Карташев А. В. Учебный процесс в медицинских вузах

Андрей Карташев
А.В. Карташев, Р.С. Спевак
Ставропольский государственный медицинский университет
11.07.2017 г.

Учебный процесс в медицинских вузах Северного Кавказа
в период Великой Отечественной войны

Опыт Великой Отечественной войны интересен во всех его проявлениях. К нуждам военного времени адаптировались все сферы деятельности в государстве, включая медицину и медицинское образование. Опыт перестройки учебного процесса в медицинских вузах на военный лад неоценим и заслуживает того, чтобы его изучали в мирное время.

Тема учебного процесса в медицинских вузах в годы Великой Отечественной войны в российской историографии представлена многими работами. В первую очередь к их числу следует отнести исследования Н.Т. Ерегиной, которая раскрыла общий ход перестройки учебного процесса в соответствии с требованиями военного времени и основные направления учебной деятельности в высшей медицинской школе [1]. Автор привел общие тенденции организации учебного процесса в высшей медицинской школе и количественные показатели, характеризующие результаты работы отдельных медицинских институтов. Вузы Северного Кавказа в их число не попали, однако их деятельность в годы войны имела свои особенности, о чем писалось нами ранее [2], однако проблемы учебного процесса были рассмотрены лишь в общих чертах. Отдельно рассматривались вопросы работы медицинских вузов в годы войны Р.С. Гаджиевым и Ф.М. Османовой, Е.К. Скляровой и О.Н. Камаловой[3, 4] и другими. Даже поверхностное знакомство с этими трудами свидетельствует, что в работе медицинских институтов Северного Кавказа было много отличий. Целью настоящей работы является выявление особенностей и общих черт организации и ведения учебного процесса в медицинских вузах Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны в соответствии с постановлением СНК СССР от 02.07.1941 г. и распоряжением Управления медицинскими вузами РСФСР от 05.08.1941 г. пятилетний срок обучения студентов-медиков был сокращен для студентов 1 и 2 курса до 3 лет и 6 месяцев. Учебные планы остальных курсов сокращались следующим образом: до 3 лет и 8 месяцев – 3 курс; до 4 лет и 2 месяцев – 4 курс; до 4 лет и 5 месяцев – 5 курс. Уплотнение учебной программы обеспечивалось продлением рабочего дня студента с 6 до 7 часов (для 5 курса – 8 часов) и сокращением летних каникул до 1 месяца[5, л. 4-7].

Учебными планами военного времени вузам ставилась задача выпустить врача, «вполне подготовленного к самостоятельной практической и лечебной работе». Особое внимание при этом уделялось военно-санитарным дисциплинам (санитарно-химической защите, патологии и терапии при поражении отравляющими веществами, санитарной тактике, организации медслужбы ПВО), военно-полевой хирургии, инфекционным болезням с эпидемиологией и военной гигиене. Практическая составляющая подготовки студента по сравнению с учебным планом 1938 года возросла с 52,5 до 58,3 процентов. Это произошло за счет сокращения лекционных занятий. Факультативные дисциплины были исключены из программы. Для приобретения практических навыков в основном и в переходных планах предусматривалась практика в госпиталях и хирургических отделениях в течение 1 месяца. Кроме того, для каждого студента сверх учебного плана устанавливались по два дежурства в семестр в пропедевтической, факультетской и госпитальной терапевтической клиниках, факультетской хирургической и инфекционной клиниках. Аналогично по два дежурства в семестр студенты были обязаны нести по неотложной помощи и по скорой помощи. По клиническим дисциплинам (внутренние болезни, хирургия, нервные болезни, психиатрия, инфекционные болезни, акушерство и гинекология) зачет сдавался по результатам самостоятельного оформления клинической истории болезни [5, л. 4-43].
Клиническое обучение в медицинских вузах было перенесено на базу военных госпиталей. Как отмечал директор Ворошиловского (Ворошиловск – название г. Ставрополя до января 1943 г.) медицинского института, однообразный «госпитальный материал» не обеспечивал всесторонней подготовки будущих врачей, которая требовалась на перспективу мирного времени.

