Толковый словарь русских слов. Часть 7

Николай Леухин
   Гл. 2.6   Сложносоставные слова и забытые русские выражения.

Все слова в русском языке можно отнести к сложносоставным, учитывая их вариативность от добавленных приставок, суффиксов и окончаний, которые представляют собой изменённые и сокращённые корни других слов.
В этом коротком разделе приведена только малая часть сложносоставных слов с явно выраженными корневыми составляющими, которые мы воспринимаем как единое слово, и несколько уже редко используемых выражений.

1.   Абсурд – «абс-урд» - абсолютное уродство. (лат. «аbsurdus» – абстрактный).

2.   Алаберный – правильный (безалаберный – неправильный, беспорядочный, бестолковый).  (См. племена и народы – Алаберы)

3.   Благородство  (ныне редко используемое слово; в сл. Старчевского «благородство» = «благороди;», впрямую отнесено к «дворянству», т.е. определяет высшее сословие); 
- Благо  + Род -  божественная искренность  есть начало передачи мудрости, разделяющее внутреннее от внешнего, материальное от духовного, священное от профанного  +  сила, отделяющая внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного, многократно усиливающаяся (от поколения к поколению; от накопления мудрости; от уважения  предков)  =
-  взаимно усиливающие друг друга  божественная искренность и сила, отделяющая внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного.

4.   Благославление (родительское) – Благо + славление:
     Благо (божественная искренность  есть начало передачи мудрости, разделяющее внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного) + славление   =  «благославление» - искреннее пожелание  найти путь к истине.

5.   Благодарение  -  Благо + дарить:
Благо (божественная искренность  есть начало передачи мудрости)  +  Дар (возвышающая человека энергия)  =  искренность, возвышающая другого человека.

6.   Благоразумие  – божественная искренность  есть начало передачи мудрости  + энергетическое начало  постижения  ещё не познанного.

7.  «Всё в этом мире бренно...» (бренные останки – прах; бренный мир; бренная жизнь - временная, преходящая; «жизнь, не освещённая радостью нового  познания, становится бренной».)  Слово «бренность» происходит от древнего праславянского слова «брьнь» (бреЊ) – глина, грязь.
Омар Хайям об изменчивости и постоянстве, о бренности человеческой жизни:
     Ты выбрался из грязи в князи,
     Но быстро князем становясь…
     Не забывай, чтобы не сглазить…,
     Не вечны князи – вечна грязь.
 
Брень (бреЊ) – божественная сила проявленной формы бытия, присущая всему существующему.
 
8.   Вдохновение  - состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, (Википедия); сл. Старчевского, - дохновени;  – действие благодати ниспосланной свыше, вдохновение;
- Дд(4)(добро) – развитие, достаток, накопление, множение, приобретение, созданность, находящаяся над чем-то, полнота, гармония, возвышение;  Оо(70)(онъ) – определённость, отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, некто, нечто, форма, структура, нечто самостоятельное;  Хх(600)(хъръ) – вселенское равновесие, всеобщая согласованность, лад, гармония, мировое равновесие, пересечение определённых значений;

Дох – достижение определённой согласованности (лада, гармонии)  +  новь (что-то новое)  =  Достижение определённой согласованности с чем-то новым.

9.  Вельми – использовалось как «очень, весьма»; (но возможно происходит от «велий мий» – «великий мой», как обращение к великому Богу Велесу (Волосу).

10.  Длань (долонь – ло-до-нь – ладонь) (сл. Старчевского,  мера длиною в ладонь);
 – созданная направленность всеобъемлющего начала объединяющей сущности.

11.  Ехидна (др.слов. – змея; в современном языке используется в изменённом значении – ехидство (насмешливость, язвительность), прил. ехидный (язвительный), гл. ехидничать (насмехаться, язвить); белорус. яхідны; укр. єхидна; словац. echidna; словен. ehidna; хорв. echidnа; корень «ехидь», окончание «на»);
Ехидь(и) – их множественность существования (находится) в гармонии соединения неизведанного и загадочного;

Ехидьна – большая змея.

12.   Жеребёнок (старорус.- жерьбць, жереб;, где «же» - значит «ещё») – т.е. ещё ребёнок.

