13340.shtml

1. Возрождение

Мы будем говорить здесь не о возрождении младенцев или умерших во младенчестве, ибо у Бога есть Свой способ спасти их, но о возрождении тех, кто способен быть внешне призван служением Слова, и мы можем описать это следующим образом.
Возрождение, единое по силе с действенным призванием - это работа Божией непобедимой силы благодати, в которой Божий Дух, сопровождающий Его Слово, оживотворяет искупленного человека, до этого мертвого в своих грехах, и обновляет его ум, волю и все силы его души, домостроительно обличает его о грехе, праведности и суде, и делает его способным от души принять Христа и спасение, и посвятить себя на служение Богу во Христе, во все дни своей жизни.
 Главное, мы должны быть очень осмотрительными, чтобы в этой работе слава благодати была отдана только Богу, Его силе и мудрости, чтобы никакая часть славы возрождения не была отдана человеку и человек не восхитил славу Божию, но Бог имел всю славу за Его благодать, ибо ничто в воле и вообще в любых качествах, предусмотренных в человеке, не наделяет его той любовью, благодаря которой он мог бы быть искуплен и стать приемлемым для Бога. И вся слава принадлежит Его всемогущей силе, ибо Он, Всемогущий и  Невидимый, делает так, что человек, мертвый во грехах, оживает, Он открывает ему глаза, чтобы он воспринял спасительное дело Божие, забирает сердце каменное, и делает его новым творением, чтобы он мог желать и исполнять Божию  святую волю. Слава принадлежит также мудрости Того, Кто поступает так со своим творением, так как Он не разрушает, а совершенствует природную силу воли человека, ибо возрождаемый человек может свободно, сознательно и от всего сердца принять Христа и посвятить себя поклонению Богу. Причина, по которой мы настоятельно указываем на это, - то, что сатана, извращая учение о возрождении и убеждая людей, что они способны сами, по общей и естественной силе своей воли, без особой и действенной благодати Божией, обратить себя и также других, и этим льстит природной гордости людей, не давая им отрешиться от самих себя и смирить себя перед Богом; так он удерживает их от самоотречения, делая невозможным возрождение тех, которые введены в заблуждение этой ошибкой, и пытается затмить, насколько он может, сияние славы Божьей благодати, Его силы и мудрости в обращении людей. Гордые люди, считающие, что они могут прийти к Богу по своей воле, не отдают всей славы возрождению человека, которое может совершить лишь Бог во Христе, Который оставляет человеку не больше славы в его духовном возрождении, чем он имеет славы в своем естественном рождении (Иоан.3.5-8). И тот же прославленный апостол учит: "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Фил.2.13). И поэтому долг всех последователей Христа, и важнейшая обязанность тех, которые посвящены Богу - проповедовать славу Его милости, всемогущей силы и неисследимой мудрости; жить с ощущением своей пустоты и зависеть только от благодати и полноты Христа, и отвергать гордое заблуждение человека, считающего, что его природных способностей достаточно, чтобы изменить себя; они любят видеть и находить действенные благословения служения Евангелия, и они будут приняты как истинные ученики, в день их встречи со Христом Судией при Его Втором Пришествии.
Для возрождения должны иметь место пять условий.
1. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор.2.14).
2. Дух Божий, Который обличит человека о грехе, об истинной праведности и о суде (Иоан.16.9-11).
3. Возрождение, обращение и оживотворение грешника, при котором Бог в Своей несокрушимой силе создает и вкладывает в него новую жизнь и принципы: "Твой народ будет готов в день силы Твоей" (Пс.110.3 KJV, Иоан.5.21, 6.63).
4. Непобедимая благодать Божия творит возрождение и обращение, и она не уничтожает свободу воли человека, но делает его по-настоящему свободным, и совершенствует ее. "Я заключу завет с домом Израиля и с домом Иуды, и вложу закон Мой во внутренность их и напишу его на сердцах их" (Иер.31.31).
5. Человек в этом действии Бога, оживотворяющего и изменяющего его, пассивен и в духовном смысле мертв в грехах и преступлениях, но при осуществлении внешних средств, которых Бог повелевает использовать в его обращении и подготовке к доброй перемене - таких, как слышание Слова, чтение его, размышление над ним, расспросы о его смысле -  естественный человек имеет достаточную восприимчивость ума, как и к другим внешним воздействиям, и этого достаточно, чтобы отнять предлог к нерадению у тех, кто мог использовать эти средства и не использовал их (Мтф.23.37).
