Заводные игрушки

Мартис
Я смотрю в окно, за которым полным ходом течет жизнь. В воздухе царит весна. Мимо окна проходят люди, спешащие по своим делам. Словно заводные игрушки с ключиками за спинами, эти работяги торопятся к себе в офисы, чтобы отсидеть в душном помещении целый день, заработав себе на хлеб. Весь город - один сплошной конвейер игрушек, в котором нет места проявлению себя как человека, а не как заводной игрушки. Вид из окна портит лишь приклеенная надпись названия кафе, в котором мы находимся.
- Ты меня слушаешь, Ян? - спрашивает девушка, сидящая напротив. Голос возвращает меня в реальность и мысли про пластмассовый мир прерываются.
Я отпиваю кофе и бросаю на нее взгляд.
- Да, конечно, - говорю я и делаю еще один глоток кофе.
На самом деле нет. Я не запомнил ни слова из того, что девушка говорила мне последние десять минут. Я не запомнил даже ее имени. Мы познакомились через интернет несколько дней назад, и это наша первая встреча.
Сейчас, сидя напротив нее, я вижу ее как точно такую же заводную куклу, которая без умолку болтает что-то про учебу и сплетниц-подруг. Но стоит ключику за ее спиной остановиться, как она прекратит говорить и замрет на месте, ожидая, пока ее снова заведут. В ней нет ничего особенного, чтобы отличало ее от остальных, подобных ей, девушек. Нет души, и, отвинти болтики в ее теле, там будет лишь пустота. Пластмассовое тело с винтиками, не выражающее эмоций лицо, стеклянные глаза и светлые волосы, словно сделанные из ниток - вот что я вижу в человеке напротив. А ее монологи мне и вовсе неинтересны и уже начали надоедать.
Прямо во время разговора, я встаю со стула, допиваю кофе и кладу деньги на стол.
- Что происходит? Ты куда? - спрашивает она, смотря на меня удивленным взглядом.
Я хватаю рюкзак и направляюсь к выходу:
- Домой, - отвечаю на ходу я.
Наверное, она только и успела подумать о том, какая же я мразь, что оставил ее одну. Впрочем, это будет недалеко от истины. Я мразь. А еще я псих, помешанный на куклах. Я открываю дверь и оказываюсь во власти этого игрушечного мира. Быть может, я - точно такая же заводная кукла.

Придя домой, я сел за свой рабочий стол. Моя комната больше напоминала мастерскую какого-нибудь безумного изобретателя, нежели обычную комнату студента. По всему столу были разбросаны разные детали механизмов, из которых впоследствии я собирал свои игрушки. На полу валялись зарисовки и также несколько частей от игрушек. К процессу сборки одной заводной куклы стоило подходить очень ответственно и потому процесс занимал порой долгое время. В углу комнаты располагалась полка, на которой стояла моя нынешняя коллекция. Пластмассовые куклы в разных одеждах, с разным цветом волос, с ключиками за спинами, и каждая со своей собственной историей.
Первую звали Юля - девушка, с которой я был вместе некоторое время, но через несколько месяцев понял, что она, как и все, ничего не имеет за пластиковой оболочкой. Однажды, разочаровавшись в ней, я пришел домой и на эмоциях собрал первую куклу из деталей разобранных игрушек из детства. С нее началась моя коллекция. Она была лишь марионеткой, на которой я учился тогда общаться с противоположным полом.
Вторую звали Настей - девочка с черной дырой внутри. Кукла, которую я использовал, чтобы не ходить в кино и на другие различные мероприятия одному. Завода ключика хватило ненадолго.
Еще одна кукла из коллекции - Алиса. Алиса является лучшим экспонатом в моей коллекции. Марионетка в прямом смысле этого слова. Девочка, которая не знала, чего хочет от жизни и с которой буквально можно было делать что угодно.
На полке стояло и еще несколько экспонатов, но эта тройка была самой выдающейся из всех мною встреченных пластмассовых людей.

