Блеск и нищета гения, Или Ян двуликий

Михаил Ханджей
У каждого человека имеются свои слабости, и чем крупнее человек по своим дарованиям и талантам, тем резче выступают эти слабости на общем фоне богато одарённой натуры таких людей.

Писатель Иван Алексеевич Бунин - один из мною любимых литературных гениев, но предметом моей работы явился один из фактов его биографии.

А именно  – как могло случиться, что довольно высокообразованная, а не «затурканная», сытая со дня своего рождения, претендующая на писательское мастерство и известность, наконец – возлюбленная  Ивана Бунина, которую он величал «Грасской Лаурой», превратилась с первых же дней встречи с Буниным в его любовницу-содержанку, а через десяток лет..., даже трудно в это поверить(!)...в лесбиянку.

Я обойду многие детали этой истории, так как это не биографическое исследование, а всего лишь очерк.

Напомню, что Иван Алексеевич Бунин лишь в третьем браке, казалось, обрёл подругу, достойную во всех отношениях. Это была Вера Николаевна Муромцева, с которой он познакомился в Москве, в доме Бориса Константиновича Зайцева и его жены Веры Алексеевны( урождённой Орешниковой, по первому мужу Смирновой).

Встреча эта произошла 4 ноября 1906 года, и уже с 10 апреля 1907 года началась их совместная жизнь, полная любви, путешествий по самым разным странам, и драматическими событиями в России. В результате  этих событий 26 января 1920 года любящие супруги отплыли на Константинополь, потом через Софию и Белград прибыли в Париж 28 марта 1920 года
.
«Во Франции, - писал Бунин, - я жил первое время в Париже, с лета 1923 года переселился в Приморские Альпы, возвращаясь в Париж только на некоторые зимние месяцы».
Бунин поселился на вилле «Бельведер», а внизу амфитеатром расположился старинный прованский городок Грасс.
Об этом времени Вера Николаевна Бунина в конце двадцатых годов писала Вере Зайцевой:
«Ян в периоде (не сглазить) запойно работает: ничего не видит, ничего не слышит, целый день не отрываясь пишет... Как всегда в эти периоды, он очень кроток, нежен со мной в особенности, иногда мне одной читает написанное – это у него «большая честь». И очень часто повторяет, что он меня никогда в жизни ни с кем не мог равнять, что я – ЕДИНСТВЕННАЯ, и т.д.»

Но это безмятежное счастье уходит после встречи Бунина с его последней страстной любовью, что произошла в августе 1926 года, когда Галина Кузнецова, начинающая поэтесса, доставила письмо и чью-то книгу Бунину для прочтения.
 
Встреча происходила в доме Бунина. Писатель поинтересовался начинаниями Галины в поэзии. От этой встречи у неё остался неприятный осадок, о чём она и записала в своём «Грасском дневнике»...
Некоторое время спустя, Модест Людвигович  Гофман (1887—1959 — русский филолог и поэт, пушкинист) взялся её - двадцатишестилетнюю, начинающую поэтессу более близко познакомить с пятидесятишестилетним Иваном Алексеевичем Буниным.
Сперва отказавшись и поразмыслив, Галина всё же воспользовалась этим предложением. 
Случайно это или нет, но вторично знакомство  Бунина с Галиной Кузнецовой произошло, когда Иван Алексеевич плескался в ласковой воде моря Французской Ривьеры, на пляже чудной Ницы.
В эту же встречу они уже прогуливались по набережной, где в многочисленных кафе попивали нежные напитки и неожиданно «... очень друг к другу потянулись».

Вскоре Иван Алексеевич стал частым посетителем комнаты в Париже, где поселяется его пассия, бросившая мужа сразу же после встречи с Буниным на пляжах Ривьеры.

Жизнь забила ключом, и теперь он разрывается между Грассом и Парижем.

Кровь в ещё не совсем дряхлом теле Бунина бушует, питаясь  энергией молодой женщины... Добурлилась до того, что он обьявляет своей уже далеко не молодой жене, Вере Николаевне, что Галочка будет жить у них и выполнять работу секретаря. Так возник в 1927 году любовный треугольник, с вершиной – Иван, и двумя углами – Верой и Галиной.

О переживаниях жены и женщины, Вера Николаевна Бунина  пишет позже в своих воспоминаниях, и о том, как она смирилась с вероломным предательством мужа, и о своей жертвенности во имя своей любви к гениальному писателю.

Как бы то ни было, но факт нравстенного  унижения ЖЕНЩИНЫ очевиден, как и нравственного падения МУЖЧИНЫ.
 
Молодая любовница стала «Грасской Лаурой», а жена – прислужницей при них. Это феноменально!

Иван Алексеевич Бунин делает всё возможное для своей «Лауры». Он вводит её в круг литераторов, помогает с написанием и публикациями её работ. Протежирует везде и всюду.
 
У Ивана Алексеевича был характер, (согласно исследованиям системно-векторной психологии), относящийся к уретральному типу. По природе мужской, он был – прирождённый вождь, призванный вести за собой. Поэтому был деспотичен, что и подтверждают многие  из его окружения.

