Национальная идея и третий проклятый вопрос ч. 2

Вячеслав Новичков
ЧАСТЬ2
ЧТО МЫ ИЩЕМ?
        Мы взглянули только на три истоптанные дороги, есть множество и других, но всё равно плоскостное мышление, при котором выбирается путь, то есть решается вопрос "куда идти" или "что делать", не позволяет взглянуть на проблему по-иному. В итоге большинство просто полагает, что дороги красная и коричневая ведут в пропасть, столбовая дорога "цивилизованной" части человечества для нас узковата и заводит в тупик, а где же наш путь и какая-такая национальная идея сможет объединить Россию – не знает.

        Парадоксально, но сама постановка задачи в виде – "найти идею" или путь, не имеет решения. Надо изменить её условия или вовсе поставить иную задачу. Этот прием широко известен в науке: после безуспешных попыток найти решение ученый меняет изначальную формулировку задачи. Ведь не задачи нас волнуют, они – лишь выбранное средство решения наших проблем. Простой пример. Представьте, что у человека всецело поглощённого какой-то работой, скорчившегося над ней за столом, возникла проблема – он вдруг как-то неосознанно почувствовал, что ему стало неудобно сидеть. Он инстинктивно решает эту проблему переменой позы, но безуспешно. Почему? Потому что может быть так, что в данном случае задача поиска хорошей позы – бестолковая. А решать нужно совсем иную задачу: встать и вытащить из стула гвоздь. Таким образом, чтобы успешно решить проблему, надо правильно поставить задачу.

        Так переформулируем и мы нашу задачу поиска идеи. Как тот пьяный идиот из известного анекдота, что у освещённого столба ищет деньги, потерянные в другом месте. В его действиях есть смысл – им не осознаваемый: ведь потерянные деньги бывает легче найти в совершенно другом месте.

        Наша задача успешного поиска национальной идеи неосуществима, потому что мы неправильно ищем. Вернее – мы ищем то, чего нельзя найти прямыми поисками. А искать надо не идею, а её носителя. Если наш отряд заблудился в джунглях, знание куда идти или что конкретно делать сейчас, ничего нам не даёт – мы через пять минут снова собьёмся с пути. Важнее другое – кто поведёт.

        ТРЕТИЙ "ПРОКЛЯТЫЙ ВОПРОС".
        Ещё со школьной скамьи нам известны два проклятых вопроса России: "Кто виноват?" и "Что делать?". И порой кажется нам, что и ответы мы знаем, а как берёмся, то "…получается как всегда". Почему? Потому что ответ на второй вопрос неразрывно связан с ответом на третий великий вопрос, который поставил наш гениальный соотечественник В.Соловьёв ещё в XIX веке (в третьей речи в память Ф.М. Достоевского, сказанной 19.02.1883). Мы не обратили внимания. А жаль, ведь не число национальных гениев делает народ великим, а умение их слушать. Суть этого вопроса, придающего логическую завершённость всей триаде, в следующем: "Кто будет делать?" (В.С. Соловьёв. Сочинения в двух томах, том 2, Москва, Мысль, 1988).

        Общий ответ банален: новый человек. Его пока нет, его надо создать. Здесь нет никакого трибунного пафоса, просто другого не дано. Во всех революциях или переломных моментах в развитии общества новую историю всегда творил новый человек.

        При становлении великих мировых религий, таких как Христианство и Ислам – это был человек бесконечно преданный идеалам новой веры, живущий по иным нравственным нормам. В эпоху Возрождения – освобождённая от внешних моральных оков и запретов самоутверждающаяся личность. При переходе к капитализму – свободный человек, добивающийся жизненного успеха не благодаря наследственным привилегиям, а за счет умения делать деньги. В ходе строительства коммунизма – человек труда, создатель материальных благ, поверивший, что именно он является хозяином жизни и привилегированным классом.

        Только новый человек может создать новую эпоху, при этом он сам меняется под её воздействием, так как на начальном этапе он новый не по сути, а по взятой на себя новой роли и в связи с выходом на авансцену истории. Поэтому создание такого человека есть одновременно и самоцель и способ достижения главной цели, общей для всех нас – обеспечения величия и благоденствия России.

