Пекарни в Помпеях

Алина Алексеева-Маркезин
        Всего в  Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный , другой в форме песочных часов без дна и крышки , надевавшийся на него сверху.

 В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами. Изготовлены жернова из вулканических пород. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

 Животные ночевали в конюшне их водили на работу через все помещения пекарни. Там же были и каморки для  рабов и залы, устроенные специально для печи, хранения продуктов, вымешивания и раскатывания теста.

    Стены  часто украшали фрески со сценами жертвоприношения богине очагов. Отдельно изображались растения, змеи и немного в стороне – птицы с открытыми клювами, устремляющиеся на мух. Целью последней росписи могло быть отпугивание живых насекомых.

            Помпейские крестьяне признавали только пшеницу. Итальянцы вообще не сеяли рожь, зная о ней только по слухам и заочно считая вредной для желудка. Гладиаторам давали ячневый хлеб, но его выпекали в казармах. Почти одинаковые по форме изделия из пшеничной муки разделялись по сортам в зависимости от качества продуктов и приправ, которыми обильно сдабривалось тесто.

    Гурманы заказывали хлеб из сдобного теста, замешанного на молоке и яйцах. Любители сладкого покупали пирожные у Верекунда. Аристократы предпочитали белый или чистый хлеб.

     Хлеб второго сорта незатейливо именовали следующим. Более доступный по цене, он охотно поедался и бедняками и высокопоставленной знатью. Второсортный продукт подавали к столу Октавиана Августа; император Александр Север вкушал его сам и одарял всех участников пира. Беднякам и рабам оставался хлеб третьего сорта, изготовленный из муки грубого помола с добавлением отрубей, а солдатам – особый воинский, выпекавшийся по секретной рецептуре.
Обыкновенному хлебу придавали продолговатую или круглую форму.

      Перед тем как посадить булки в печь, сначала хозяйки, а затем и городские мастера делили сформованное тесто на 4 части, совершая пальцем крестообразное движение. Позже большие ковриги делились на 8–10 частей, но древний жест запомнился и в начале новой эры был осмыслен в качестве крестного знамения.

        Спустя 17 веков после извержения в Помпеях нашли около 80 обугленных булок круглой и продолговатой формы. Русский путешественник А. Левшин не отважился попробовать древний хлеб, однако советовал сделать это всем, кто не позаботился захватить из Неаполя съестные припасы. Он уверял, что им трудно отравиться, зато сквозь аромат залежалой пшеницы можно ощутить тонкий вкус классики."

ПЕКАРНЯ СОТЕРИКА.

       Это здание было раскопано в 1914. На фасаде некода красовалась голова богини Минервы. Однако сегодня этот рисунок уже почти не виден. Само здание получило свое название благодаря граффити справа от входа которое гласит: "Я, Сотерик, просит выбрать Авла Требия эдилом".

 Эдилом называли городского магистра, который управлял общественными зданиями и регулировал общественные фестивали то есть позиция была хлебной. Видимо Сотерик был другом политика или его бизнес партнером и следовательно использовал свою пекарню для политической рекламы.

 Любой кто подходил сюда купить свой хлеб видел эту надпись у самого прилавка. В этом доме жил сам Сотерик и его семья. Та часть дома, которая выходила на улицу была превращена в магазин хлеба и иных мучных продуктов.