Подобные черты характера свойственны и т.н. «уретральной женщине». Но у неё природой  заложен совершенно другой жизненный профиль.
Да, она рождена со всеми свойствами вождя, но быть им не может в силу своей физиологии. Зато у неё высокий уровень либидо. Природа «уретральщицы» не предполагает каких-либо ограничений. Обычно это красивая, чувственная, целеустремлённая, способная вдохновлять, какой и была Галина Николаевна...

Родилась она 10 декабря 1900 года в Киеве в культурной стародворянской семье. В 1918 году окончила Киевскую первую женскую гимназию Плетнёвой, получив вполне классическое образование.

Галина – ладная, маленькая, с плавными линиями тела, к тому же озорная, словно девчонка-подросток, любила носить открытые платья, короткие юбки, подчас бегать босиком или в открытых сандалиях. Вот только во взгляде её было что-то грустное, невысказанное то, чего она очень хотела.

После окончания гимназии скоренько выскочила замуж за офицера-юриста Дмитрия Петрова, с которым, после поражения «Белого движения», осенью 1920 года и отплывает в Константинополь.

Судьба забрасывает их сначала в Прагу, где Галина поступает во Французский институт, а в 1924 году Петровы переезжают во Францию, в Париж, где её ждала беготня по редакциям и неизвестность.

К тому же,  в силу её амбиций и желания быть «на виду» и неудач на литературном поприще, ею обуревают смутные чувства, ощущение томлений, желаний, неудовлетворённость повседневной жизни с мужем, молчаливо любящим её. Всё это противоречило её врождённому уретральному чувству – быть впереди!
 
Галина убедилась, что без серьёзного протеже ей не обойтись. А тут воздыхатель-доброжелатель М.Гофман надоумил её использовать «дедушку» Ивана Алексеевича в качестве «локомотива», который не в задрипанной парижской квартирке живёт, а на Вилле «Бельведер», у самого прекрасного лазурного  моря!

Кохаясь в волнах любви уже далеко не молодого, а шестидесятилетнего, к тому же страдающего астмой дедушки – Яна, как величали Ивана Бунина, Галочка стала относительно известной в литературной богеме эмигрантских кругов.

А тут и ревнивый Ян, как мавр Дездемону, ограничивает:  «Сиди дома и никуда не рыпайся! Я кому сказал: - «Сидеть!» - и брюзжит слюной.

«Грасская Лаура» - Галочка Кузнецова-Петрова не из того теста была слеплена и ей, тридцатилетней здоровой, молодой, красивой женщине  настодоел «старикашка», о чём она и пишет:

«Моя частичная эмансипация его (Бунина) раздражает. Я не успеваю быть одна, гулять одна. ... Всё как-то плоско, безнадёжно...».

Да, Иван Алексеевич Бунин любил своей старческой любовью молодое тело Галины и не переносил вида и запаха тела старенькой жены. Был до одури ревнив, закатывал  скандалы и жене, и любовнице одновременно, орал на обеих, как последний драгаль.

Один из друзей Бунина как-то сказал ему:
- Так и чувствуется, что все вы связаны какой-то ниткой, что всё  у вас  уже переговорено, что вы СТРАШНО УСТАЛИ ДРУГ ОТ ДРУГА.

А молодой Галочке, женщине, этому честолюбивому созданию хотелось свободы, новизны ощущений!

Несчастная женщина, как говорят, «сохла без мужской физической любви». И что в этом удивительного? Тем более – предосудительного? Она что - вне природы женской, которая создана для любви?

Дело другое - отчего она так долго терпела то, что было ей мерзко?
А ларчик просто открывался – благотворительность Буниных по отношению к ней во всех отношениях: крыша виллы над головой, дармовая кормёжка, принадлежность к богемным кругам, пусть со старичком, но поездки по побережью Ривьеры, пляжи, море, солнце – чем не кайф для тунеядки? Ну подумаешь труд какой – старичку пятки пощекотать или посидеть с ним в ресторане, чмокнуть в щёчку или лысину!

Такая «жертвенность молодостью» в настоящее время сплошь и рядом.
За такие «привелегии» новорусских, да и не только, девки не то что совестью и нравственностью жертвуют, но и всем, чем угодно – убивают собственных детей, отравляют мужей и родных, принимают подданство любого племени в джунглях, и ... бесконечный ряд самых невероятных античеловеческих действий и поступков.

Так что терпимость Галочки Кузнецовой-Петровой вполне понятна. 

Эта терпимость закончилась с новыми, более перспективными горизонтами.

За три года до получения И.А.Буниным Нобелевской премии, «Грасская Лаура» ну не как не хотела сбежать от предстоящего «пирога»  в 715 тысяч французских франков», которые в 1933году в Стокгольме король вручил счастливчику Бунину, обскакавшему Мережковского, претендовавшего на тот же «пирог».

«Грасская Лаура» там же, в Стокгольме, принарядилась добрым «возлюбленным» в дорогущие меха, а Ян от щедрот своих купил жене, Вере, туфли на высоком каблуке!
 
