2. Бухарский случай

Алберт Зарипов
   БУХАРСКИЙ СЛУЧАЙ
    Рассказ
   -Ну, ма-ам!..
   Было обычное лето… Обычное жаркое лето 1976 года…
   Мы стояли вчетвером на пропечённой солнцем и покрытой пылью улице города Бухары, терпеливо ожидая раскалённый как духовка городской автобус. Мы – это две женщины, одна девочка Феруза и я. Всем нам было очень жарко, ужасно хотелось пить… Чуть меньше хотелось чего-нибудь поесть… Ведь был уже пол-день…
   -Ну, ма-ам!..
   Я и Ферузка повторяли этот призыв вновь и вновь… Потому что нам сейчас больше всего хотелось попасть в загадочный чехословацкий лунапарк. Тогда как наши мамы стремились поскорей попасть в центральный универмаг, затем в ка-кие-то другие магазины и потом побыстрей добраться до дома…
   -И чего там есть интересного?! –терпеливо высказывались наши мамы. –Вас же возили покататься на каруселях!
   Мы с Ферузкой возмущённо смотрели друг на друга и не сговариваясь опять рассказывали всё. Как нас привезли из пионерского лагеря в этот дурацкий го-родской парк, где все аттракционы были либо сломаны, либо попросту выключе-ны из-за выходного дня… Как вожатый уговорил сторожа открыть для нас кару-сель с металлическими сиденьями на длинных цепях… Как мы наивно понадеяв-шись на чудо расселись по этим раскалённым сиденьям и мучительно долго жда-ли… Как сторож ничего не включил, как эта карусель так и не заработала…
   -Да не может быть?! –также не сговариваясь отвечали нам наши мамы. –Зачем вас тогда туда возили?!
   А мы и сами не понимали, зачем это наш пионерский отряд привезли в полдень на полчаса в бухарский парк аттракционов… Где мы смогли лишь поджариться на этих квадратных сковородочках… 
   -А в луна-парке!.. 
   тут мы просто замирали на секунду и начинали перечислять всё то, о чём нам целую смену рассказывали местные сверстники. И про настоящие американские горки, и про сталкивающиеся электромобили, и про страшную-престрашную «пещеру ужасов»…
   -И карусель там поднимается!.. Почти набок!
   Наши мамы по-прежнему хотели побыстрей побывать в магазинах, потом по-скорей уехать домой и поэтому они по-прежнему нам не верили.
   -Как это карусель может подниматься на одну сторону!? Все же из неё разле-тятся!
   Ни Ферузка, ни я не знали точно… Почему люди катаются на этой карусели, поднимаются боком высоко-высоко и умудряются не разлететься в разные сторо-ны… Но именно поэтому в нас пробуждалось ещё большее желание попасть в этот самый чехословацкий луна-парк…
   -Ну, ма-ам… Ну, поехали… Тётя Роза!.. Давайте поедем!
   -Да куда мы поедем?!.. Ни одного автобуса нет!.. Жара такая!.. Да мы и не зна-ем, куда ехать!
   -А мы спроси-им…
   -У кого вы сейчас спросите?! В такую жарищу все по домам сидят…
   Это было действительно так. Мы обречённо замолкали и смотрели в дальний конец пыльной бухарской улицы… Откуда и должен был приехать этот город-ской автобус. В нём наверняка были знающие про этот луна-парк пассажиры…
   Двадцать два дня назад нас троих привезли в этот пионерский лагерь «Спут-ник», находившийся неподалёку от областного центра. А ведь вместе с нами ещё был и Рафаиль. Но когда через неделю приехали родители, чтобы проведать нас… Мы в-общем вели себя достойно… То есть не жаловались и даже говорили, что здесь очень хорошо… А когда родители засобирались обратно и стали с нами прощаться… Когда мой папа и ферузкина мама уже сели в старый малень-кий автобус, на котором их привёз общий знакомый по работе… Когда с нами осталась только рафаилькина мама, а мотор уже завёлся… Тогда-то Рафаиль разревелся как маленький и стал с бесстыже громким плачем проситься домой…
   Это было уже тёмным вечером… Когда мы с родителями остались совершенно одни, то есть без пионервожатых и других взрослых и детей... Ферузка и я тоже были готовы зареветь или хотя бы тихонечко заплакать, лишь бы нас забрали обратно из этого дурацкого пионерлагеря. Он ведь нам совсем не понравился… И поэтому наш маленький посёлок Бустан теперь казался райским уголком… 
   И ведь было с чего!.. В бассейн, который так красочно расхваливали взрослые, нас повели всего лишь один раз… Да и то… Ещё не умея плавать я сидел на бор-тике и болтал в тёплой воде ногами, когда большие мальчики внезапно столкнули меня и я здорово наглотался этой противной воды, пока не выбрался на место помельче… Зато вчера в каком-то наряде по столовой мы начистили картошки больше, чем мы весили сами… А завтра, то есть в понедельник начнётся такая же ерунда с построениями, дружными вышагиваниями, спортивными мероприятиями и прочей пионерлагерной белибердой…   
   Однако мы уже видели, как засмущалась и даже застыдилась мама Рафаиля от того, что её восьмилетний сын ревёт как пожарная сирена… И поэтому мы сдер-жались… Нам не хотелось огорчать своих родителей… Хотя свободных мест в их автобусе было много-много.
