Новенькая

Александр Железногоров
               


   Она лежала в гробу как живая, только  лицо ее было бледным, а опущенные веки отливали пепельно-серым светом. Женька посмотрел на её губы-предмет вожделения мужской половины нашего класса, искусно подмазанные дешевой губной помадой- они уже не выглядели ,как когда-то, манящие, цвета спелой малины.

...Манюня к нам пришла в середине первого полугодия, как раз на октябрьские праздники. Она зашла в класс в середине урока литературы,  ее представила классу сама директор школы.
В классе воцарилось всеобщее волнение: не всегда новенькую представляет сам директор школы,но а то ,что новенькая была красавица, как  Машенька из сказок популярного в то время режиссера  Александра  Роу, это был уже свершившийся факт. Смущало то, что при  нежной и воздушной внешности, новенькая обладала довольно спортивной фигурой.
 
   -Прошу любить и жаловать. Мария  Вяземская, ваша новая ученица,- видно, что  директриса     была чем-то взволнована, но затем она ,усадив новенькую за парту к нашему математическому гению Женьке, долговязому очкарику, быстро ретировалась.

   В нашем выпускном классе  за время учёбы сложились своеобразные отношения,которые устраивали и учителей и учеников. Все проверки из вышестоящих организаций,открытые уроки и тому подобные мероприятия проходили в нашем классе гладко и достойно оценивались любыми комиссиями. Это была маленькая театральная труппа,в масштабе одной школы. Режиссером и художественным руководителем был Трофим, второгодник,которого учителя  тянули все десять лет. Он выстроил вертикаль власти по типу  "лагерной" дисциплины. У него были свои пацаны, шестерки, быки. Дисциплина в классе была железная, вся школа гордилась 10 "б"классом.

   Женька у Трофима был в рабстве:он делал за него домашние задания,все контрольные по математике,физике. Несчастному было наказано явиться в класс за полчаса до первого урока,чтобы Трофим и его окружение успело списать, а иногда из-за "особого состояния" пахана Женька строчил примеры в его тетради,причём его же почерком,чем очень гордился перед сверстниками.

   А Мария  почувствовала себя  инопланетянкой в  окружении такой странной, подозрительной и примитивной биомассы. Первые несколько дней она пыталась понять всю эту лживую подковёрную игру. Но однажды, когда на уроке литературы учительница  дала тему для дискуссии «Почему я считаю “Войну и мир” самым любимым своим произведением?» и начала спрашивать учеников, то все как один ,вставая,  говорили: "Не знаю" ,а некоторые просто молчали. Тогда Мария подняла руку и сама вызвалась к доске. Женька пытался её одёрнуть, что-то шептал, но новенькая стремительно  направилась к доске .В классе воцарилась гробовая тишина.
   -«Война и мир» –, начала своё повествование Маша,- это выдающееся произведение, читая которое, задумываешься над различными проблемами в окружающей...
   Мария не знала,что до урока литературы Трофим передал своим "шестёркам", что надо  наказать учительницу.  Эффект "домино" был отрепетирован до мелких деталей ещё в девятом классе. Это грозное оружие применялось редко, но если по приказу  "главшпана"   ставилось  на службу, то педагогический процесс  замирал, и только вмешательство администрации школы могло предотвратить дальнейшее развитие конфронтации.

   -Ты что сделала?,- со страхом в глазах шепотом спросил  Женька Машеньку,когда она вернулась за парту.
  -А что случилось, тебе не понравился мой ответ по теме?
  - Тебе разве не сказали, что сегодня  играем в домино на уроке.
  -Ну, во-первых, я не играю в домино и отдаю предпочтение шахматам, а, во-вторых. я не собираюсь подчиняться глупым и мерзким требованиям местной "верхушки".
   -Всё, Маша, мы пропали,-Женька опустил голову, - нам конец.