Читатель, вы посмотрите на фото Веры Николаевны в 1933 году! Вы можете представить её в туфельках на высоком каблуке? Лично я могу. Она в них, что корова под седлом. Если у вас другое представление, то ради Бога.

Возвращаясь из Стокгольма уже Нобелевским лауреатом, Бунин в сопровождении жены -Веры и любовницы-Галины, заехал к своему развесёлому, богатому, именитому другу Фёдору Августовичу Степуну – философу, критику, писателю и блестящему спорщику-баландисту, в Дрезден.

Там «Грасская Лаура» - Галина Кузнецова  познакомилась с ... родной сестрой Степуна – Марго,  «очень странной, волевой и сильной», как её характеризуют, а я лишь добавлю – «уретральной женщиной».

Галочка тут же «приболела», а Марго проявила к ней заботу и нежность. Что там происходило в спальне, где в шикарной постели «болела» томящаяся по любви женщина, в дневниках не пишется. Но...

«По возвращению Кузнецовой из поездки жизнь в доме окончательно разладилась. Галина стала странной и задумчивой, но где-то в глубине её миндалевидных глаз то и дело всплывали счастливые огоньки. Вместе с тем, она отдалялась от Бунина, стала замкнутой и старалась проводить больше времени в одиночестве. Писала что-то, посылала письма в Германию и каждый день получала ответы из Дрездена. Бунин злился, нервничал, ссорился с Галиной, пытался вернуть прежние отношения, но у него ничего не получалось. Любимая женщина отдалялась от него всё сильнее» - сообщает потомкам Вера Николаевна Бунина.

В конце мая 1934 года в Грасс приезжает Марго Степун. Было в этой женщине что-то порочное, нездоровое. Она была яркой, но не красивой, а мужеподобный голос и резкие манеры делали её до крайности грубой.

Галина на её фоне выглядела робким, беззащитным существом. Она, долго молчавшая, вдруг оживилась и расцвела. Всё время проводила с Марго: подруги гуляли, ночевали в одной комнате, постоянно уединялись и казалось, забывали обо всех.

Бунин подшучивал над их неразлучной дружбой, пока однажды его не осенила ужасная догадка. И с каждым днём она подтверждалась всё сильнее: отношения женщин были явно противоестественными.

Восемь лет Галина Кузнецова и Марго Степун оставались на попечении Бунина, и жизнь его превратилась в ад. Больной и стареющий, он закрывался в своей комнате и писал, писал до рассвета, будучи при этом на грани сумасшествия, отчаяния, невыносимой горечи обиды и боли.

Бунин так и не понял, и не простил Кузнецову:
«Что вышло из Галины! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!» - писал он.

«Грасская Лаура» - Кузнецова и Марго Степун покинули виллу и своего благодетеля только в 1942 году.
 
В 1949 году они переехали в США, работали в издательстве ООН, откуда в 1959 году были переведены в Женеву.
Через двадцать три года после смерти Бунина И.А. умерла и его «Грасская Лаура». Умерла она позже своей возлюбленной Марго через пять лет в Мюнхене.
 
Останки Галины Николаевны  Кузнецовой похоронили в общей могиле брата и сестры Степун.

В дальнейшем некому было продлить срок аренды на могильную землю, и в 1990-х годах захоронение сей троицы было уничтожено.

А что же Веру Николаевну мы обходим сторонкой?!
Так уж она была обделена мужскою ласкою?

Да нет же! В то же самое время «семейного треугольника  Иван-Вера-Галина» прилепился ещё один тип – Зуров.

Став на «довольствие» у Бунина, он сделал финт конём – «влюбился» в старенькую барыню – Веру Николаевну. «Любил» её до последнего своего издыхания.

Ей это очень льстило, но о большем «жертвенница» - Бунина в своих мемуарах помалкивает. Какая же женщина покажет себя в грязном платье?! Зуров – всего лишь малоизвестный литератор, - ничто против ПИСАТЕЛЯ – Нобелевского лауреата. А  её «любимый Ян» знал о её шашнях с моложавым Зуровым и смотрел сквозь пальцы.
 
«Треугольник, таким образом, уравновесился и стал квадратом» - пишет Светлана Макаренко в статье «Грасская Лаура» или жизнь вечно ведомой».

Имя Веры Николаены Муромцевой никто бы и не знал, не пожертвуй она своей женской ЧЕСТЬЮ и ЧИСТОТОЙ в пользу Ивана Алексеевича Бунина, который не просто её тиранил, а убивал в ней ЧЕЛОВЕКА, мучительно и долго, а как ЖЕНЩИНУ - «опустил» её до уровня «.......» в тюремной камере  вилл «Бельведер», а затем «Жаннет» на Лазурном берегу Французской Ривьеры.

Она, эта жертва неверного мужа, умудрилась завещать перед смертью, похоронить её в в ногах могилы Бунина на Русском кладбище Сен- Женевьев- де-Буа, под Парижем.