Организуя учебный процесс, необходимо было учесть то, что помимо основной учебной программы студенты медицинских институтов были обязаны пройти подготовку по программе Всеобщего военного обучения (Всевобуча) в объеме 110 часов. Некоторые предметы удалось совместить с учебными программами дисциплин основного плана, однако были и такие, которые читались вне сетки расписания.
Переход вузов на программы военного времени сопровождался большой работой организационного и методического характера. Все кафедры Дагестанского государственного медицинского института были объединены в 8 блоков: терапевтический, хирургический, физико-химический, морфологический, санитарно-гигиенический, психоневрологический, патологии и фармакологии; общественно-гуманитарный. На совместных заседаниях кафедр была обсуждена тематика лекций и практических занятий и исключены все дублирующие друг друга разделы. Вместе с тем в содержание дисциплин включались темы по принципу «учить тому, что необходимо на войне». Так, в курс нервных болезней вошла симптоматика поражений отдельных нервных стволов. В предмете «психиатрия» нашли отражение психозы и психоневрозы военного времени, травматические психозы. Редко встречающиеся заболевания изучались обзорно[6, с. 217].

Несколько иначе была построена работа в Ворошиловском медицинском институте. Прибывшие в эвакуацию сотрудники Днепропетровского мединститута – опытные преподаватели и видные ученые – взяли на себя основную работу по перестройке учебного процесса. Для руководства работой по перестройке учебного процесса в институте была создана специальная методическая комиссия в составе трех наиболее авторитетных ученых и методистов, прибывших из Днепропетровска. Эти лица следили за соблюдением преемственности в изучении учебных дисциплин, сводили балансы в нагрузке на преподавателей и студентов по семестрам и курсам [5, л. 43].
Выпуски врачей в каждом из вузов проходили в разные сроки, количество выпускников разнилось иногда на порядок. В июне 1941 года Ростовский медицинский институт сделал плановый выпуск специалистов, окончание государственных экзаменов практически совпало с началом войны. Студенты, переведенные на пятый курс и проходившие производственную практику, были срочно с нее отозваны. Они прошли ускоренный курс обучения и уже 20 августа 1941 года тоже получили дипломы врачей. Эти два выпуска вошли в летопись вуза как один – «огненный». Родина получила около 1360 специалистов, среди которых были врачи-лечебники и педиатры [4, с. 226-227].

Кубанский государственный медицинский институт, также сделав плановый выпуск в 1941 году, в сентябре того же года выпустил 68 врачей из числа студентов 5-го курса, а в ноябре без сдачи государственных экзаменов были выпущены остальные студенты пятого курса (всего 367 чел.). Всего с учетом весеннего выпуска в 1941 году институт окончили 847 врачей [7, с. 81].

Дагестанский медицинский институт после планового выпуска 1941 года в 1942 году дал Родине сразу два выпуска врачей: студенты, окончившие 5 курс, были выпущены 15 июля, а студенты, перешедшие на 5 курс, – 15 августа 1942 года [3, с. 30, 203-204.]. Из этих данных видно, что дагестанский вуз в 1941 году досрочного выпуска не делал.

Ворошиловский медицинский институт был открыт в 1938 году, поэтому первый выпуск (ускоренный) со сдачей госэкзаменов здесь планировался 15 августа 1942 года. Однако в связи с приближением линии фронта выдача дипломов состоялась 1 августа, за два дня до начала оккупации. Дипломы врачей по специальности «лечебное дело» получили 342 студента 4 курса, успешно сдавших сессию за 8-й семестр. В июне 1944 и в марте 1945 года институт произвел еще два «военных» выпуска (91 и 69 человек) [8, с. 51-52]. Как видно, студенты 1939 года набора пробыли в стенах вуза без малого 5 лет, а выпускники 1945 года – 4 года 7 месяцев. За вычетом семестра, которого не было в результате оккупации, срок их реального обучения составил 4,5 года и 4 года и 1 месяц – соответственно. Очевидно, эти сроки не соответствовали изначальным переходным программам военного времени.

