Эдгар Дега. Римская нищенка

Алина Алексеева-Маркезин
Эдгар Дега.«Римская нищенка» 1857 год, Художественный музей, Бирмингем.
         Дега Эдгар (1834-1917 гг.), французский художник-живописец, один из самых значимых и известных импрессионистов . В творчестве, пропагандируя неприятие академического салонного искусства, сам Дега стремился в своих картинах к максимальной «натуралистичности».
      
      При этом, его картины имеют различия в стилях из-за постоянных творческих экспериментов. В то же время, основанные на прекрасной школе рисунка из традиционной живописи, работы Дега демонстрируют точность и реалистичность, что так же отличают картины художника от многих импрессионистов.
      
    Его работы отличаются острым и динамичным восприятием жизни, строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур.

      В 1856 году Эдгар Дега, которому на тот момент уже исполнилось двадцать два года, уехал в Италию, где надеялся ближе познакомиться с выдающимися памятниками эпохи Возрождения.
Именно в Италии художник начал поиск своего собственного художественного стиля...

    Одной из первых работ Дега стала картина "Римская нищенка", написанная художником вскоре после прибытия в страну.
Композиционное построение полотна Дега выполнил по принципам старых мастеров, но своей моделью выбрал не утонченную прекрасную даму, а простую женщину, чей образ нисколько не идеализирован. Изысканное общество было в шоке! Образу самой героини на этом полотне придана невероятно реалистичная трактовка, тогда как пространство вокруг нее достаточно условно.

       Усталая пожилая женщина сидит на пороге старого дома, погрузившись в свои думы, и вглядывается вдаль с некоторым любопытством. О тяжелой жизни героини рассказывает не только её поношенная одежда, но и как бы небрежно расположенные предметы на первом плане картины: кусок хлеба и старый, с отколотым краем горшок с недоеденной снедью…
      
     Место пейзажа занимает коричневая безотрадная стена... Взамен же каменных стен и покрывающих их вьющихся растений мы видим лишь деревянный дверной косяк и прилегающий к нему кусок желтой стены.
Невеселые думы снедают изображенную художником итальянку. Лицо её задумчиво и полно тихой грусти. Губы плотно сомкнуты, а морщины у рта собрались в скорбные складки. Видно, эта женщина привыкла к лишениям...
    Однако есть в её лице и нечто такое, что заставляет нас думать: некогда – и, возможно, не столь давно – она знавала лучшие времена...
      Об этом свидетельствуют ее внимательный и несколько отрешенный взгляд, а также тихая меланхолия, которой полнится весь её облик...

     Тонкая детализация лица и держащей клюку руки женщины, складок её платья, а также глубокие тени, залегшие у локтя и спины придают фигуре старой римлянки реалистическое звучание.Яркое же платье и платок делают картину более выразительной и...радостной.
   
     Отнюдь не страдания женщины хотел показать нам художник, но те силу и стойкость, которые помогли ей сохранить достоинство, несмотря на лишения..
    
    Картина кажется нам удивительно яркой, однако художник использует в ней лишь четыре цвета – охру и её оттенки, сине-зеленые цвета, а так же белый и чёрный. Цвета задают настроение композиции, однако пространство моделируют отнюдь не они.

    Филигранная цветовая моделировка и точнейшим образом выверенная тональная проработка подчеркивают мастерство живописца.