        Возникает резонный вопрос: "А чем же старый плох?" А тем, что он – пленник навязываемой нам идеологии потребления материальных благ и плотских наслаждений. Это неизбежное следствие либеральной демократии, в которой потребление является культом. Он уверовал, что социальный статус зависит от богатства, пронырливости и удачи. Носителями такой морали являются новые русские, а также те, кто им завидует. Именно в их среде укоренился тезис: "Зачем учиться? Если голова есть, можно и без образования сделать деньги". Такие недоумки считают, что их логика безупречна, и она подтверждается житейским опытом. Действительно, данное логическое заключение неопровержимо. Люди крайне редко ошибаются в своих логических рассуждениях, потому что обычно строят всего лишь двухзвенную логическую цепочку типа, если "А" то "Б". Где здесь заблудиться? Ошибка в изначальном постулате, будто для всех без исключения цель образования – приобретение в дальнейшем материальной выгоды.

        Своими меркантильными мозгами они полагают, что познание бессмысленно без конечной наживы. Давайте на миг согласимся с ними и доведём их мысль до абсурда. Признаем их мировоззрение единственно правильным, а их самих – единственным достойным примером для нас. И что в итоге: все хотят иметь хорошую машину, дом и сотни других вещей, но никто не может их создать, ибо все, если и учились, то только финансовым махинациям. Уважаемые мамаши, Вам не стыдно за своих вонючих отпрысков, достигших богатства, всего лишь паразитируя на труде и интеллектуальном потенциале нации? Это идеология саранчи – сожрать сегодня всё, что можно, а завтра сдохнуть.

        Нужна же ориентация на иные ценности. В XXI веке для обеспечения успеха в соревновании цивилизаций, а внутри них различных государственных систем нужен человек не только высокопрофессиональный, но культурный и образованный. Кто-то ухмыльнется: "Образование – ну, согласен! Но, культура – какой бред! Главное – производительность труда. А бескультурье и паршивый характер никак не могут повлиять на творения рук замечательных умельцев". Отчасти этот "кто-то" прав. Культура некоего Петра или вовсе отсутствие у него оной никак не влияет на производительность его труда, но она напрямую влияет на производительность труда работающих рядом. Вспомните, как у Вас не задавался целый день только потому, что с утра какая-нибудь сволочь, начальствующая или подчинённая, портили Вам настроение. А в современном мире основное богатство создается не одиночками, а коллективами. К тому же, общая культура и образование задают направление и уровень профессионального развития.

        По мере становления человечества сначала племена вели борьбу за территорию, которая была местом охоты или сбора урожая. Позже главным стало обладание сырьевыми ресурсами и рынками сбыта. Завтра, может быть послезавтра, главным фактором прогресса станет человек. В борьбе за территорию, ресурсы и человека первые два являются приложением к последнему "богатству". Выиграв последнюю "войну", мы выиграем всё. "Самый ценный капитал – это люди".

        В этой связи интересны результаты исследования фирмы "Opel", которая ещё в прошлом веке выявила, что же оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия. Обнаружилось, что если увеличивать на 10% каждый из наиболее значимых факторов производства: удлинить рабочий день, увеличить затраты на автоматизацию и увеличить затраты на обучение персонала, то, несмотря на одинаковый рост каждого фактора, максимальный эффект на рост прибыли окажет третий. И это вполне объяснимо с позиций системного анализа: фронт распространения полезного сигнала в системе шире, если его проводником является человек.

        БИОГРАФИЯ РОЗЫ.
        Для ответа на третий проклятый вопрос обратимся снова к истории. Уже прожитая жизнь прежних поколений, тем, кто может её читать, даёт ответы на любые вопросы глобального порядка.

        В VI веке в Европе отшумели волны великого переселения, во время которого несколько веков Европа была по образному выражению "проходным двором народов", когда племена снимались с родных мест и перемещались на многие тысячи километров, и на этом пути каждый странник был воином. Но, наконец, народы осели на новых землях. Стало сложно трудиться и одновременно защищать нажитое. Возникло специфическое разделение "труда" на тружеников и воинов. И поэтому в молодых государствах Центральной и Западной Европы начал зарождаться новый социальный слой – рыцарство.

        Их отличали невежество, часто коварство и полнейшая беспринципность, но в то же время – способность к смертельному риску ради власти и обогащения. Своими поступками они были омерзительны тем, кто соблюдал христианские заповеди, но такие же подонки им и завидовали. Они грубой силой утвердили свою власть, а с ней пришли и привилегии. Но уважение, основанное на силе, зыбко. Возникло желание обосновать своё превосходство и привилегии не силой, а якобы "благородством" происхождения.