В 1943 году состоялся первый (ускоренный) выпуск в Северо-Осетинском государственном медицинском институте. Это были молодые врачи, окончившие лечебный (единственный) факультет [9, с. 42, 100]. В 1943 году, после окончания оккупации филиал 1-го Ленинградского государственного медицинского института в Кисловодске также сделал выпуск студентов 5 курса – 29 человек [10, с. 199-204].
Наборы студентов в медицинские вузы Северного Кавказа в годы войны также имели свои особенности. Государственное задание 1941 года по набору на 1-й курс Ворошиловского медицинского института было увеличено до 700 человек (до этого наборы не превышали 200 человек), срок подачи заявлений был продлен сначала до 20 августа, а затем вообще – без указания конкретной даты. Газета «Орджоникидзевская правда» сообщала, что вступительные экзамены для абитуриентов, окончивших школы в 1941 году, заменялись собеседованием. Для выпускников школ более ранних лет приемные испытания все же сохранялись. Занятия в 1941-1942 учебном году начались на 2-5 курсах с 1 августа, а на 1 курсе – с 1 сентября [11].

В феврале 1942 года в Ворошиловском институте был сделан дополнительный набор студентов на первый курс института. На 1 марта 1942 года в институте обучался 1181 студент, в том числе: 1 курс основного набора – 135, 1 курс февральского набора – 261, 2 курс – 138, 3 курс – 223, 4 – 424 человека. Летом 1942 года ввиду оккупации города институт набор студентов сделать не успел, а в феврале 1943 года в Ставропольский медицинский институт было зачислено 176 человек. Вступительные экзамены по-прежнему не принимались. Осенью 1943 и 1944 года были сделаны плановые наборы (480 и 280 человек).
 
Текучесть студентов в медицинских вузах Северного Кавказа в годы войны была высока. Так, например, за первый семестр 1941–1942 учебного года из состава студентов Ворошиловского медицинского института выбыл 471 человек, а прибыл – 641. Наплыв студентов происходил за счет студентов из вузов Украины, Ленинграда, Смоленска, Симферополя, Ростова, Краснодара и других городов. Эта тенденция сохранилась и после освобождения Ставрополья от оккупантов, так как ставропольский вуз стал первым на Северном Кавказе, возобновившим свою деятельность после оккупации. Однако с открытием вузов в освобожденных городах студенты возвращались на родину. В сентябре 1943 года в Ставропольском медицинском институте обучалось 800 студентов, в том числе: на 1 курсе – 480, на 2-м – 106, на 3-м – 42, на 4-м – 83, на 5 – 89 [8, с. 48-50].

Характерной особенностью учебного процесса медицинских вузов была нехватка преподавательского состава. Особенно это коснулось хирургических кафедр, персонал которых был мобилизован на фронт, либо работал в госпиталях. В Ростовском медицинском институте в армию были призваны все доценты, ассистенты, ординаторы и аспиранты клиники госпитальной хирургии. Их места заняли физиологи, гистологи, анатомы [12, с. 67].

Ввиду понесенных утрат Ставропольским медицинским институтом в период оккупации дирекция вуза была вынуждена прибегнуть к использованию внутренних совместительств, а также привлечь некоторых специалистов из других вузов. Так, для временного заведования кафедрой инфекционных болезней был приглашен профессор М.Г. Данилевич, кафедрой микробиологии – профессор В.Н. Космодемьянский, работавшие в филиале 1-го Ленинградского медицинского института в г. Кисловодске. Ситуация с кадрами усугубилась с оттоком преподавательского состава, возвращавшегося на родину, в освобожденные города. Вместе с тем, в течение 1943-1945 годов в институт прибывали новые кадры: профессор-микробиолог Р.Р. Гельтцер из Казани (лишенный должности заведующего кафедрой, как лицо немецкой национальности); профессор Н.М. Павлов из Туркмении (представитель кубанской научной школы офтальмологов); профессор Н.М. Иванов – демобилизованный из системы военных госпиталей терапевт и др. [8, с. 52].

