Серия Уходящие города. Музей под ногами

Татьяна Тес
Она не попала в объектив фотографа, нет исторических картин, где она была бы запечатлена, нет и архивных документов, упоминающих о ней. Но она существует, она реальна, и время над ней не властно!
Когда я первый раз увидела этот участок дороги, а именно пятьдесят метров в начале улицы Льва Толстого, напротив дома 1/3, то глазам своим не поверила. Булыжная мостовая -  уникальное место, находка для киношников. Это потом я стала уточнять данные о ней, а первое чувство было самое простое – вот же дорога какая, мало того что красивая, так еще и без единой ямки и лужицы, стоит века и ни единый камушек-то не вывалился. Полукругом сделана, чтобы вода стекала. Бордюра нет, а она не размывается. Чего не скажешь о других дорогах города, где яма на яме. Да что говорить, проблема знакома, а материал мой не об этом.
Не многие города России сегодня могут похвастаться сохранившимися булыжными мостовыми, а у нас в Бежецке - стоит целёхонька.

Я прошлась по уникальной дорожке, остановилась, и мысленно возникли  образы – вот пронеслась по мостовой телега, слышится цокот копыт. Каждый камушек  под ногами напоминает о прошлом. По скромным подсчетам историков этому кусочку мощеной булыжной мостовой в Бежецке около 200 лет. В одних источниках говориться, что она построена в 1812 году.

- Точных данных о строительстве мостовой нет, - пояснила Ольга Ванина, главный библиотекарь Бежецкой детской библиотеки, на удачу, встретившаяся мне, когда я фотографировали мостовую: « Скорее всего, ее строили одновременно с купеческими домами, а это начало 20 века. Тогда же и была вымощена центральная улица. При этом стоит отметить, что в то время  наличие в городе мощеных дорог говорило об относительно богатом купеческом городе. Таковым наш любимый Бежецк и являлся в предреволюционное время».

Я поблагодарила Ольгу и продолжила свое мини-путешествие по каменному участку улочки, которая идет параллельно Липовой аллеи. У проходивших мимо меня бежечан,  я поинтересовалась - знают ли они сколько лет этой булыжной мостовой? Мнения  разделились, кто-то помнит ее всю свою жизнь, а это значит 50 лет, кто-то помнит, как ее реставрировали лет 30 назад, а юноша смело заявил, что ее надо разобрать и закатать в асфальт, дескать, очень плохо на машине ездить, трясется вся на булыжниках. А одна из жительниц дома, вдоль которого проходит мостовая (дом эпохи сталинского классицизма), высказала пожелание сделать этот кусочек дороги историческим местом, поставить табличку и взять под государственную охрану.
На следующий день я озвучила это предложение Марине Панфиловой, генеральному директору КДЦ « Домъ Иванова».

- Очень разумное предложение, тем более, история хранит некоторые данные об этой булыжной мостовой. Мощеная дорога вела к реке Остречина на водовозный плот. Сюда лошадьми, завозили огромные бочки, там ковшами заполняли их водой из реки и развозили по районам города. Эта мостовая первоначально служила для удобства перевозки воды. Дату ее строительства определить сложно,  ХIХ век скорее всего, - пояснила Марина Викторовна : «Ни одной исторической фотографии нет в наших архивах, однако есть небольшая картина, изображающая не саму мостовую, а водовозный плот, к которому вела булыжная дорога.

Это работа Ивана Костенко, знаменитого в Бежецке художника, преподавателя рисования в Реальном училище, который был учителем многих известных людей –  А.Н. Самохвалова,  Н.А. Родина и учителем А.П. Иванова. Каждое  воскресенье он со своими учениками ходил на этюды, и юные художники рисовали разные уголки города. Благодаря этим живописным работам мы можем изучать историю Бежецка. В нашем музее выставлена репродукция картины «Водовозный плот», подлинник храниться в фондах Бежецкого краеведческого музея. Возможно, это единственный экспонат, связывающий века и подтверждающий, что если был водовозный  плот, то и мостовая, проходившая вдоль Благовещенского женского монастыря, в то время уже была построена. До наших дней сохранился небольшой участок дороги, и сегодня он может нам о многом рассказать». 

Что здесь интересного, спросите вы? Уверяю вас, тут уникален каждый сантиметр, потому что каждый камешек является страничкой летописи, своеобразным средством коммуникации с прошлым. И вот что там можно прочитать.

В России булыжные мостовые появились в начале ХVIII века. Были даже прописаны специальные правила мощения улиц «каждому жителю свой двор предписывалось посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, чтобы были твердо утверждены и в дожди не заносило». Приведу  небольшой отрывок их воспоминаний академика Д.С. Лихачева о том,  из чего состоял процесс кладки булыжной мостовой : « … надо было подготовить грунт из песка, утрамбовать его вручную, а потом вколачивать тяжелыми молотками каждый булыжник. Мостовщики работали сидя и обматывали себе ноги и левую руку тряпками, случайно можно было попасть себе молотком по пальцам или по ноге. А ведь как красиво подбирали они булыжник к булыжнику, плоской стороной к верху. Это была работа на совесть, работа художников в своем деле».

Вот потому-то и стоят мостовые в некоторых старинных городах России и в нашем прекрасном городе Бежецке уже не одно столетие - крепкие, красивые и создают явную конкуренцию асфальту и без сомнения могут претендовать на музейные экспонаты - памятники истории, прямо под ногами, запорошенные пылью веков.


"Бежецкая жизнь" №30 3.08.2017г.