1. В отношении первого момента мы должны помнить, что предмет фактического возрождения, обращения и действенного призвания, человек, избранный и искупленный Христом, но находящийся в состоянии отпадения от Бога, лишен изначальной праведности, находится во вражде с Богом, склонен ко всяческому злу, совершенно непригоден и даже духовно мертв для всякого духовного блага, и в особенности для того, чтобы преобразовать, восстановить или оживить себя. Хотя и после падения Адама в нем есть некоторые искры разума, благодаря которым он может смутно понимать, что является духовно благим,  приемлемым и приятным для Бога, и желать спасти свою душу* (? - Пер.), тем не менее понимание невозрожденного человека считает блага и истины веры, предлагаемые ему, попросту глупостью, а его воля представляет духовные вещи как неопределенные или ничтожные и относится к ним соответственно. Также невозрожденный человек, после размышлений и сравнения объектов, достойных, приятных или хороших по внешнему виду, естественно склонен предпочесть и выбрать любое, как ему кажется, хорошее или выгодное дело, относится ли его предмет к благам естественным или гражданским, а не то, что действительно морально хорошо и достойно чести. Если же ему предстанут духовные блага, то, в каком бы свете они ни были восприняты естественным человеком, он не воспримет их иначе как в понятиях естественного блага, и они будут облечены для него в образ неких природных благ, и представлены как выгодные для сохранения его естественного благополучия. Так лжепророк Валаам смотрел на блаженство праведников в их смерти, когда он отделил вечную жизнь от веры и освящения, и не принял средства, назначенные для нее: "пусть я умру смертью праведных, и пусть мой конец будет таким, как у них" (Чис.23.10 KJV).
Таким образом женщина из Самарии не понимала дар и благодать Святого Духа, и спасение, предложенное ей Христом: "Господь, - говорит она, - дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды снова, и не приходить сюда, чтобы черпать воду" (Иоан.4.15 KJV). Таково было и неверие евреев во Христа, пришедшего, воплотившегося м пострадавшего  для их духовного окормления, (Иоан. 6.33-35); ибо "плотский человек не может знать того, что от Духа Божия, потому что о сем надобно судить духовно", и естественный человек лишен Духа Божия (1 Кор.2.14). Потому плотская мудрость есть вражда к Богу, ибо она не подчиняется закону Бога, да и не может быть покорна ему (Рим.8.7). Таким образом, способности естественного или невозрожденного человека не приспособлены для взыскания духовных благ и любви к ним, потому что он является полностью естественным, а не духовным; ибо сверхъестественный объект требует вышеестественной силы понимания и воли, чтобы принять и правильно понять его. Но эти вышеестественные способности отсутствуют у невозрожденного человека, , и в плане духовного различения, он мертв, так что он не может различать духовные вещи духовно.
2. Что касается второго условия возрождения человека, то оно состоит в том, что Господь должен разорвать плотские убеждения человека, которого Он обращает к Себе. Во-первых, он показывает ему его долг, истину закона и завет дел посредством могущественного просвещения Святым Духом,  и таким образом, отнимает всякий предлог незнания. Во-вторых, Он показывает ему его вину и то, что он заслуживает проклятия, в котором он участвует, и так убирает все тщеславие и фантазии о его невинности. В-третьих, Он убеждает грешника в его полнейшей неспособности удовлетворить требования закона, или избавить себя от проклятия оного путем дел и послушания или же путем страданий, и заплатить за нарушение этого закона Божьего; и, таким образом, отменяет всякую его уверенность в себе или в своих делах. Это вводит избранного человека в отчаяние, в котором он оказывается, будучи предоставлен самому себе, потому что он видит себя грешником, и все его надежды на оправдание своими делами или страданиями отрезаны. Теперь ясно, в чем состоит работа Святого Духа: "когда Утешитель, Дух истины придет, Он обличит мир о грехе" (Иоан.16.8). И в этом состоянии дорогие Божьи дети, на время, находятся под узами закона, под духом рабства и печальным приговором.
3. Что касается третьего момента, то Господь, после того как Он открыл Своему избранному чаду, которое должно быть возрождено, его грехи посредством закона, Он, во-первых, открывает ему свет учения Евангелия и позволяет ему увидеть, что прощение его грехов и спасение возможно посредством Христа-Искупителя.
