Размышления о воспитании. Наказание

Наталья Папахова
Размышления о воспитании. Наказание

Каждый человек хочет, чтобы его уважали, помнили при взаимоотношениях, что все люди разные, что не бывает одинаковых людей, относились терпимо к недостаткам и замечали достоинства, каждый хочет взаимной любви. Сегодня уже многие понимают, что воспитание – не только обучение навыкам цивилизации, чтобы ребёнок стал человеком цивилизованным, а что безусловно необходимо напитывание души и духа человека, питание его сердца самым возвышенным и прекрасным. Помня обо всём этом, посмотрим на отношение взрослых к детям. Речь пойдёт о наказании.

Нередко можно увидеть отношение к ребёнку – маленькому человеку! – даже не как к своей собственности, а почти как к рабу, которого унижают и наказывают за провинности, нередко малые, иногда даже не разобравшись, даже телесно, не стесняясь присутствия чужих людей, как бы своим поведением говоря: «Со мной всё в порядке, это он (ребёнок) плохой». Думается, что не в порядке, если свой имидж в глазах окружающих утверждается унижением маленького человека. Да и вызовет ли уважение у окружающих в такой момент к себе взрослый, ещё вопрос. Не лучший вариант, когда творится подобное дома, при закрытых дверях. Да и слово иногда бьёт больнее ремня.

Предвидя возмущение моими размышлениями большинства взрослых, говорящих о том, что с древности розгами детей «учили уму-разуму», хочется спросить, а если ваш муж или жена или друг допустили провинность с вашей точки зрения, сделали что-то не так, как должно – совершили проступок, вы тоже его накажете и даже ударите намеренно или «сгоряча»? Предвидя ответ, что это ведь ребёнок и его надо воспитывать (а что такое воспитание, написано выше), задам вопрос: а что – ребёнок не человек, его не надо уважать? Что же это за любовь родительская такая, которая унижает достоинство человека? И чем мы при этом питаем сердце ребёнка, какой образец показываем? Мы оправдываем себя тем, что он (ребёнок!) нас не слышит, не слушает, не слушается, но не сами ли взрослые научили его этому и прежде всего родители? Давайте поищем причину в себе. Но если эта причина в нас, в том, что у нас не хватает на него, маленького человека, терпения, находчивости, времени, опыта или культурности, то почему должен страдать ребёнок, которого унижают наказанием?

Нередко сейчас можно встретить ситуацию, когда родители маленькому ребёнку позволяют всё, что угодно, умиляясь его шалостям, или вовсе не занимаются с ним, давая в руки планшет или сажая перед телевизором одного, а когда ребёнок становится старше, недоумевают, почему он нас не слушает. Не научили, вот и не слушает. Конечно, будет слушать под страхом наказания – неважно какого: ремнём или запретом на просмотр любимой передачи, – поверьте, это не выход. Кто-то при этом вспомнит, что животные наказывают своих детёнышей за непослушание, но почему человек должен уподобляться животному? Вспомнят, что тысячи лет детей наказывают, но, спрашивается, почему из прошлого надо брать худшее, в котором, кстати, и взрослых наказывали розгами? Разве человечество не должно отбросить дикие привычки? К этому призывали многие передовые люди своего времени, в том числе знаменитый русский хирург Н. Пирогов в статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858)

В школе России телесные наказания запрещены с приходом Советской власти. При этом ни для кого не секрет, что у одного школьного учителя все в классе ведут себя как положено без любого вида насилия, а у другого даже самые тихие будут, как говорят, «стоять на ушах». Конечно, бывают исключения, когда ребёнок невменяем везде, но это, извините, клинический случай, исключение.

Как же научить слышать нас и наши просьбы? Думается, прежде всего, начать с себя. Мы слышим ли, видим ли, что говорит нам ребёнок своим распущенным и разнузданным поведением? Проблема ведь в нас, а дети лишь её отражение. Не приходит же нам на ум наказывать зеркало за отражение нас в нём...

Видится проблема ещё и в том, а это проблема всего нашего общества, что молодых некому научить воспитанию детей. Одна из причин – прервавшаяся связь поколений, уничтожение традиций семьи, потеря смысла её создания, потеря целей и смысла жизни человека. Не секрет, что даже в педагогических вузах не изучают труды знаменитых педагогов и их опыт, а лишь чей-то пересказ о них. Для самого важного – воспитания будущего поколения должно найтись и время на книги и силы, чтобы написанное стало каждодневной жизнью.

Тот, кто понимает, что так жить нельзя, спросит: где же выход? Не посыпая голову пеплом, заняться самосовершенствованием, стать образованными, интеллектуальными, потом интеллигентными, через утончение и синтез прийти к культурности. В этом ведь и есть путь развития человека, всего человечества. Ребёнок ведь копирует нас, взрослых. Кто-то скажет, но ведь нужно сегодня, сейчас, чтобы ребёнок меня слушался! Начнём с малого. Услышим его, послав из сердца ему любовь, и он услышит нас. Пусть не сразу, ведь он не привык к этому. Но непременно услышит. Поверьте, что окрики, наказания, унижения словом и телесным наказанием лишь унижают нас, взрослых, в глазах детей.

P.S. Современный смысл слова однозначен во всех словарях. Для примера возьмём словарь Д.Н. Ожегова. Наказание:
1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого-нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что-нибудь. Телесное наказание (причинение физических страданий, преим. побоев).
2. перен. Расплата. Болезнь послужила ему наказанием за неосторожность. «Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения.» Ленин.
• Наказание мне (тебе и т.п.) с кем или ·без·доп., а также сущее (или божеское) наказание или прямо (или просто и т.п.) наказание (·разг.) - мне (тебе и т.п.) тяжело, хлопотно, мучительно с кем-нибудь.

Часто ли совершают дети именно преступление, чтобы мы свершили кару? Не выступаем ли мы в роли судьи? «А судьи кто?» – вправе спросить нас дети или напомнить «Не судите и не судимы будете». Если наказание есть мера воздействия против совершившего преступление, проступок, то является ли виновным маленький человек, если его не научили себя вести? Может быть и учили, но не научили…

Посмотрим этимологию этого слова:
Наказать – образовано из на- + казать, от праславянского *kazati (s;), от которого в числе прочего произошли: старо-славянское казати, каж; (древне-греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка;жа, ка;звам «говорю», сербохорв. ка;зати, ка;же;м «сказать», словенск. k;zati, k;;em «показывать», чешск. k;zat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kaza;, ka;; «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kaza; «показывать, называть», н.-луж. kaza;. (И т.д. см. Викисловарь)

Почему-то хочется верить, что слово «наказать» могло иметь изначальный смысл «дать наказ», а «наказывать» – «давать наказы». Тем более, что словарь знатока русского языка В. Даля даёт нам первое толкование слова наказывать: «наказать что кому, кого чем (наказываю и наказую); давать наказ, приказ; приказывать строго, повелевать, предписывать, велеть» и только потом уже в современном значении…

7.10.2017