        Рыцарское сословие стало формироваться в VII-VIII веках и достигло своего расцвета в начале второго тысячелетия. К этому моменту человечество, по самым скромным оценкам, уже существовало на Земле без всяких рыцарей десятки тысяч лет. К моменту наступления эпохи раннего Средневековья пришли и уже покинули этот мир около 50-60 миллиардов человек, а всех живущих в это время на Земле было не более 300 миллионов. Не зря англичане говорят об умерших: "Присоединился к большинству".

        Далёкие предки рыцарских и вообще знатных родов, а также наши с Вами – общие. Все они были бродячими собирателями корешков, охотниками, рыболовами. Лишь сравнительно недавно, несколько тысячелетий назад, они частично перешли к осёдлости. В их жилах на протяжении тысяч и тысяч сменяющих друг друга поколений текла обыкновенная кровь, но потомки рыцарских родов уже через несколько своих поколений с восторгом обнаруживали, что кровь у них – голубая.

        "Благородство" происхождения они стремились теперь подчеркнуть изысканностью манер и благородством поступков. На базе синтеза христианского принципа служения и рыцарского кодекса чести родилась своеобразная рыцарская культура с уникальным в истории культом служения даме. Прообраз некой конкретной женщины, возможно весьма далёкой от идеала, возводился в ранг богини, поэтому бескорыстное служение даме сердца, именно бескорыстное, приравнивалось, – вдумайтесь – к служению Богу. Как следствие – никаких материальных выгод, только стремление к возвышенным идеалам – таков был социальный запрос части элиты.

        В становление куртуазного поведения внесли свой вклад не только закованные в латы рыцари, но и поэты (трубадуры, труверы и миннезингеры), прославлявшие такой стиль жизни, а также сами дамы, без участия которых подобное было бы невозможно. Попробуйте, ухаживая за женщиной, открывать перед нею двери, и в театре одного актёра Вы будете выглядеть неуклюже и смешно. Чтобы Ваши жесты были естественны и доставляли взаимную радость, а не досаду, женщина должна подыграть. Высшее искусство, если она сделает это незаметно: замедлит шаг или остановится перед дверью, как бы невзначай, но удобно для Вас.

        Потомок древнего рыцарского рода, Данте Алигьери, свою возлюбленную встретил, будучи совсем ребёнком. Маленькая девочка показалась ему ангельским созданием с необъяснимой и завораживающей грацией. Второй раз он увидел её через 9 лет, – на городской улице девушка ответила на его поклон. И это всё. Больше они не встречались, если не считать ещё одного случая, когда она просто не заметила его. Но этих встреч оказалось достаточно для создания образа божественной Беатриче. С позиции современной молодёжной морали этого понять невозможно. Но это было.

        И обратите внимание, носителями этого восхитительного культурного феномена служения даме стали далекие пра-правнуки невежественных мерзавцев. В соответствии с биологическим законом всё новое рождается из старого, только лишь с разной скоростью превращения. Из сказанного следует ответ на вопрос: "Из какого материала строить и в каких условиях выращивать нового человека?" Из того, что есть! Ведь роза, взращённая на самых, что ни на есть, естественных удобрениях, благоухает такими ароматами, что нельзя, ни в чём, заподозрить её биографию. И согласитесь – нас восторгает результат.

        Больше, чем кино про суперменов, люди хотят смотреть другое кино: как простой человек, попав в исключительные обстоятельства, находит в себе силы стать суперменом, потому что в этом простом человеке они видят и себя, что им более интересно, чем похождения какого-то агента 007.

        Человек доигрывает роль, которую ему навязывают окружающие или которую он выбрал сам. Психологи называют это "эффектом Пигмалиона". Маскарадный костюм предполагает соответствующее ему поведение. Не к лицу в шутовском наряде умная рожа. Образ, которому стремится соответствовать человек, неизбежно ведёт его к определенной модели поведения и стиля жизни. Стоит просто захотеть чего-то достичь и Вы уже прошли часть пути. Психологическая подготовка наших шагов имеет определяющее значение.