Во-вторых, Господь приближается к осудившей себя душе, общается с ней посредством морального убеждения, ласково приглашая ее в проповеди Евангелия получить Искупителя, Иисуса Христа, вечного Сына Божьего, явившегося во плоти, ради обретения прощения грехов, обновленной жизни и вечного спасения, то есть благ завета благодати и примирения с Богом.
В-третьих, поскольку в падении Адама человек лишен всякой духовной и сверхъестественной силы, когда он сверхъестественным образом оживляется и преобразуется всемогущей силой Божьей благодати, поэтому Господь Своей действенной сверхъестественной силой придает ему новые нравственные убеждения и формирует в душе духовную способность и возможность делать то, что приятно Богу, и спасаться в соответствии с Его волей. Это вливание новой жизни иногда называется возрождением, иногда формированием нового творения, иногда воскресением из мертвых, оживотворением или одухотворением человека, иногда спасительной благодатью, ибо жизнь Бога как Его семя вкладывает в человека благодатные принципы и привычки, которые совершенствуются посредством добрых дел и упражнений.
Между тем, правда заключается в том, что все люди, в силу своего врожденного растления, имеют склонность и желание сопротивляться Святому Духу; но, когда Господь на самом деле преобразует человека, Он побеждает и забирает фактическое сопротивление, и так побеждает и ломает власть стихийного бунта, чтобы навсегда воцариться в человеке. Ибо если бы Бог не отнял фактическое сопротивление человека в его возрождении, это возрождение несомненно провалилось бы, и Бог был бы разочарован Своей целью изменить человека, даже когда Он простер Свою могущественную силу для преобразования. Но Бог так мудро и мощно внедряет в его жизнь благодать и заставляет ее так работать в понимании, суждении и воле человека, что ее действенная сила переплетается с его природными способностями, и именно так производится Божие сверхъестественное действие. Поэтому новое творение начинает искать Христа Спасителя и стремиться к Нему, и душа приемлет все, что предназначено для ее праведности и спасения, как это предлагается в Евангелии.  И так она начинает стремиться ко Христу, чтобы никогда не отступить от Него, но по вере принять от Него благодать на благодать, пока она не будет доведена до совершенства. И так человек, который был просто пассивным в его оживотворении и возрождении, начинает быть активным в своем обращении и последующих действиях, ибо Бог дает ему хотение и действие по Своему благоволению; и он, получив от Бога действенное призвание, будет творить добрые дела.
4. Далее, когда сила Божия действует неодолимо в преобразовании души, эта работа так далека от разрушения естественной свободы воли, что она на самом деле спасает и совершенствует ее, и сосредотачивает эту свободу на правильных объектах. Ибо, как когда Бог отверзает очи понимания человека, чтобы он видел чудеса закона Его, снимает природную слепоту его ума и дает человеку увидеть  Евангелие - эту мудрость и силу Божья ко спасению, что иногда человек считал просто глупостью, Он не будет никаким образом уничтожать способность суждения и понимание человека, но сделает их правыми, поможет, исцелит и усовершенствует. Поэтому, когда Дух Святой течет и движется мощно и действенно, Он побуждает человека принять сладкое и полезное предложение  благодати Христовой в Евангелии, и заставляет человека сознательно выбрать этот благословенный путь спасения, и отбросить всякую уверенность в себе или в любом другом. Таким образом, Он не разрушает, а совершенствует свободу воли, избавляет ее от смерти и пагубных склонностей и дает человеку наиболее радостно и свободно избрать эту драгоценную жемчужину, и благословляет этот выбор навсегда. Поэтому пусть никто не жалуется на то, что если человек был сотворен со свободой воли - это плохо*, ибо Бог останавливает его путь в ад, и мудро, мощно, благодатно и нежно дает ему выбрать путь к жизни. Но пусть люди будут осторожны, чтобы всегда отдать славу за реальное возрождение людей Богу, а не кумиру их свободной воли, или сделать себя соучастником славы возрождения вместе с Богом, Который не даст Своей славы другому, но оставляет ее только Себе, в момент возрождения, подобно как Лазарь в могиле, которому Бог повелел встать, лишь от Него мог получить жизнь и власть встать из могилы, где он лежал мертвый и гниющий.