Медицинским институтам Северного Кавказа – Ростовскому, Кубанскому, Северо-Осетинскому, Дагестанскому – пришлось сворачивать учебный процесс и заниматься эвакуацией. Краснодарский вуз по причине эвакуации неоднократно прекращал свою деятельность. На оккупированной территории оказались Ворошиловский и Кисловодский медицинский институты, но если первый из них полностью прервал учебный процесс на 5,5 месяцев, то филиал ленинградского вуза продолжил свою работу в оккупации [13, с. 54].

Учебный процесс даже до эвакуации шел в вузах с перерывами. Так, в Ворошиловском медицинском институте с 27.10.1941 по 05.01.1942 года на 1-3 курсах занятия не проводились, студенты были мобилизованы на оборонительные работы. Привлекались они к тренировкам и учениям по местной противовоздушной обороне и т.п. Только на 4 курсе занятия проводились по твердому ученому плану и без перерывов. Нагрузка на студентов трех младших курсов в связи с всевобучем и проведением сельхоз работ, достигла 10 часов в день, в учебном процессе наметилось отставание от программы [14, л. 1].

К концу 1942 года, когда фронт приблизился к Кавказу, и возникла угроза захвата Махачкалы, сотрудники и студенты Дагестанского медицинского института также были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений. В оборонительных работах были задействованы преподаватели и студенты Кубанского медицинского института.

Все это сказывалось на качестве учебного процесса и отражалось на знаниях и навыках студентов. Вместе с тем, выпускники ставропольского института в 1944 году получили по дисциплине «хирургия» 45,5 процентов отличных, 42,2 – хороших и лишь 12,3 – посредственных оценок. В 1945 году из 69 выпускников шестеро получили дипломы с отличием. В мае 1942 года по итогам сессии 48 студентов 6-го семестра были зачислены на стипендию, как сдавшие экзамены на «отлично» и «хорошо». Среди студентов 1-го семестра таких набралось 35 человек. При этом студенты, не сдавшие сессию, оставлялись на второй год. Например, с 5-го на 4-й семестр в мае 1942 года было переведено 16 человек. Более половины из них не сдали по 3-4 экзамена и 2-3 зачета. Среди «второгодников» попадались студенты, которые вновь не могли сдать сессию. Эти лица отчислялись из института и передавались органам здравоохранения для использования их на соответствующей работе [15, л. 207, 212].

Новой задачей для медицинских институтов в годы войны стала переподготовка врачей для военных госпиталей. Трехмесячные курсы по военно-полевой хирургии были образованы в сентябре 1941 года для врачей города Махачкалы при Дагестанском медицинском институте [6, с. 218]. Учебный план и программа специализации по хирургии для врачей эвакогоспиталей из числа нехирургов, утвержденная Наркомздравом СССР 9 декабря 1941 года, предусматривали 300 часов и были рассчитаны на 2-3 месяца. Основными предметами были военно-полевая хирургия и оперативная хирургия. При проведении занятий основное внимание уделялось обучению технике операций на трупах и животных. Лекции должны были проводиться в госпитальной хирургической клинике с демонстрацией и разбором большого количества больных и раненых, с обращением особого внимания на показания к хирургическому лечению, диагностику, на допущенные ошибки при лечении больных и раненых. План специализации врачей на 1942 год, утвержденный Наркомздравом СССР 31 января 1942 года, предусматривал подготовку 5500 специалистов, в первую очередь – хирургов, и обязывал Ворошиловский медицинский институт укомплектовать курсы в количестве 331 слушателя, в том числе по хирургическому профилю – 276 человек [16, л. 1-18; 28-44].

Значительные сложности в проведении учебных занятий в вузах складывались в результате неудовлетворительного обеспечения учебного процесса. В холодное время занятия часто проходили в неотапливаемых помещениях. Не хватало учебной литературы, наглядных пособий, оборудования и обычной бумаги.
 