        В этой связи к месту будет следующий пример. В головах многих, а в головах евреев, вероятно, и поголовно, бытует мнение, будто евреи умнее прочих. Бесспорно другое – не конкретный человек, а в целом евреи достигают большего жизненного успеха, если этот успех измерять материальным благополучием и ступенькой социальной лестницы. На взгляд автора объяснение здесь простое и кроется не в генетике, а в воспитании. Умудрённая своим, возможно, печальным опытом, что обыкновенно талдычит русская мамаша своему оболтусу: "Дурак! Учиться надо, а не… – потом поздно будет". Еврейская же неустанно щебечет иную трель: "Венечка, ты же у меня умный, ты должен учиться, не смотри на этих дураков – Толяна с Витькой, они до добра не доведут". Поэтому Вениамин Моисеевич всю жизнь верит, что он умнее. И неважно, есть ли реальное основание для этой веры. Важно, что субъективная завышенная самооценка приводит к объективному повышенному результату. А Толян, с задатками гения, бомжует. Впрочем, надо оговориться, что образование ума не даёт, а всего лишь знания, и ум не всегда ведёт к материальному достатку. А мне, русскому или татарину, до тошноты противно, что какой-то еврей наперёд полагает, что он умнее меня. Да и что такое ум – ведь не наличие "корочек" и не знакомство с интегралами и вовсе не "умение жить". Невозможно поумнеть, упражняя мозги всякой грамотой, надо еще внимать совести. Критерий настоящего ума очень простой и верный. Человек – умный, если после общения с ним уходишь поумневшим. А тем, кто высокомерно умничает в нашем присутствии, мы в уме отказываем.

        Подводя итог и возвращаясь к главной теме, можно утверждать, что, независимо от места и статуса при рождении, абсолютно каждый может достичь намеченного. Просто нужна "наглость" верить в себя.

        А ГДЕ ЖЕ САДОВНИК ДЛЯ БУДУЩЕЙ РОЗЫ?
        Одна роза из генетически сильного семени может вырасти дичком на пустыре среди лопухов и чертополоха. Но розовое поле, создающее особый микроклимат, требует профессионального ухода. А "новым русским" – сорнякам России – место на обочине. Будущая поросль – это те, кто сможет с улыбкой презрения заявить: "Я – не "новый русский", я – русский "настоящий". Кто же сможет внедрить в наше сознание новые идеи – живительные и созидающие?

        Это может быть только некая социальная прослойка. Существующие и действующие сейчас в нашем обществе социальные слои принципиально не могут быть носителями новых нравственных норм и новых поведенческих стереотипов. Почему? Треть века с начала перестройки, а новых идей как не было, так и нет. Тем более смешны надежды на возможность изменения жизни усилиями чиновников и депутатов, которые если и станут что-то менять, то так, чтобы улучшить только свою жизнь. Рабочий класс и остатки советской интеллигенции давно утратили былые позиции. Теперешние партии – клубы по решению личных проблем, которые быстро забывая свой предвыборный трёп, служат не провозглашённым на лозунгах целям, а целям её членов. Другие слои общества также не способны стать центром притяжения, ибо их идеи – отражение только их образа жизни, их рода занятий и мировоззрения.

        Чиновники не могут быть носителями какой-то идеи, кроме как идеи ведомственной и узкокорпоративной или личной наживы, так как чиновник является функцией и флюгером, его забота – поймать ветер. Предприниматели? Большинство наших так называемых "бизнесменов" – обыкновенные спекулянты (там купил – здесь продал). Пока у них нет ни социальной ответственности, ни веры в Россию, а любимая ими идея "делать деньги" – не всеобщая. Офицерство, казачество? Идея воинского служения отечеству, к сожалению, сегодня не так популярна, как во времена гусар. Духовенство? В начале третьего тысячелетия почти нет людей, подобных первым последователям мировых религий, верующих свято и безотчетно, и ещё пока нет людей, верующих на основе знания, поэтому слишком малочисленна паства, готовая соблюдать нравственные заповеди. Кстати, неверие в бога при современном уровне научного знания – антинаучно. Кажется, больше и нет никого. Общество рыболовов и всякие сборища типа партий любителей пива – не в счёт.