5. В последнем моменте мы должны отличать собственно дело возрождения от подготовки человека к нему, в результате чего он становится более способным к возрождению, которому предстоит совершиться в нем. Эта подготовка, приспосабливая человека к возрождению, не является ни частью, ни степенью такового, ибо хотя Господь не обязан совершать эту подготовительную работу, но Он обязывает человека практиковать использование этих внешних средств, которые могут подготовить его; ибо за счет использования внешних средств (например, слышания Слова, бесед и катехизации)  человек может быть приближен к возрождению, как о том учит Сам Христос, обращаясь к фарисею, наставленному в законе, которому Он сказал: "Ты недалек от Царства Божия" (Мк.12.34). Эта подготовка к возрождению подобна сушке древесины, чтобы ее быстрее охватил огонь при растопке. Такая сушка не является ни частью, ни степенью растопки, ибо сухое дерево, возможно, пойдет на топливо не сразу или даже значительно позже.  Но если речь идет об этих подготовительных упражнениях, то никто не будет отрицать, что естественный человек имеет естественную силу, чтобы пойти и послушать проповедь, почитать Писание, участвовать в оглашении и беседах, которые Бог, если пожелает, может использовать в возрождении человека. Поэтому всем, кому проповедуется Евангелие и повелевается покаяться, уверовать во Христа, или обратиться к Богу, велено также использовать все внешние средства, с помощью которых они могут познать то, чего требует от них долг, и средства, ведущие к нему, при осуществлении которых внешними средствами, они могут встретиться с различными общими действиями и влиянием Божьего Духа, прежде чем они будут созданы заново или изменены, и это может иметь место как до, так и после обращения. И если человек отказывается выполнить некие подготовительные упражнения, которые могут подготовить его к возрождению, он не имеет оправданий перед Богом и людьми, ибо он виновен и отказался от примирения; виновен в сопротивлении Святому Духу, в каковом грехе и вине святой мученик Стефан обличает неверие иудеев (Деян.7.51).

* Преувеличение, явно вызванное влиянием естественного права на пресвитериан
** Строгие баптисты обычно не разделяют этот взгляд, хотя его высказывал Кальвин, мбо считают, что свободой в надлежащем смысле слова обладает только новый человек во Христе.

2. Возрожденный человек

Так как возрожденный человек есть тот, кто ясно убежден в своей греховности и заслуженных им страданиях, и в своей полной неспособности помочь себе, если он отбрасывает все доверие к себе и к праведности своих дел и бежит ко Христу, как Он предложен в Евангелии, ибо для него только во Христе может быть истинная мудрость, праведность, освящение и искупление, и он всем сердцем посвящает себя Христу, чтобы попытаться, в силе Христа, служить Богу приемлемо для Него все дни своей жизни.
На основании этого описания мы имеем слова апостола, где он проводит различие между истинным народом Божьим и поддельным, и говорит, что истинно обрезанные - это "мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся" (Фил.3.3 KJV). В этом описании возрожденного человека апостол сначала указывает пред нами три дела Духа в возрождении, а затем три обязанности возрожденного человека.
Первое действие Духа Божия, обрезание сердца - это смирение человека, открытие ему смысла его греха по учению закона, отбивающее у него всякое чувство своей свободы, самоцен и способность самому себе помочь, так что человек не имеет уверенности в плоти.
Второе действие - это внедрение спасительной веры, которая соединяет смиренного человека со Христом в завете примирения и дает опираться на Него как единственного и достаточного для исправления греха и страдания, так что Христос становится для него всем и он радуется Ему и прославляет Его.
Третье действие - это созидание верующего во Христа, так что он стремится к новому послушанию и поклоняется Богу в Духе.
Что касается трех обязанностей возрожденного человека, первая из них заключается в том, чтобы следовать водительству Духа и все больше и больше смирять себя перед Богом в чувстве собственной недостаточности, и сторониться всякой опоры на свой характер, удел, дары или страдания, или что-либо еще, кроме Христа: он не должен иметь "никакого доверия к плоти".
Вторая обязанность, чтобы расти в глазах Христа - это полагаться на Его праведность и полноту всей благодати для верующих, наслаждаясь доверием Ему и утешаясь во Христе среди всех трудностей, бед и искушений: так святой должен радоваться во Христе Иисусе.