Таким образом, учебный процесс в медицинских институтах Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны отличался от других медицинских вузов страны тем, что он осуществлялся на территории, которая была изначально глубо тыловой, затем прифронтовой и, наконец, оккупированной. Соответственно в вузах имели место кадровая нестабильность и текучесть среди обучающихся. Учебный процесс прерывался привлечением студентов на строительство оборонительных сооружений, сельхозработы, занятия в системе Всевобуча. Вузам пришлось испытать все тяготы эвакуации и оккупации, прерывая обучение на различные сроки. В учебном процессе вузов Северного Кавказа ощущался диссонанс, выражавшийся в неодновременности выпусков, их масштабах и сроках обучения. Это объяснялось не только условиями военной обстановки, но и тем, что вузы находились на разных этапах своего развития. Вместе с тем, как и все остальные вузы страны, медицинские институты Северного Кавказа жили по законам военного времени: переходили на программы военного времени, перестраивали учебный процесс в соответствии с потребностями фронта, выпускали врачей, столь необходимых на фронтах Великой Отечественной войны, организовывали переподготовку хирургов, подготовку медицинских сестер. Несмотря на условия военного времени, вузам удалось сохранить костяк преподавательского состава, необходимую материальную базу и преумножить опыт подготовки врачебных кадров.

Список использованной литературы:
1. Ерегина Н.Т. Высшая медицинская школа России,1917 – 1953. – Ярославль: ИПК «Индико», 2010. – 640 с.
2. Спевак Р.С., Карташев А.В. Работа медицинских вузов на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 3 (82). – С. 63-68.
3. Книга памяти. Дагестанский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны. – Махачкала: Изд-во «Лотос», 2015. – 304 с.
4. Склярова Е.К., Мкртычова Г.О., Камалова О.Н. «Огненный выпуск» Ростовского медицинского института 1941 года // Медицина и курорты Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / гл. ред. д.и.н. А.В. Карташев. – Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2015. – С. 226-229.
5. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 2431, оп. 1, д. 54.
6. Османова Ф.М., Гасанова З.А., Гасанов А.Н., Мурзаев П.А. Перестройка работы Дагестанского медицинского института с учетом реалий военного времени // Медицина и курорты Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / гл. ред. д.и.н. А.В. Карташев. – Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2015. – С. 216-222.
7. Супрунов В.К., Ковальский Г.Н. Исторический путь Кубанского медицинского института им. Красной Армии // Доклады научной сессии, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. – Краснодар, 1958. – С. 73-92.
8. Карташев А.В., Пахомов В.Н. Ставропольский медицинский институт в годы войны // Народы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне: материалы науч. - практ. конф. / под общ. Ред. В.Н. Муравьевой. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2010. – С. 43-53.
9. История Северо-Осетинской государственной медицинской академии 1939-1999 / Автор-состав. С.Я. Плахтий ; Отв. ред. К.Д. Салбиев. – Владикавказ: Иристон, 2001. – 891 с.
10. Амбарцумян А.А. Ленинград – Кисловодск – Кишинев: эпизод из жизни Кисловодского медицинского института // Медицина и курорты Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / гл. ред. А.В. Карташев. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015. – С. 199-204.
11. Орджоникидзевская правда. – 1941. – 8, 10, 26 августа.
12. Панков Г.И. Кузница медицинских кадров. Очерки истории Ростовского медицинского института. – Ростов н/Д, 1968. – 106 с.
13. Женский медицинский институт – 1 Ленинградский медицинский институт им. Акад. И.П. Павлова в годы Первой и Второй мировых войн : сборник статей / под ред. В.П. Бякиной, И.В. Зимина. – СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2015. – 92 с.
14. ГАСК. Ф. Р-2431, оп. 1, д. 62.
15. Архив Ставропольского гос. мед. ун-та. Ф. Р-2431, оп. 2, д. 16.
16. ГАСК. Ф. Р-2431, оп. 1, д. 55.