   -Ну, ма-ам!.. Ну, поехали-и-и…
   Рафаиля тогда увезли домой без лишних расспросов… А несколько дней спустя другой мальчик постарше разыгрывая из себя мушкетёра порезал ножницами мою ладонь, которую пришлось перевязать какой-то тряпкой. В медпункт я не пошёл, чтобы меня там не мучили ещё больше… Тот мальчик испугался не мень-ше и потом повёл меня на канал, чтобы показать там какую-то синюю сойку или трясогузку… Но мы не увидели ничего, кроме пыльных камышовых зарослей вдоль берега. А рука у меня болела потом ещё с неделю…   
   И  теперь… То есть после стольких мучений в этом пионерлагере…  Наши род-ные мамы не хотели везти нас в чехословацкий лунапарк!
   -Ну, ма-ам… Мы ведь всю смену здесь пробыли!   
   Все наши попытки были безрезультатными…
   -Это же лунапарк!.. Он только на лето сюда приезжает!..
   Увы… Всё было впустую…
  А жара всё усиливалась и усиливалась… Испепеляющее южное солнце стояло в самом зените... Из расположенной рядом с остановкой парикмахерской вышел потный мужчина в белой рубашке с короткими рукавами… Не глядя по сторонам и демонстрируя всем мокрые пятна подмышками, он поворошил свои острижен-ные почти под ноль волосы и пошёл по улице, неспешно набирая скорость…
   А автобуса всё не было. Минуты через две-три наружу вышел и сам парикмахер с перекинутым через плечо полотенцем, Он посмотрел по сторонам и зашёл об-ратно в свою распахнутую дверь под старенькой вывеской «Сартарошхона»…
   -Ну, ма-ам…
   Это мы вновь заныли и заканючили своё…
   -Вот, посмотрите-ка! –сказала нам ферузкина мама. –Какие нарядные девочки! Они наверное здесь в танцевальный кружок ходят… 
   Мы поняли её слова как попытку отвлечь наше внимание от чехословацкого чудо-парка и поэтому с некоторым неудовольствием посмотрели на четырёх девочек в цветастых национальных платьях. Они весело смеялись и переговари-вались на ходу, приближаясь к автобусной остановке. Лет им было по двена-дцать-тринадцать…
   -Ну, и что-о?!.. Всё равно у нас в Бустане нет танцевальных кружков… Ну, ма-ам!..
   -Тётя Роза!.. Ну, пожалуйста…
   Но наши мамы продолжали гнуть свою воспитательно-отвлекательную ли-нию…
   -Посмотрите на них!.. Все в хан-атласе! И платья, и штаны тоже! 
   Нам с Ферузкой было по восемь лет и мы совсем не разбирались в в шёлковых тканях… Тогда как наши мамы уже понимали толк в дорогих нарядах местных красавиц…
   -Ну, и что-о?!.. Пусть ходят… Ну, поехали в лунапарк!
   -Тихо-тихо! Чего вы тут раскричались как дикари?!.. Никогда этого лунапарка не видели?!
   Внезапно оскорблённые в своих самых светлых и радостных детских чувствах мы тутже замолчали… Ни я, ни Ферузка никогда не видели вообще хоть какого-нибудь лунапарка… А тем более иностранного!.. Однако рядом с нами уже стоя-ли бухарские раскрасавицы… И поэтому мы обиженно молчали… Старательно скрывая свои изнывающие дикарские натуры…
   -И откуда вы такие красивые идёте?
   Это моя мама, чтобы произвести очередной отвлекающий манёвр, спросила по-узбекски местных девочек…   
     -Из Дома Культуры. –также на узбекском ответила одна из девочек.