Третья обязанность - стремиться к соединению с Богом и оказывать новое послушание во всех случаях, поклоняясь и служа Богу в простоте сердца; это и есть долг чтить Бога.
Далее апостол говорит о том, что является несомненным знаком и свидетельствует о возрождении сердца человека: будучи возрожден и обрезан в сердце, он упорствует в постоянном стремлении развивать эти три обязанности совместно, так как каждая из них может продвигать другую, и среди многих своих слабостей и недостатков он практикует новое послушание и поклонение Богу в Духе. И даже свои промахи он использует, чтобы избавиться от всякого доверия к себе и своей праведности, так что наши ежедневные неудачи могут смирить нас и отрезать от доверия к плоти.
Давайте использовать свои недостатки так, чтобы они не мешали нам доверять Христу, но, напротив, чем меньше основания для уверенности мы находим в себе, тем выше будем ценить прощение грехов и вменение Христовой праведности. Но при этом будем просить в вере, чтобы нам было дано больше сил и способностей во Христе, чтобы идти дальше свято и праведно перед Богом. Будем бежать ко Христу и утешаться им, и при этом не обращать благодать к распутству; но чем больше мы верим в благодать Иисуса Христа, тем больше давайте стремиться к тому, чтобы Его силой прославлять Бога в новом послушании. И в кругу этих трех обязанностей мы будем подниматься все дальше ввысь по лестнице к небу, ибо Бог обещал, что "надеющиеся на Господа обновятся в силе; они поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Ис.40.31).
Сочетание этих трех обязанностей уверенно свидетельствует о возрождении. Если  не будут приложены серьезные усилия исполнения всех этих трех обязанностей, свидетельство о возрождении сильно потемнеет и подвергнется испытаниям, а если этого будет не достаточно, чтобы доказать, что человек возрожден, то он будет лишен всякой уверенности и наполнен чувством греха, заслуживающего гнева, и человек, который имеет не более того, может погибнуть в таком жалком состоянии, как мы видим это у предателя Иуды, чья совесть была отягощена чувством греха, но он не стал искать милости и прощения. Недостаточно хвалиться знанием Христа, исповедовать Его и говорить о почтении к Нему, потому что многие зовут:  "Господи, Господи!", которые не отрекутся от их уверенности в собственной праведности, и не будут поклоняться Богу в духе, ибо о таковых Христос говорит: "не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Божие" (Мтф.7.21). Этого не достаточно, чтобы притвориться, что поклоняешься Богу в Духе; ибо все те, кто думают оправдаться своими делами, почитают их способом служения Богу, истинного и духовного служения и поклонения, как это видно у надменного фарисея, который гордился перед Богом за свою праведность, и признавал, что Бог дарует ему святость и праведность, которую он имел. "Благодарю Тебя,  Боже, -  говорит он, "что я не как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк.18.11). Этот человек, говорит Христос, пошел домой неоправданным, оставшимся в грехе.
Чтобы доказать, что человек возрожден, ему недостаточно исповедать грех и былую неправду, а затем обещать и начать исправляться, ибо этого мог достичь и фарисей. И есть многие, которые исповедуют себя христианами, которые думают, что они по существу оправдаются своими и других святых делами и страданиями, и презрительно насмехаются над учением о вмененной праведности Христа. Сколько тех, что думают, что их былые грехи могут быть убраны подальше, и задаются целью изменить свою жизнь в будущем? Сколько тех, кто, не разумея праведности Божьей, которая от веры в Иисуса Христа, пытаются поставить собственную праведность, как  некогда делали евреи (Рим.10.3)? И как мало тех, что следуют примеру апостола, который старательно служил Богу в духе и истине, но не полагался на свою праведность, и он просит все больше и больше, чтобы быть во Христе, не имея собственной праведности, и знает, что его долг заключался в том, чтобы иметь не совершенное послушание закону, но праведность по вере в Иисуса Христа (Фил.3.9)?
Но тот человек, который ежедневно в чувстве своей греховности и нищеты бежит к Иисусу Христу, чтобы он мог быть оправдан правдой его, и старается верить в Него, чтобы принести плоды нового послушания, но не уверен в этих своих делах, когда он сотворил их, а радуется Иисусу Христу, Который является Источником святости и блаженства, - такой  человек, говорю я, несомненно, возрожден, и он новое творение, как апостол возвышенно описывает его.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn