Ошибки, которых можно избежать

Василина Бабковская
 

Самые первые ошибки возникают на стадии составления профиля вакансии:
- профиль составлен не точно, поверхностно, изобилует общими фразами;
- в профиле перечислено слишком много компетенций, при этом непонятно, какие из них являются ключевыми.





Ошибки при планировании подбора персонала:

- HR-р приступает к набору персонала, не имея на руках подписанного штатного расписания, в котором содержится информация о том, сколько и какого персонала необходимо;
- требования к искомому персоналу искусственно занижаются вследствие «горящих» сроков;
- не правильно рассчитан бюджет подбора, сроки подбора (либо слишком рано, либо с опозданием), сроки выхода рекламных объявлений.


Ошибки в стратегии подбора:

- отсутствие  регламента подбора и единых стандартов подбора;
-  осуществление стихийного подбора, что влечет за собой увеличение текучести персонала;
- недостоверно представленная соискателям информация о компании (об условиях труда, функционале, мотивации и т.д.); 
- затягивание сроков принятия решения по определению финалиста (в итоге, кандидаты, в ожидании обратной связи от Вас, успевают найти другую работу);
- неадекватная оценка соискателя (например, когда приоритет отдается не кандидатам, обладающим необходимыми навыками и компетенциями, а кандидатам, из определенной компании);
- отсутствие необходимого бюджета на закрытие вакансий.


Ошибки самого рекрутера:

- рекрутер плохо понимает специфику деятельности компании (отдельных ее подразделений);
-  в качестве оценщика выступает слишком молодой HR-р, не имеющий достаточного жизненного опыта для оценки кандидатов;
- оценка осуществляется на уровне интуиции (по принципу «нравится-не нравится», отсутствует обоснование);
- не правильно расставленные приоритеты в очередности поиска кандидатов, а также большая перегрузка (вакансий слишком много);
- закрытие вакансий, даже самых низовых с помощью привлечения сторонних лиц.



Ошибки при подборе ТОП-ов и линейных руководителей:

- проведение интервью в «улье» (кабинете, где кроме Вас, находятся еще несколько неумолкающих сотрудников);
- непонимание разницы между интервью с соискателем на руководящую позицию (в том числе ТОП-менеджером) и обычным собеседованием с продавцом или специалистом;
- неподготовленность к предстоящей беседе;
- выделение на общение менее часа;
- ведение интервью в форме допроса;
- не корректное поведение (например, задавание вопросов, связанных с интимной жизнью);
- во время интервью, продолжать что-то печатать, знакомиться с почтой, отвечать на посторонние телефонные звонки;
- позиция: лишь бы вакансию закрыть, а там, хоть трава не расти;
- не отступать от формальных требований, таких, как определенное образование, опыт работы именно в определенной компании, пол и т.д. считая, что только соответствие этим требованиям, выступает гарантом успешности кандидата;
- трансляция соискателю негативной информации о компании;
- неинформированность о стратегии компании, конкурентных преимуществах, стратегических планах;
- приглашение на собеседование соискателя у которого пожелания по з/п на порядок выше того, что предлагает Ваша компания;
- неумение рекрутёра «продать» компанию;
- демонстрация неуверенной позиции, когда становится очевидным, что интервьюер сам толком не понимает, для чего он ищет для компании данного руководителя (ТОП-менеджера).


Ошибки при подборе торгового персонала:

- «затыкание дыр» кем придется;
- максимизация требований к будущему продавцу; 
- прием на работу по принципу «приятной внешности»;
- прием по возрастному принципу;
- прием на работу безынициативного сотрудника, который не умеет и не хочет продавать;
- принятие на работу сотрудника с «подмоченной» репутацией, плохими рекомендациями;
- принятие сотрудника с завышенными ожиданиями (как в части мотивации, организации рабочего процесса, так и в части скорости карьерного роста);
- оценка коммуникативных навыков претендентов отдельно от уровня их общего развития (интеллекта);
- игнорирование такого важного качества, как эмоциональный интеллект;
- прекращение поиска персонала, когда все вакансии закрыты. (Поиск продавцов нужно вести ПОСТОЯННО, даже если численность штата укомплектована на все 100%. Я сейчас говорю, прежде всего, о большеформатных магазинах. (Конечно, если в Вашем магазине работает четыре продавца, это рекомендация не для Вас).  Редкий ритейлер может похвастаться низкой текучестью персонала. В основном, она высока (от 60%).


Ошибки, при захождении в новый город:

- ошибки бюджетирования (дефицит бюджета);
- ошибки при выборе источников размещения (и как следствие, отсутствие откликов);
- ошибки в сроках размещения (слишком рано, либо поздно);
- ошибки при проведении мониторинга: конкурентной среды, заработных плат в городе и т.д. (Важно владеть информацией, связанной с уровнем заработных плат в городе, куда Вы «заходите». Вы должны четко понимать, какой пакет бенефитов предлагают конкуренты. Но было бы в корне неверным ориентироваться лишь на конечную цифру, предлагаемую  конкурентами своему торговому персоналу. Ведь не менее важны физические нагрузки, которые ложатся на плечи сотрудников, а как же важны требования, которые предъявляются не только на входе, но и в процессе работы. Делая соискателю предложение, всегда необходимо помнить, что выбираем не только мы, но и нас.  Особенно это актуально сегодня, когда на рынке труда высокая конкуренция. В связи с этим вспоминается рассказ моей коллеги, которая начинала работать HR–ром в конце 90-х: «У меня лежала пачка анкет, заполненных на продавца-консультанта. Все соискатели были с высшим образованием, а некоторые с научной степенью. Я могла выбрать не просто хорошего соискателя, а буквально лучшего из лучших». К сожалению, ситуация на рынке труда сегодня не дает нам шансов рассчитывать на подобного рода широкий выбор). 


Ошибки в должностных инструкциях (ДИ):

- недооценка (обесценивание) ДИ, как таковой;
- формальный подход к составлению  ДИ;
- отсутствие в ДИ прописанных квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей;
- составление ДИ сотрудником для самого себя;
- отсутствие в ДИ порядка взаимодействия с представителями других структурных подразделений.


Продолжение главы в учебнике.