   Вежливо ответив на вопрос, она опять повернулась к своим подружкам и они продолжили своё развесёлое щебетанье… Как я понял, они разговаривали между собой на таджикском языке… Обычное дело для Бухары…
   Моя мама что-то ещё хотела у них спросить… Вполне возможно про этот са-мый чехословацкий лунапарк… Но тут Ферузка заметила в конце улицы какой-то автобус…
   -Ну, поедем! –начал было я.
   Но тут моё мальчишеское внимание переключилось на быстро приближающу-юся красивую Волгу… Она не была похожа на уже знакомые мне автомобили ГАЗ-21… Эта машина выглядела пошире и пониже… Незапылённый глянцево-чёрный цвет кузова, зеркально-серебристые стёкла, такая же блестящая полоса даже в верхней части лобового стекла… Красивые фары… Длинная загнутая назад антенна… Эта Волга была вся какого-то необычного вида… Это была просто мечта, а не машина!
   -Смотри-смотри! –сказал я Ферузке. –Какая Волга!
   Чёрная машина быстро ехала по улице как раз с той стороны, где уже был об-наружен ею автобус… Поэтому Ферузка и так уже смотрела на приближающую-ся Волгу во все глаза… Ведь раньше мы видели всевозможные автомобили, при-чём самых разных цветов… Но эта… Таких мы не видали никогда.
   -Мам!
   Я хотел было дёрнуть маму за руку, чтобы и она хорошенько рассмотрела эту новенькую автомашину… Но вдруг…
    Внезапно появившись откуда-то сбоку перед нами проскользнули две крупные и плотные мужские фигуры, одетые несмотря на жару в новые чёрные костюмы. От неожиданности я замер на полуслове. Не останавливаясь мужчины подошли к весело щебечущим девочкам, поразительно ловко подхватили под локти одну из них и уже вместе с ней подбежали к резко затормозившей Волге. Ведь она оста-новилась прямо напротив нас и в ней как-то сама по себе распахнулась задняя дверь. И в этом затемнённом салоне мы увидели пустое заднее сиденье. 
   -А-а-а!.. Помогите!
   Всё произошло очень быстро. Не обращая никакого внимания на отчаянные крики и сопротивление пойманной девочки, которая изо всех своих сил пыталась вырваться… Не обращая никакого внимания на разгневанно-возмущённый окрик моей мамы и истошные вопли остальных перепугавшихся девочек… Эти чёрные фигуры быстро втолкнули свою жертву в распахнутую заднюю дверь. В неё же сразу уселся мужчина справа, а второй быстро обежал Волгу и тоже уселся на заднее сиденье с другой стороны…
   -А-а-а!.. 
   Но этот отчаянный крик похищенной девочки заглушили захлопнувшиеся двери автомашины. Издав колёсами пронзительно-резкий звук Волга рванула с места и, быстро набирая скорость, помчалась по улице. Оставшиеся девочки продолжали истошно кричать и визжать.
   -А-а-а!
   Из раскрытой двери парикмахерской выбежал парикмахер с опасной бритвой в руке… Поняв в чём дело, он тутже схватил с земли большой камень и бросил его в стремительно удалявшуюся Волгу. Но он не попал. Парикмахер быстро схватил другой булыжник и тоже метнул его… Увидев, что он промахнулся и во второй раз, парикмахер наклонился и поискал следующий камень… Но не нашёл ничего подходящего… Тогда он медленно выпрямился и с какой-то ужасающей тоской посмотрел вслед чёрной автомашине, которая уже умчалась по улице далеко вперёд …   
     -Э-э, ё-о!.. -заорал парикмахер в каком-то исступлённом отчаяньи…
   Дальше он уже ругался очень нехорошими словами… А я испуганно смотрел на его перекошенное злостью и отчаяньем лицо… На опасную бритву, на которой оставалась грязновато-белая пена…
   -А-а-а-а-а!.. Помогите!