                ***

  Родители Марии после успешного окончания университета в Москве и  стажировки в дипакадемии на факультете "Международные отношения и внешняя политика" с десятилетней дочкой были направлены на работу  в Генеральное консульство маленького портового города  Японии Ниигата. В начале шестидесятых годов только начиналось торговое сотрудничество со страной восходящего солнца, а порт  на восточном побережье считался очень перспективным в плане товарооборота древесины.
Машенька стала посещать школу,которая располагалась  на территории консульства. Учебное заведение  работало в соответствии с  советскими образовательными  программами. Не большой по численности педагогический коллектив школы состоял из пяти наших педагогов, а японский язык,как факультатив, можно было посещать два раза в неделю.
   Язык древнего народа востока преподавал настоящий японец Володя Накаяма. Он хорошо говорил на русском языке - сказалась  разговорная практика послевоенного плена на стройках  Дальнего Востока.
А когда Володя злился, у него вырывалось страшное ругательство -"Японский городовой", смысл которого он и сам  не понимал. Учитывая то, что "несчастный" японец не выговаривал букв "л" и "ш",  диалоги с немногочисленными учениками превращались в веселое времяпрепровождение.
А ещё дядя Володя  любил поговорить о  философии в  Древней Японии, рассказывал о „Кодексе чести самурая". С разрешения родителей японец начал учить Марию  основам боевых искусств. Приёмы  и техника Джиу-Джитсу хорошо давались Машеньке, она была пластична и с хорошей реакцией, что было очень важно в искусстве ближнего боя. Неформальное общение  с настоящим  "сэнсэем" много дало для
формирования характера девушки: она по -другому стала воспринимать элементарные человеческие ценности, у неё сформировались   навыки общения со школьными друзьями и подругами,она искренне верила в доброту и справедливость окружающего мира.
 
    В конце шестидесятых годов закончилась каденция   главы семейства Ивана Вяземского в консульстве ,и его перевели для дальнейшей работы в город Хабаровск,где он возглавил отдел иностранного радио по Дальнему Востоку.

                ***
   После уроков Маша собрала тетрадки и учебники в свой портфель и направилась к выходу ,но путь ей преградил Витька Халилов, правая рука Трофима.
  -Слышь,ты, новенькая! С тобой хотят потолковать. Иди на хоздвор ,там увидишь,-ухмыльнулся Витёк и смачно сплюнул со свистом через щербинку между зубами.
   -Маша, не ходи,тебя они побьют,-бросился на перехват Женька.
   -Цыц, ботаник, твоя очередь ещё не дошла,- шикнул грубо Витёк.
   -Ты со мной?-посмотрела на Женьку Мария.
   -Да!-неожиданно для самого себя заметил сосед по парте и демонстративно  снял очки.

   Хозяйственный двор школы соседствовал с гаражом таксопарка, и узкая тропинка между  грудами металлолома терялась во мраке холодных,пахнущих бензином ангаров.
   Двое пацанов и Тимоха стояли посреди двора и курили. Увидев девушку, первым оживился Колька Шпынёв ,или просто  "шпынь".
   -Ну ,теперь расскажи,новенькая,как будешь расплачиваться за нарушение конвенции: манюшками или натурой?
   -Я вас не понимаю, о чем речь?-удивилась Маша.
   -Шпынь, объясни чувихе о чем базар,- впервые открыл рот Тимоха и затянулся "северком".

   Колька-шпынь был циничен и безжалостен, а в драках просто незаменим. Начиная заговаривать с жертвой, он, как опытный психолог, специально доводил ситуацию до критического кипения, но  и сам заводился до определённой точки и ,в определённый момент,когда жертва не ожидает ничего предосудительного,первым бил по лицу своей левой, а потом правой в солнечное сплетение.
   -Понимаешь ,детка,-вкрадчиво, почти шепотом  начал Шпынёв.
   Мария уже не слушала бред "шестёрки" ,её интересовал Трофим,которого она видела боковым зрением справа возле деревянного забора.
   « Присоединяться к движению противника. Двигаться мягко по кругу. Расслабиться и ни в коем случае не провоцировать соперника.  Сохранять позицию при подъеме или фиксации  на местности»,- повторяла про себя девушка. Зоркий глаз и её быстрая реакция  зафиксировали ту долю секунды,когда "шпынь" уже был готов применить свой коронный номер.
   -  Котэ кансэтсу но ката,-боевой выкрик Марии застал  врасплох нападавшего, но уже было поздно ,и левая рука "Шпыня" была надёжно зафиксирована в болевом приёме.  Маша ,не снижая темпа,а только  опуская центр тяжести и приседая вниз, повернула атакуемую конечность. Раздался типичный хруст в суставе  кисти и дикий крик  нападавшего.
   В это время девушка увидела, что позиция её ухудшилась  - она оказалась между Трофимом и  его дружком из параллельного  класса. Вдруг она услышала крик Женьки: "Сзади ! "
   -Тоби гьяку мае укеми!- И Мария  выполнила прыжок кувырком с поворотом назад, а правой пяткой ударила в грудь нападавшего. Удар был такой силы,что бедняга на секунду потерял сознание.
   -А теперь поговорим,Трофим?- тяжело дыша, закричала Мария.
 