13.   Жених(ъ) - Жж(животъ) – жизнь многогранная, вселенская форма, преобразование, зарождение, рост, достижение определенного предела, за которым появляется новый путь;  Ее(5)(есмь) – существование, связка, определение, разнообразие, многоплановость, многомерность, множественность существования, обсуждение, рассуждение; Нн(50)(нашъ) – принцип свойства, своё, близкое, родное, то, что было известно нашим предкам, то, что существует при нас (наше);  ; Ии(8)(иже) – соединение, единство, равновесие, гармония, истина бытийная (й- малая часть, просвет, вспышка, пробуждение); Хх(600)(хъръ) – вселенское равновесие, всеобщая согласованность, лад, гармония, мировое равновесие, пересечение определённых значений;

Жених – достижение определённого предела, за которым появляется новый путь, то есть  достижение предела, за которым появляется то  близкое (и родное), что соединяется согласованностью и ладом;

Или: «же (ещё) – них» – ещё только становящийся близким (родным), что со временем достигается  согласованностью  и ладом.

14.   Невеста   -  не знающая («веста» - знающая). Когда-то замуж брали девушку «весту» - чистую и готовую к замужеству, «невест» замуж не брали, а если брали, то этот союз называли «брачным» (бракованным).
 
15.   «Итак, подытожим…»  - «итак»  =  «итог»;   корень  - «тог» (стог, стогна,  батог, чертог, тогда);
 
Тог  - определённая форма  передачи мудрости; їтог  -  общение – определённая форма передачи мудрости (информации).

 «Итак, подытожим…»  - пообщаемся и сверим нашу информацию.

16.   Стог  - слово – определённая форма передачи мудрости; (куча определённой формы).

17.   Стогна – слово – определённая форма передачи мудрости, что было известно нашим предкам изначально; (сл. В. Даля - широкая улица, площадь).

18.   Батог (батоги)  - наказание палками (тоже как форма передачи мудрости ?).

19.   Крамола – к-Ра (к Богу) + мола (молвить) 
– Искреннее обращение человека к Богу.   
(В современном языке значение слова имеет негативную окраску, как нечто противоречащее общепризнанному.)

20.  Мужчин(а) – т.е. муж это чин – глава семьи; (Чин – грань общения, поведения (в том числе и с близкими, родными), как принцип, подчинённый определённым правилам.)
 А «мужчин-а» – это уже что-то женского рода.
 
21.   Перст(ы) (др.рус. в сл. Старчевского, м. перстъ – палец (отсюда перстень, напёрсток);      
– неизменчивая связка, разграниченная своей определённой формой. 

22.   «Поелику уж» - Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль :
«поелику» - нареч. поколику, поскольку, насколько, до чего, до какой меры, степени; поелику кто может, по силам и по средствам; старайся, поелику можно;
   - союз - потому что, для того что, понеже, ибо, так как.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушакова:
  - «поелику» - союз (старин.), поскольку, так как, потому что.
А может быть по-русски так:
по – елик - у – где «по» - приставка, «у» - окончание, а «елик» - е-лик (е - лицо).
 
23.  ЛИК – искренность  соединяет  человека со Вселенной; е-лик – определение по лику об искренности человека;

Отсюда:  -  ПОЕЛИКУ  –  по искренности выражения лица (насколько ликом искренен).

24.   Лицемерие – вроде бы просто, от слов «лик»=«лицо»  и «мера». «Лик» – искренность  соединяет и объединяет человека со Вселенной   +  «Мера» – изменение силы взаимодействия человека (со Вселенной).
  – искренность выражается степенью изменения силы взаимодействия человека со Вселенной;
В современном значении смысл слова упростился  -  не соответсвие выражения лица  искренности  слов  человека.

 А что обозначает – «уж»?  Встечается в словах, например: «неужто» (не – уж – то),  «неужели» (не – уж(е) – ли),   где «не» - отрицательная частица, уж(е) – корень, ли (то) – окончание (или остаток от  какого-то другого корня слова).

25.   «Уж» - с достижением определенного предела,  проявляется новый путь (новое содержание, качество);

«ПОЕЛИКУ  УЖ» – насколько ликом искренен, настолько с достижением определённого предела проявляется новое  содержание (качество). Т.е. -  насколько искренен лицом, настолько  будет «отвешано» и доверия.

26.  Неужели  – не достигнув определённого предела, ничего не получится (навряд ли что получится, выражение неверия, сомнения).

27.   Неужто  – не достигнув определённого предела, нового не достичь.

28.   ПОКУТА (ПОКУТЬЕ – ПОКУТ’Е) (Действо Правого Суда Божеского во Тремирьи, а также та Сила, коей все делатели да все их деяния в мире меж собой связаны.)
Нити ПОКУТНЫЕ (нити МАКОШИ) – Нити Судеб, связующие всё во Всемирьи, регулирующие взаимоотношения между всеми живыми существами, связующие начало всякого действия с его завершением (Нити жизни, см. сл. 345).
Нить ВЕЛЕСОВА (нить СЕРЕБРЯНАЯ Бога Мудрости) – тонкоматериальное образование, связывающее душу и тело, видится Духовным Оком как нить, светящаяся серебристо-белым светом (Нить связи человека со Вселенной – вселенским информационным полем, «полем чистого разума»).

Толк. сл. Даля:
Покутье ср. кут, угол, тупик; || покутье зап. юж. красный угол, кут в избе; почетное, первое место за столом и на пиру; Покуты ж. мн. мыс разречья, коса, меж двух притоков. Покуса ж. зап. искушенье, искус. Покушка ж. попытка. За покушку бьют в макушку.

Корень КУТ (закут, закуток, гл. закутаться, покут’е) – объединение человека со Вселенной, как форма чувственной связи, утверждено свыше.

 ПО-КУТА – по форме чувственной связи человека со Вселенной, утверждённой свыше изначально, (опеделяется нить судьбы).

 ПО-КУТ’Е – приближение к Вселенской Истине подобно движению по пути соответствия самому себе. (Законы жизни в Природе просты: "Свято чти Родных Богов и предков, живи по Совести и в Ладу с Природой, а если ищешь Высшего Знания – познай СЕБЯ".)


29.   ПРАВОСЛАВИЕ  –  Славление  Прави! 
ПРАВЬ – покой как сила (энергия) изначально направленная на законченность творения, (покой, как энергия, связующее звено между двумя системами, определяет завершенность творения).
Т.е. славление существующего законченного Божьего Творения.

30.  Пядь («Семи пядей во лбу» (разг.) – человек большого ума; древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки – большого и указательного, составляющая около 18 см.);

– неизменчивое естество, Богом данное.

31.  Пясть (др.русск. в сл. Старчевского, п;сть – кисть руки, ладонь, кулак; отсюда -  запястье);
 
 – неизменчивое естество, сотворённое определённой формы.

32.  Рамо (др.рус., в сл. Старчевского – плечо, рамяный – пр. сильный, крепкий, жестокий;  мн.ч. рамена – плечи);
 – сила, изменяющая человеческую форму.
 
33.  «Сарынь на кичку!» – боевой клич восставших простолюдинов (сарынь – чернь, простолюдины).
Толковый словарь Ефремовой, Кузнецова, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- кичка — старинный женский праздничный головной убор.
- кичка — возвышенное место на носу судна.
- кич (кича) – жаргонное – тюрьма.
- кичка (приток Осуги) — река.

В образах азбучных символов:
Кич(ка) – все вместе на грань, на рубеж (навалом),  + ка - охваченные единым (порывом); (или - малый «кич»).

Сравните:  Кичка – женский головной убор. Тогда боевой клич звучит совсем не по-боевому – «Мужики, по бабам!»

34.   САНСКРИТ (Sан + Скрит; Sан  – не познанное нами то изначальное, что было известно нашим предкам + СКРИТ («С» - сокращённое «ось», нечто сотворённое, законченное творение + «к» + «Рит» (закон «Рита» – закон чистоты крови, чистоты Рода – сила (закона) Гармонии, утверждённой свыше).
Крит – объединение человека со Вселенной силой (закона) Гармонии, утверждённой  свыше.
Скрит  – нечто сотворённое, как законченное творение, объединяющее человека со Вселенной силой (закона) Гармонии, утверждённой свыше.
 
Sанскрит  -  не познанное нами  то изначальное, что было известно нашим предкам,   некогда  сотворённое (законченное творение),  объединявшее человека со Вселенной силой (закона) Гармонии, утверждённой свыше.

Т.е. это письмо появилось из опасения волхвов потерять то, что сохранилось  от знаний предков и которое продолжало стремительно  теряться в эпоху  «невежества» (в эпоху «кали-юга»).

35.  СУДЬБА (через «Ћ»-дервь - «д»-мягкое – SУЋБА, где «ба» - жизнь, см. сл. 57);
– жизнь, как неизведанный, но проявленный в Яви поток в форме чувственной связи со Вселенной.

(Возможный вариант  – суд Богов, см. 28 – ПОКУТА - нити ПОКУТНЫЕ - нити МАКОШИ, нить СЕРЕБРЯНАЯ Бога ВЕЛЕСА; см. «Русские Боги» 5, 23, 40).

По выражению А. Ф. Лосева: - «Судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое. С одной стороны, судьба ни с кем и ни с чем не считается, с другой, судьбе, при всём предельном отчуждении от тех, кто находится под её воздействием, есть дело до каждого».