Я уже было собирался приступить к сборке очередной куклы со светлыми волосами из кафе, как в дверь позвонили. Время было не позднее, а потому это мог быть кто угодно. Посмотрев в глазок, я увидел Женю - подругу детства, с которой мы хорошо общаемся и по сей день. Я открыл дверь.
- Привет, - сказала она, изображая по-детски наивную улыбку, - не хочешь пойти погулять? Там погода классная.
Предложение было заманчивым, но я уже настроился собрать очередную игрушку. А расстраивать Женю мне не хотелось. Я попытался пойти на компромисс.
- Не очень бы хотелось выходить на улицу. К тому же я немного занят, - ответил я. - Но если ты хочешь, ты можешь зайти, может, помогла бы мне с игрушками.
- Ну, хорошо, - произнесла она с немного расстроенным видом и зашла в квартиру.

- Только ты не обращай внимания на бардак, - сказал я, пытаясь убрать с пола хотя бы часть деталей. - Считай это творческим беспорядком, - улыбнулся я.
- А ты все собираешь своих кукол? Кто на этот раз? Очередная пустышка? - спросила она и без того прекрасно зная ответ. Женя не очень одобряла мое увлечение и, возможно, даже видела во мне психа, считая, что я открыто использую живых людей в своих целях.
- Конечно, иначе бы она не превратилась бы в куклу. Видела бы ты ее лицо, когда я уходил из кафе. Наверняка, ее заводной ключик тогда на время остановился. - сказал я, пытаясь привинтить детали.
- Тебе не кажется, что это слегка ненормально? - спросила она. - Знаю, мы уже об этом говорили, но тем не менее. Однажды, ты зайдешь слишком далеко, - продолжала она.
- Не кажется. Я этих людей не убиваю. Пока. Я просто пытаюсь найти хоть что-то человечное в них, узнать внутренний мир, которого у многих нет и в помине. Пытаюсь найти душу.
После слова "пока" на лице Жени на мгновенье отразился испуг, но через мгновенье она пришла в норму.
- Ян, я хочу тебе помочь. Я знаю тебя уже очень давно, и я вижу, как ты превращаешься в совершенно другого человека. В человека, не знай я которого, я бы и не захотела узнать, - сказала она, подойдя ко мне. - Эти девушки, они ведь верят тебе. Они надеются на тебя, пытаются построить отношения. А ты их используешь, - закончила она и бросила взгляд на мою коллекцию на полке.
- Ах, какой я негодяй. Быть может, у нас и получилось бы, не будь они заводными куклами с пружиной внутри, - ответил я.
- Они не куклы, они люди, Ян! Такие же, как мы с тобой. Из плоти и крови. У них тоже есть чувства, - пыталась достучаться до меня Женя.
Не желая ссориться с ней и продолжать этот диалог, я не стал отвечать, а просто тяжело вздохнул.

- А я тоже для тебя кукла? - после непродолжительной паузы спросила она.
Ее вопрос поставил меня в тупик. Я был знаком с ней еще когда мы были детьми и я тогда не думал о людях в подобном ключе. Хотя иногда у меня проскальзывала мысль, что и у нее из-за спины торчит заводной ключ. Не будь она моей подругой, возможно, кукла с русыми волосами и в зеленой юбке стояла бы сейчас на полке, олицетворяя ее. Я посмотрел на нее искренним взглядом:
- Нет. Конечно, нет. Ты прекрасно это знаешь. Давай не будем об этом говорить, - ответил я и повернул голову к столу, пытаясь с головой погрузиться в сборку.
Кажется, ответ ее немного успокоил и она снова присела рядом. Этот диалог выбил меня из колеи и я не мог сосредоточиться на игрушке. Я продолжал думать о Жене и о "живых" людях с чувствами. С таким же успехом, с каким Женя могла стать частью моей коллекции, она могла стать и частью души, заняв место в моем сердце. Но ей чего-то все же не хватало, а к тому же, место уже было занято. Просто она об этом не знает.