        Но, исходя из того, что именно высокий культурный и образовательный уровень человека является основой для настоящего прорыва России во всех областях, автор считает, что всё-таки есть такие люди. Они могут выступить в роли носителя эталона культуры и образования не столько "потому что могут", а потому, что в обществе появился запрос на ценности, отличные от животных потребностей, и нужен лишь толчок, чтобы придать им импульс массового распространения.

        Мне кажется, что такую роль могут сегодня сыграть только дворяне. Но, если кто понял так, будто автор надеется, что придут дворяне и сделают всем хорошо, тот играл и не угадал ни одной буквы.

        Во-первых: возвращение в прежнем статусе правящего класса невозможно, так как для этого нет никаких экономических оснований, да и народ не потерпит у себя на шее ещё одного дармоеда. Во-вторых: не для того из пыльного сундука истории нам доставать обветшалое дворянское тряпьё, чтобы оно демонстрировало свои личные амбиции, которые народу будут смешны. Они могут сыграть лишь роль закваски новой жизни.

        Вы скажете, что любые честные из вновь пришедших уже завтра проворуются, а любая идея будет загажена и извращена. В вашем сомнении есть доля истины, да и странно, если бы по-другому. Так всегда было и так будет впредь. Но инерция от первоначального толчка позволит нам пройти определённый путь, а к тому времени родятся новые люди и новые идеи. В истории так и происходит: движение со ступеньки на ступеньку, только не по правильной лестнице, а по причудливому пути.

        Самые старые дворянские фамилии России ведут свой род от боярских и княжеских семей. Первоначально и те и другие в основной массе не входили в состав элиты общества. Лишь благодаря воинской доблести и власти, основанной на силе оружия, они вошли в сословие привилегированных земледельцев, вытеснив предыдущую элиту – огнищан. Этот процесс происходил на рубеже первого и второго тысячелетий. Первоначально боярин – это особо приближенный к князю дружинник, которому князь давал землю и часть своей власти. С властью и землёй пришли богатство и новый статус.

        Первые дворяне появились при князьях и боярах в качестве нанятых на службу людей для ведения дел и хозяйства. Отбирались они по деловым качествам. С XIV века им за службу стали выделяться поместья из вотчинных земель боярина, но поместья служилого дворянина были ненаследуемые и со смертью последнего возвращались к боярину или князю, их давшему. Титул боярин был более общим, чем князь, он отражал наследственное право обоих на землю своих предков. И бояр-вотчинников и служивших им дворян тогда было ещё мало.

        В XVI веке со становлением зачаточного рыночного хозяйства происходит более интенсивный процесс дробления вотчинных земель на поместья. И Московские государи, заинтересованные в укреплении централизованной власти и в охране границ, также стали массово наделять поместьями всех, кто желал и мог нести воинскую службу царю.

        И здесь возник конфликт между старым боярством, кичащимся своим родством, к тому времени они уже забыли – из каких разбойников происходили многие из их предков, и дворянством, новым "совсем худородным" классом, который всем был обязан царю и видел в нём защиту. В ходе опричнины родовитые бояре проиграли вовсе не Ивану Грозному, а новому классу, который требовал и стремился "отнять и поделить" боярские вотчины. Так и произошло. Окончательное слияние и тех и других в единое дворянское сословие произошло во времена Петровской табели о рангах.

        Почитав исторические хроники, можно найти свидетельства омерзительных поступков предков многих наших дворянских фамилий. Но щадя их чувства, да простит меня Великая Италия, приведу аналогичные примеры из итальянской истории.

        В начале Ренессанса в Италии появились наёмные шайки кондотьеров, от которых ведут свой род многие знаменитые итальянские династии. Чего стоят только Сфорца. Один из рода, Галеаццо, заставил крестьянина съесть со шкурой и шерстью украденного зайца. Он же выставлял к столбу соблазнённых им женщин. Другой разбойник – родоначальник фамилии Висконти, выстроил роскошный собачий дворец на сотни персон. Ещё несколько сотен раздал на содержание. Если собака умирала, то содержавший её отправлялся на казнь. Король Неаполитанского королевства засаливал замученных врагов и создал из них целую галерею, по которой любил прогуливаться. Сигизмунд Малатеста насиловал своих дочерей и зятя. Один и вовсе разбойничал со знаменем, на котором было откровенно написано "Враг бога, правосудия и милосердия". А скольких мы встречаем на кругах Дантовского ада! Знакомясь с эпизодами жизни именитых итальянцев, понимаешь, что современный Чикатило рядом с ними – просто ангел.