36.  Такой – сякой  – тавтология.
 Толковый Словарь  В.И. Даля:
 «Так ли, сяк ли, а ладить (делать, кончить) надо». «Я и так, я и эдак, а он - ни так, ни сяк!». «И так дурак, и сяк дурак, и эдак не так, и всячески дурак». «Нету такого (никакого), выйдешь и за сякого». «От берега отстанешь, к другому не пристанешь, ни так ни сяк и станешь».

37.  Удовольствие  -  Уд  + Воля + ст(ь) – достаточная чувствительность  +  направленность (определённость), как нечто существующее самостоятельное  и проявляемое у людей как  желание достижения своего естества  +  законченное творение утверждённое свыше   = 
т.е. то, что человек чувствует или пребывает в состоянии своего природного естества.   (Желание быть самим собой независимо от обстоятельств.)
   
38.  Хоровод (карагод, танки - древний  круговой массовый обрядовый танец; наши предки водили хороводы для ГАРМОНИЗАЦИИ человеческих ЭНЕРГИЙ, чтобы не терять ощущения целостности своего племени и единения с Природой; древний ритуал сохраняют староверы);
– всеобщая согласованность (гармония), определяющая энергию связи между двумя системами и возвышающая (человека).

40.  Цензор (цен-зор, см. сл. 71; ж. цензура; должностное лицо, осуществляющее цензуру печатных произведений – «Словарь русского языка» в 4-х т. РАН, Ин-т лингвистич. исследований; рецензент, критик, ценитель, эксперт); 
 – оценка неизведанного, того,  что находится за пределом познанного; (человек, оценивающий неизведанное по должности, а не по разумению).

41.  ЧЕРТОГ(а) - черта, определяющая место сотворённой формы передачи (и сохранения) мудрости ;  устар. - большое, богатое помещение, палата. («Чертог сиял. Гремели хором певцы при звуках флейт и лир», А.С. Пушкин).
Наши предки определяли вращение Земли вокруг Солнца по «Сварожьему Кругу»,   шестнадцать  зон которого определяли  зодиакальные Чертоги :  Бусла – бог покровитель Род, Волка - Велес, Лисы - Марена, Тура - Крышень, Лося - Лада, Финиста - Вышень, Коня - Купала, Орла - Перун, Раса - Тарх, Девы - Джива, Вепря - Рамхат, Щуки - Рожана, Лебедя - Макошь, Змея - Семаргл, Ворона – Коляда.  Постепенно Чертоги сменились зодиакальными Созвездиями, и их количество уменьшилось на четыре единицы.

Есть еще одно словосочетание, с которым употребляется слово «чертоги» - ЧЕРТОГИ РАЗУМА. На страницах «Википедии» это определяется  как абстрактное понятие, чаще всего используемое в литературе.  В интернете можно также найти «Метод локусов» (естественно он впервые упоминается  в др. римских трактатах, посвящённых риторике, лат.  «locus» – местоположение) - различные методики тренировки ассоциативной  памяти. Но исходя из значений русских слов в образах азбучных символов – эти тренировки  можно назвать  попытками восстановления утерянной людьми связи со Вселенной, со вселенским разумом, информационным полем Вселенной, что дано человеку Природой изначально.

42.  КУЛЬТУРА (напрашивается простое разделение слова на составляющие – КУЛЬТ-УРА, где «культ» – почитание, поклонение, «УРъ» – энергия зова-чувствования, живая космическая энергия);
 
– поклонение  живой космической энергии(Дух, Душа), принадлежащей миру Прави  и творящей Добро.

(Вариант в образах древней Руники ,,,,,,,,,,,- Корень Зори несомый любовью твоей в движении Родов наших к Истине Вселенской, где «Зоря» – свет знаний.)

«Всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями», - Н.А. Бердяев.   

 43.  УРА!  – движение к объединяющей живой космической энергии (Дух Рода)!

 (В образах символов древней Руники слово-восклицание «УРА» выглядело так: ,,,,,,, , где ,,, – образ «движение»; ,,, – образ «Род»; ,,, (символ «А») - человек, людина – «вместилище разума»);

УРА  – «движение Родового Духа к вместилищу разума».
Это восклицание является элементом боевой магии славян-Русов, который инициирует волну возбуждения во всей иерархии тел высших мерностей, единый порыв к единой цели.

(«Торжество силы Света над Тьмой! Это выброс мощнейшей энергии Духа, как подсознательного сопричастия нашей Души с Духом наших Предков!!!» - Ю.Ульянов)