   Девочки стали кричать ещё громче и пронзительней… На пустой улице появи-лись какие-то встревоженные люди…
   Тут меня резко дёрнули за руку и я куда-то побежал… Как оказалось, за своей мамой… Ферузка и её мама уже бежали перед нами по улице… Мы не обращали никакого внимания ни на появившихся сзади людей, ни на продолжающиеся кри-ки девочек, ни на подъезжающий к остановке автобус… Все мы неслись в проти-воположную сторону, подгоняемые настоящим диким ужасом и чуть ли не жи-вотным страхом…
   Когда мы окончательно выбились из сил… Наши мамы вышли на дорогу и ста-ли энергично ловить такси или хоть какую-нибудь попутную машину… На наше великое счастье рядом остановился запылённый жёлтый ПАЗик с пассажирами… На нём-то мы и доехали прямиком до автостанции…
   А потом мы стояли в проходе переполненного междугороднего Икаруса, подо-зрительно вглядывались в незнакомые лица и всё также молча ехали все шестьде-сят километров до нашего поворота на Бустан. Даже когда мы сошли с автобуса и направились быстрыми шагами по знакомой нам дороге в родное наше село… Мы и тогда продолжали испуганно оглядываться по сторонам…
   А когда впереди на пустой асфальтовой дороге показалась какая-то тёмная автомашина… Всех нас обуял такой невероятный страх, что мы чуть было не бросились бежать в первую же попавшуюся улочку… Но всё обошлось… тёмно-синий автомобиль Победа проехал дальше по центральной дороге, а мы испуган-ные ещё несколько минут стояли в начале  этой кишлачной улочке и чего-то жда-ли…
   Потом мы вчетвером добрались до нашего Бустана и на углу у книжного мага-зина Ферузка с её мамой повернули на свою улицу. Моя же мама крепко держала меня за руку и не отпускала её до тех пор, пока мы не вошли в свою деревяную калитку… А я шёл рядом с ней и даже не думал вырываться… Хотя она вела меня за ручку как маленького на виду у всех…
   Только оказавшись дома моя мама успокоилась… Мы наконец-то напились воды и сели отдохнуть. Ни о каком чехословацком лунапарке я теперь даже не заикался… А мама ничего не говорила о бухарских магазинах, в которые она собиралась зайти на обратном пути… Мы не отвечали даже на расспросы встре-воженой бабушки.   
   -А кто были эти дяденьки? –не удержавшись спросил я на следующий день.
   -Это были нехорошие люди. –ответила моя мама. –Бандиты.
   Однако в моём мальчишеском понимании мира бандитами являлись те, кто гра-бит сберкассы и магазины, убивает из пистолетов милиционеров…
   -А зачем они украли эту девочку? –продолжал спрашивать я. –И откуда у бан-дитов такая красивая машина?
   Моя мама работала учительницей и поэтому знала очень многое. Да и училась она в Бухарском пединституте, как я знал, с двумя подружками-кореянками. Наверное эти бандиты воруют только местных, то есть узбекских или таджикских  девочек в красивых шёлковых платьях…
   -Они её украли… -сказала мама со вздохом. -Чтобы сделать с нею что-нибудь нехорошее…
   -То есть они её хотят убить?! –удивлённо спрашивал я. -А за что?! Она же ещё девочка! То есть не милиционер!
   -Это ведь бандиты! – просто сказала мне моя мама. –Они ведь что хотят… То и делают…
   Я не поверил ей, хотя это мне сказала моя мама… Ведь милиция ловит бандитов и они потом долго сидят в тюрьме… Но когда я начал спрашивать дальше… То-гда мама рассердилась на меня и потребовала, чтобы я никому об этом случае не рассказывал…
   -Вот когда станешь большим… Тогда может быть и поймёшь… Кто это такие и откуда у них красивые чёрные машины…
   Мама посмотрела в окно на нашу пустую улочку и опять вздохнула.
   -А она ведь кричала «Помогите» по-русски!.. –начал было я после минутного раздумья. –Если бы…
   -Замолчи, я тебе сказала! –с ещё большей резкостью прикрикнула на меня моя мама. 
