Справедливость и Свобода

Георгий Ивахненко
 
Не может быть справедливости там, где есть закон, провозглашающий полную свободу».
Станислав Лем.

Станислав Лем польский философ, футуролог и писатель очень точно обозначил проблему противоположности Справедливости и Свободы.
Попробуем разобраться в природе этой проблемы. 

Справедливость, по Аристотелю, - добродетель особого рода: она «совершенная добродетель», «величайшая из добродетелей», если не сказать «добродетель в целом». Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального правового и политического сознания. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. В римском праве справедливость трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» Более архаическая и (объективная) ипостась справедливости – равенство. Говорится, например, что с точки зрения права народов все люди равны. Многократно обращались к проблеме справедливости известные  философы и мыслители. Так с точки зрения православного философа В. Соловьёва «Справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав, справедливость является некоторым пожертвованием, самоотрицанием». Разновидностью справедливости является социальная справедливость.
Известен принцип социализма, проповедовавший справедливое разделение благ «от каждого по способностям, каждому – по труду». Строго говоря, сколько человек отдаёт, столько имеет права и получить.
Этот же критерий справедливости воспевается и в детских сказках – вспомнить хотя бы «Морозко» или «Золушку»: тот кто ленив, чванлив, глуп, груб и высокомерен, никогда не получит награду. А вот трудолюбивый муравьишка  или добрая девочка, стершая свои пальчики за трудом, будут награждены по заслугам. Этимологически русское слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному слову «праведность». «Справедливость»  это социальное явление. Как социальное явление справедливость представляет собой систему общественных отношений.
А вот Свобода – состояние субъекта, в котором он является причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственными иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. Отсюда противоположность Справедливости и Свободы заключаются в том, что Справедливость это социальное явление, а Свобода явление сугубо индивидуальное. Справедливость является антиподом Свободы.
 Том, что такое свобода, спорят философы, социологи, психологи, политики. И все они определяют свободу по-разному, общим остаётся только одно условие – человек должен сам определять свои действия. Т.е свободу можно определить так – отсутствие зависимостей в рамках закона и морали. Человек является частью Общества. Отсюда его сознание извне ограничено законами Общества, а изнутри моралью самого человека. Неограниченная, как извне, так изнутри человека, Свобода – это Беспорядок – Хаос!
Сознание родившегося ребёнка Свободно, так как он безумен, но его образование, т.е. упорядочение Сознания в свою очередь происходят в условиях внешней Несвободы.  Отсюда свободный человек ничего не может создать, так как любое произведение, любое творчество -  есть преодоление Несвободы, как внешней так и внутренней. Отсюда Сознание человека формируется только в условиях Несвободы, как внутренней, так и внешней. Значит, Сознание человека есть ограниченная часть его Свободы, приведенная в Порядок.
Как противоположность Социализму возник Либерализм.
Либерализм – социально-политическое общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества. «Либерализм», это идеология масонства. В доктрине либерализма есть отдельные личности, а народа нет. Доктрина   насаждает «атомизацию общества», т.е. «закон джунглей» - каждый сам за себя. Масоны стали использовать либерализм со второй половины XVIII века для разрушения государств.