Полностью отдавшись подобным мыслям, я не мог продолжать собирать. Шарообразная маленькая деталь выпала у меня из рук, упала на пол и покатилась в угол, в тот, где располагалась полка с коллекцией.
- Я подниму, - сказала Женя и, встав с кресла, пошла за деталью.
Не будь я столь задумчив в тот момент, я бы повернулся за ней, но после диалога, который прочно засел у меня в голове, я лишь смотрел в одну точку на столе. Будь я внимательней, я бы повернулся и увидел, как Женя поднимает деталь, как она выпрямляется и смотрит на коллекцию кукол на полке, как находит за игрушками нишу в стене, прикрытую небольшой дверцей под цвет обоев, как, слегка отодвигая игрушки, открывает ее и достает оттуда небольшую шкатулку.

- Что это? - спрашивает Женя, повернувшись ко мне и рассматривая в руках шкатулку.
Я возвращаюсь в реальность, смотрю на нее и понимаю, что она зашла слишком далеко.
- Отдай, - вскакивая с места, почти кричу я.
Видимо, понимая, что эта вещь очень важна для меня, но не сумев преодолеть любопытство, она сжимает ее еще сильнее и делает несколько шагов в сторону, чтобы я не смог ее выхватить.
- Отдай, это не смешно, - повторяю я и, протягивая руку, делаю шаг в ее сторону.
- Ответь, что это? Почему это так важно? - продолжая идти задом, спрашивает она.
- Просто. Отдай. Шкатулку. - медленно произношу я и на моем лице Женя видит злость. Злость, которую она вряд ли видела во мне раньше.
Поняв, что мои намерения серьезны, но все же желая узнать, что хранит в себе странная на вид шкатулка, она резко разворачивается и убегает в другую комнату. Пока я осознаю что происходит, она захлопывает на щеколду дверь.

Я начинаю стучать кулаками в дверь.
- Женя, что ты, черт подери, творишь? Открой дверь. - воплю я.
В ответ я слышу лишь молчание. Я чувствую себя человеком, у которого отобрали что-то ценное, то, о чем не должен был никто и никогда узнать. То, что я от всех всегда прятал. Теперь я понимаю, что через пару минут завеса тайны будет приоткрыта. Женя узнает, что лежит в шкатулке. Для нее это не будет чем-то важным или особенным. Для нее это будет очередным моим загоном. Псих, который еще не наигрался в игрушки. Но для меня это значит многое.
Я не вижу, но полностью понимаю, что происходит в комнате за дверью.

Женя открывает деревянную шкатулку и достает оттуда куклу с заводным механизмом. Куклу, отличающуюся от всех, которые я когда-либо делал. Куклу, в которую я вложил часть в себя. Куклу, олицетворяющую человека, который занимает важное место в моем сердце. Повертев ее в руках, она видит, что передняя часть игрушки открывается незамысловатым движением. Открыв ее, она видит красное миниатюрное сердце, вставленное внутрь. Женя понимает, что это особенная вещь, которую я так бережно хранил. Положив идеально выполненную игрушку на диван, она видит в шкатулке фотографию. На ней изображена, стоящая на набережной девушка с темными волосами,
заплетенными в косички. На ней милая вязаная шапка, а ее лицо расплывается в счастливой улыбке. Перевернув фотографию, Женя видит слово, написанное аккуратным почерком. Это слово ничего не значит для многих заводных людей, ничего не значит для всего этого чертового пластмассового мира. Но оно многое значит для меня. На обратной стороне фотографии написано "Душа".

Через несколько минут она открывает дверь и выходит из комнаты. Аккуратно сложив все обратно в шкатулку, Женя держит ее в руках и, протягивая мне, виноватым голосом говорит "Прости". Я беру шкатулку и не нахожу нужных слов, чтобы что-то ей ответить. За последние минуты я испытал слишком много эмоций, я потерял какую-то частичку себя и у меня нет сил, на то, чтобы что-то сказать. Женя забирает свою сумку и молча, с опущенным вниз лицом, выходит из квартиры. Я так и продолжаю стоять со шкатулкой в руках, пытаясь прийти в норму.
Кажется, вот и мой заводной механизм остановился.
Ключ перестал крутиться.
Я больше не хочу испытывать чувств.