   И я тутже замолчал… Интуитивно поняв её внутренние переживания… Ведь моя мама работала в нашей средней школе №1 именно в национальных классах, ста-рательно преподавая узбекским и таджикским детям русский язык и литературу. Учительницей она была строгой и очень требовательной, Так что её ученики быстро осваивали эту столь непростую для себя школьную науку… При этом, я сам не раз слышал, как моя мама говорила местным детям, что хорошее знание русского языка поможет им получить высшее образование, потом устроиться в большом городе на достойную работу… В общем стать уважаемыми и культур-ными людьми…
   Больше я об этом случае с мамой не заговаривал… Хотя очень многое никак не укладывалось в моё мировоззрение… Ведь мы жили в самом лучшем государстве на всём белом свете, которое заботится о каждом из нас… Учит в школе, посыла-ет в пионерские лагеря, устраивает нам разные утренники и праздничные концер-ты, выдаёт книжки в детской библиотеке и выпускает для нас интересные газеты с журналами…
   И вот получилось так… Что ни в чём неповинную девочку какие-то бандиты украли средь белого дня… Она отчаянно кричала и просила помощи… И ведь кричала она на русском языке… Но никто не смог ей помочь… Моя мама сразу не поняла что происходит и только лишь прикрикнула на этих бандитов… А ко-гда Волга рванула с места, то только один парикмахер попытался хоть что-то сделать…
   Я молчал и потом… Не взирая ни на что… Все мои сверстники, ребята постар-ше и естественно взрослые конечно уже слышали, что какие-то хулиганы воруют молоденьких замужних женщин и даже невинных девушек… Но это случалось где-то далеко… Что бы о них не говорили, однако я никогда не слышал названий упоминаемых при этом бухарских окраин, других райцентров или далёких кол-хозов… Лично мне тогда казалось, что это происходит как в той самой кинокоме-дии «Кавказская пленница»…
   Правда, когда прошлой зимой осушили Аму-Бухарский канал и в яме под каким-то отдалённым мостом случайно нашли тело голой девушки… Полуразложивше-еся и частично изъеденное рыбами… То её даже не смогли опознать ни бухарские следователи, ни приехавшие из Ташкента более опытные эксперты…
   Поскольку над юной девушкой долго надругались перед смертью… И посколь-ку она была убита с особой жестокостью… То эта бесчеловечная трагедия  серь-ёзно взбудоражила местное население… Но потом, когда прошло несколько ме-сяцев…  Это преступление было признано как несчастный случай… Ведь пре-ступников так и не нашли… А про остальные случаи… О них все старались при-людно не говорить… Ведь пропавшие женщины и девушки исчезали бесследно… Хоть это происходило и намного реже… Но тем не менее это случалось…
   Тогда как многие люди конечно же многое и понимали… Ведь местные девушки вообще не ходят купаться, тем более  в осеннее ненастье… Красивых дорогих легковых автомобилей было не так много и вычислить преступников по внешним признакам или хотя бы по госномеру… Это не составило бы хорошим следовате-лям особого труда… Тем более что новые чёрные Волги были все наперечёт… Не говоря уж про то, что ими пользовались лишь крупные начальники и очень уж большие партийные руководители.
   А первого сентября и я, и Ферузка пришли в школу. Какое-то время мне даже казалось, что она уже разболтала всё одноклассникам… Что ей наверняка не поверили… И что она указала на меня как на свидетеля, то есть очевидца…
   Но всё в классе было по-прежнему… Все мы повзрослели на один год и учились жить дальше… Ведь и я, и Ферузка тогда промолчали оба…
   Лишь потом… Года через полтора или даже все два… Когда мы случайно остались в классе одни… Не вставая из-за своей парты и как будто внезапно что-то вспомнив, Ферузка резко повернулась ко мне. Я настороженно и удивлённо посмотрел на неё. Она Взглянула прямо в мои глаза и негромко спросила, помню ли я про ту бухарскую остановку и чехословацкий лунапарк?..
   Я поначалу промолчал… Но настырная Ферузка спросила меня, хорошо ли я рассмотрел лица этих мужчин в чёрном… Ведь она так сильно их испугалась… Мне тогда запомнились только их чёрные костюмы, накачанные фигуры, тёмные короткие волосы и упитанные щёки… Как я понял, то были явно не европейцы… 
   Но и в пустом школьном классе я сказал своей сверстнице только самое важ-ное… Чтобы никому не болтала лишнее... Ферузка лишь молча кивнула голо-вой…
   Ведь на месте этой несчастной бухарской девочки могли запросто оказаться и мы… Ведь никому неизвестно, какие дурные мысли прийдут в головы этих плот-ных натренированных мужчин в чёрных костюмах… Кто знает, чего пожелают в следующий раз их пресыщенные властью начальники?.. И мало ли рядом с кем может остановиться такая же красивая чёрная автомашина с затонированными стёклами?!
     И всё!..
    Ищи потом, свищи… То есть разыскивай пропавшего ребёнка и хоть как кри-чи… Рыскай по берегам в поисках всплывшего тела… Обивай всевозможные по-роги и выбирай уже самые дальние дороги… Распрашивай незнакомых людей, равнодушно-бесстрастных или сочувственно отводящих взгляд в сторону… Тер-зай себя страшными мыслями и догадками… Причём, еженощно умирая каждый раз новой смертью… Как и тот, навсегда пропавший человечек…
   В этом большом и цивилизованном государстве… Стало быть в этом давным-давно образованном и привычно равнодушном мире, в этом хорошо упорядочен-ном  сообществе… Простых людей, послушных исполнителей и власть имущих…
   Избавь нас Господь!
18 марта 2015года.