        Данный взгляд вглубь веков только затем, чтобы подчеркнуть одну мысль. Не стоит самолюбоваться своим дворянством. Оно не безусловное основание порядочности, а отсутствие дворянских корней не основание отказать в благородстве поступков выходцу из холопов. Как же так? Автор призывает дворян на роль и тут же порочит их? Не порочит, а лишь напоминает им, что у простого человека есть все основания, чтобы встать с ними вровень. Даже бывшие грешники порой становились святыми. Пресловутая порода лишь выдумка. Разве не чувствуется "настоящая порода" в нашем экранном Каренине? А ведь гениальный артист не имел ни дворянской родословной, ни даже настоящего образования, а книги в свою домашнюю "библиотеку" собирал исключительно по цветовой гамме корешков.

        Позиция "смотреть на низших свысока" – ущербна, она никогда не позволит подняться в глазах нижестоящих, а именно эта высота – бесспорна. Замкнутое само в себе дворянское сословие не является самодостаточным. Все замкнутые системы обречены на гибель. Это биологический закон. Дворянское сословие в России после столетия упадка и забвения может подняться и возродиться в новом качестве, только ставя цель спасти народ и Россию. Кстати, ни один кумир не может сам взобраться на пьедестал, на пьедестал его возносит толпа.

        ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО ДВИЖЕНИЯ.
        На вопрос – в каких формах возможно в России дворянское движение, ответ простой – в любых, которые обеспечат массовое вовлечение в движение широких кругов населения. Христианство крепло и набирало силу в тайных замкнутых сектах. Первоначальным проводником ислама на весь Аравийский полуостров было одно из племён. Социализм в России был выпестован в подпольных кружках и ячейках. Орден, братство, союз, ложа… – неважно. Важна не форма организации, а одержимость новыми идеями её членов. В дальнейшем не обойтись без новой партии, как одной из форм ведения политической деятельности. Поначалу членские билеты новоявленной партии будут по своей ценности мало чем отличаться от бумажек Попандопуло из Одессы. Так, билет члена РСДРП до революции у интеллигенции мог вызвать только издёвку, а у крестьянина – полное недоумение. Однако, как всё быстро перевернулось. Или, представьте, как здравомыслящие люди несколько веков назад смеялись и издевались над идиотом, который богохульстовал, что Земля вертится вокруг Солнца. Практичный разум наблюдал ежедневно совсем другую картину – вот светило встаёт и вот садится. Силу членским билетам или любым фантикам придаёт вера в них людей. К слову, только на вере и держится доллар, так как сумма ходящих в мире зелёных бумажек гораздо выше стоимости самой Америки.

        В последнее время много разговоров о необходимости построения вертикального "социального лифта", позволяющего способному человеку подняться по социальной лестнице. Во всех этих разговорах проскальзывает недопонимание двух существенных моментов.

        Во-первых: такой лифт есть. Люди, склонные и способные к стяжательству, торгашеству и воровству и сегодня без каких-либо связей могут обогатиться и стать "элитой". Предвижу, какую мину на такое понимание "элиты" скорчит полунищая интеллигентная особа. Печально, но голос группы одиночек не может превозмочь гул толпы. Наглядный пример того, как большинство формирует общественное мнение, можно найти в истории нашего автомобилестроения. Почему в 80-х годах "Жигули" были лучше "Москвича"? По очень простой причине – владельцев "Жигулей" было гораздо больше и они громче кричали: "Моя машина лучше". Также обстоит дело и с элитой: сегодня "элита" – это те, кого, к сожалению, большинство признаёт таковыми.

        Во-вторых: на существующем у нас социальном лифте не все могут кататься, не потому, что не могут, а потому, что считают ниже своего достоинства следовать тропою спекулянтов и дельцов. В нашем народе огромный творческий и созидательный потенциал, который не может найти достойного применения. Талантливые люди готовы работать в научных лабораториях и создавать на производстве реальные вещи. Их мотивация – построить великую страну. Но нет у них такой возможности. Наш бизнес, мнящий себя элитой, мыслит не масштабами страны, а масштабами кармана.
 