   В это время на шум и крики сбежались учителя и ученики младших классов,учившиеся во вторую смену.Картина была удручающая:"король брода" Трофим был повержен и унижен перед всей школой.
 
   После этого случая начались проверки школы из гороно, крайоно, комиссии по делам несовершеннолетних  для  установления обстоятельств случившегося.  Были сделаны административные выводы, которые по определенным причинам ученикам не доложили.
   В 10 "б" классе учебный процесс проходил в стандартном режиме, но чувствовалась какая-то напряженность.  В сфере отношений между учениками  образовался вакуум:неформальный лидер и его окружение были низложены, их распределили по другим  школам города, а самостоятельно работать в классе, когда на тебя не давит жесткая система страха и лагерных понятий, они пока не научились.

  ...Печальные события,которые перевернули внутренние процессы в классе, сблизили Женьку и Марию: их стали видеть вместе в кинотеатрах, на катке стадиона "Динамо", в краевой научной библиотеке,на лекциях  для будущих абитуриентов  в пединституте.
   Перед новым годом Маша пригласила весь класс отметить праздник у неё дома. К этому времени у них уже  организовался костяк единомышленников в классе, для которых было очень престижно хорошо учиться. Кстати их оказалось довольно много.
   Вяземские жили в доме,которые хабаровчане называли  «Дом со львами», так как ступеньки творения сороковых годов пристально охраняли два льва, усталых  от  непрерывного позирования жителям города и гостям дальневосточной столицы.
   По случаю торжественности момента Женька надел галстук бабочка и отцовские "коры" с заостренным как игла носиком на натуральной коже и ,захватив из серванта бутылку  "Советского шампанского",поспешил на вечеринку.
   -Поздравляю вас с наступающим новым 1969 годом, желаю,чтобы вы были здоровы и выбрали себе правильный путь в жизни,-Иван Вяземский поднял бокал и обошел каждого из присутствующих друзей дочери.
   Вечеринка была в самом разгаре, когда ребята обратили внимание на отсутствие Марии. Женька обошел все комнаты и обнаружил девушку в маленькой предкухонной комнате. Маша сидела на стуле, скорчившись от боли , замотав голову холодным полотенцем.
   -Машутка, ты что? Все тебя обыскались, ты же хозяюшка,- насторожился парень.
   -Жень, это у меня давно. Очень сильно болит голова. Я вообще без цитромона не живу уже месяц.
   -А родители знают?
   -Я никому не говорила, думала пройдет, но сегодня после бокала шампанского боли усилились.
   -Надо срочно к врачу, Маша ,голова это не шутки,-Женька прошел в комнату к родителям и объяснил ситуацию...
   Через три часа приехали два подвыпивших санитара и врач. После короткого осмотра доктором было принято решение о продолжении углублённого обследования, но в условиях стационара. Машеньку погрузили в карету скорой помощи. Женька только услышал реплику врача: « Спасибо за понимание», когда отец Маши положил конверт в карман белого халата и захлопнул дверь "скорой".
   Через неделю родители увезли Машеньку в  Москву,в центр нейрохирургии имени  Н. Н. Бурденко.
Каждый день Женька с нетерпением открывал свой почтовый ящик в надежде увидеть заветное письмо из столицы нашей Родины.Но прошел месяц ,а кроме центральных  газет в ячейке ничего не было.
Потом пришла страшная весть,что Марии не стало. Операция по удалению опухоли височной доли
 головного мозга прошла неудачно и осложнилась кровотечением, отёком ствола головного мозга.

   Похоронили Машу в Хабаровске на центральной аллее кладбища за два дня до начала выпускных экзаменов. Каждый год 30 мая наш класс собирался на месте захоронения и поминали нашу Машу,нашу новенькую,которая успела проучиться в нашем классе всего менее трех месяцев,но перевернула наше сознание и доказала, что рабская психология  - удел слабых и немощных представителей мира человеческого.