        Задача движения – построить совершенно иную социальную лестницу и пробудить творческие силы народа. Для этого надо не просто выработать новую идеологию, а культивировать, поддерживать и продвигать её. Это вполне по силам, потому что культ денег опротивел народу. Появилась потребность в духовных идеалах, пока лишь в виде моды. Нужно придать ей устойчивую тенденцию. Сделать это можно общественным признанием и наградами, имеющими самую различную форму. Действенность их может быть сильнее наград государственных. Авторитет награждающего важнее официального статуса награды. Вспомним – для суворовского солдата самой высокой честью был серебряный рубль от полководца, который он не пропивал, а носил на шее.

        Здание нового общества невозможно построить парламентскими методами. Трибуна и кресла в парламенте лишь завершающий этап. Только неуклонное проникновение движения во все сферы жизни даст необратимый эффект. Эта тема крайне обширна, она не может быть втиснута в рамки данной работы, но для понимающего очевидно, что в конечном итоге последовательное проведение такой политики неизбежно приведет к смене власти. Но, Боже упаси, лидеров нового движения ставить целью нетерпеливый приход к власти. Это было бы верхом тупости и самонадеянности. Надо работать для России и для народа, вот тогда народ сам взведёт их на трон.

        КОМУ НУЖНЫ ЭТИ ТИТУЛЫ?
        В борьбе за место под солнцем людей очень волнует их статус, который разные люди понимают по своему: как уважение и любовь близких им по духу, как страх и пресмыкательство низших или как зависть окружающих. В последнем случае деньги – лишь средство. А глубинное желание – отхватить такую шубу, чтобы "Катька-стерва из соседнего отдела" лопнула со злости.

        В смутные 90-е расплодились у нас "челноки" и спекулянты. Шурши бумажками, подсчитывай барыш и о другом не думай. Ан, нет. Бывшему технологу Петровичу этого мало. Нужно заказать визитки, да на хорошей бумаге, где золотыми буквами будет выбито "Генеральный директор". Генеральствует он над шофёром да над Манькой на рынке, но на визитке и на роже написано огромное самомнение. По сути же он – главный "лавошник". Не ищите ошибки в последнем слове. Генеральный директор лавки с интеллектом дикаря ведёт себя как обыкновенный торгаш. Подобно дикарю для повышения своего статуса он втыкает себе перья, только современные: часы, "прикид", машина, наконец, шикарная (по его понятиям!) "тёлка". Натыкал себе перьев и уже целый павлиний хвост. Не думайте, что это выглядит только смешно. Комизм ситуации – когда все смеются, а когда смеются и завидуют, это трагедия жизни.

        Как только в нашем обществе партбилет коммуниста перестал служить лифтом наверх, ущербные люди тут же смастерили разные лестницы, стремянки и ходули, чтобы как-то возвыситься над другими. И чего только не проросло на заброшенном поле. Например, новые академики, но вовсе не Российской Академии Наук, а доморощенных академий каких-то лукавых наук. Появились какие-то полумистические организации, где можно сторговаться о присвоении правительственной награды или древнего ордена, который существовал два века назад. Даже существуют альтернативные Российскому Дворянскому Собранию лавочки, где можно получить графский титул. А как некоторые любят тыкать в нос красные "корочки", купленные или оформленные в подворотне, но символизирующие принадлежность к неким особым силовым структурам. Ну и конечно – крякалка на крыше. Все эти атрибуты якобы причастности к верхнему слою для "элиты" важны не менее их материального богатства, они позволяют им ощущать своё превосходство, на деле являющееся мыльным пузырём.

        Все эти уродливые проявления человеческой природы не есть признак особой предрасположенности к ним именно народа России. Такова природа человека и всех его меньших братьев. Абсолютно все сообщества иерархичны, потому что иерархичность есть способ обеспечения устойчивости любой системы. Построение сложной устойчивой структуры человеческого общества невозможно без титулов, званий и чинов. Избавляться от социальной лестницы – значит губить общество. Но лестница лестнице рознь, потому что ступени разных эпох разные. В первобытном обществе верхнюю ступень занимал сильный и умелый охотник. В ХХI веке первенствовать будут те народы, которые образованны и строят свою экономику на новейших научных открытиях, а века мушкетёров и джигитов безвозвратно ушли. Распределение членов общества по ступеням социальной лестницы, в зависимости от предопределённого статуса рождения или количества наворованного, фатально для общества.