Мемуарная повесть Алла ч. 3

Сария Мамадова
В продолжении темы. Несмотря на временные трудности, я оба предмета по специальности и иностранному языку сдала на отлично, оставался один – главный по тем временам экзамен  – История КПСС.
И тут , на радость всем нам у  моей любимой   соседке и подружки  должно было сотояться обручение. Раньше Шадлых Сараев (Домов Торжеств,  количество которых наверное уже превалирует над числом брачующихся ), не было. И все подобные мероприятия проводились дома. Родители девушки попросили открыть нам квартиру для приезжих гостей и  кухню соответственно  родственницам, стряпающим общирное меню для гостей.
Члены нашей cемьи были по натуре очень отзывчивые, гостеприимные люди, а наша квартира находилась на одной лестничной клетке с соседями была гостеприимно распахнута на все два дня торжества.
 Несмотря ни на что , я отвечала на экзамене так хорошо, что даже кто-то из членов комиссии заметил Председателю экзаменационной комиссии, что было бы замечательно, если все студенты так знали предмет.
Короче – я набрала по итогам экзаменов больше баллов, а такого поворота событий никто не ожидал. Дело уладилось тем, что Проректор по Учебной части выхлопотал в Министерстве Высшего образования ещё одно очное место и мы – такие счастливые стали аспирантками кафедры и только с того момента стали настоящими подругами.
У аспирантов других специальностей и профилей работа над диссертацией носила больше прикладной характер, но у химиков – главное было получение большой базы экспериментальных данных, анализ продуктов реации. Требовалось приготовление большого количества катализаторов, с заданными свойствами и добавками, провести  большое количество  реакций, на специально собранной на стенде установке, в печи с кварцевым реактором, куда  загружалась определённая порция нужной  фракции катализатора, подавалась реакционная смесь с помощью воздуха из компрессора, либо  азотнокислородная смесь разного соотношения, либо  вводился водород из генератора водорода. Продукты рекции ализировались на газовом, газожидкостном и жидкостном хроматографах. Меняли газовый состав, температуру печи, фракцию катализатора и т.п. Затем проводили ещё большое множество физико-химических исследований продуктов рекций (спектральные, масс-спетрометрические. ЯМР. Продукты экстрагированных разными растворителями с катализатора проб, исследовались спектроскопическими методами. Определялся элементный состов продуктов реакции и др. Данные  - обрабатывались, но не всегда результаты были ожидаемые и всё повторялось сначала. Профессор М.С. Беленький в этом случае говорил: « Отрицательный результат – тоже результат».
Одним словом, все дни кроме воскресенья мы проводили в лабораторных стенах. Каждая комната в длинном коридоре проблемной лаборатории имело сугубо своё направление исследования, разную тематику исследований и руководителей, благо комнаты располагались по ходу движения , а моя и Аллы – рядом.
       Короче, как и было оговорено при поступлении, никакой личной жизни, только – эксперименты, обработка полученных результатов, просмотр реферативных журналов и научной литературе по теме диссертации, два раза в неделю ходили на уроки английского языка и т.п.
 В восемь утра приходила первая смена и мы, после двух – приходила вторая смена, которая уходила к восьми, но нас это не касалось. Только раз в один или два месяца вдруг получалась возможность закончить работу к восьми и мы стремглав бежали в театр русской драмы, кинотеатр, или оперный  театр, так как знали , что следующая возможность будет в необозримо далёком будущем. До восьми оставалось пару минут, как правило кассы были уже закрыты. Я постучав, ныряла в какую-то дверь и убедив администратора в нашем вояже, выныривала, как правило с двумя билетами. Сейчас уже не помню какую часть мозга я включала для большего красноречия, но уговорить удавалось почти всегда. ( Не исключено, что Бог давал нам возможность расслабиться, разрядиться).
   
И вот в один, из таких незапланированных походов, мы зашли в тёмный зал кинотеатра. Тогда было принято каждый сеанс до художественного фильма показывать документальный фильм, или главные новости страны. Документальный фильм уже начался   начался и я замерла в восхищении. На фоне  заката красного солнца широкоформатного фильма, демонстрировались уникальные заповедные места Кижи  - одно из старинных русских поселений (погостов) на Онежском озере в Карелии, в котором сохранились замечательные произведения русского народного деревянного зодчества XVIII века: церкви – уникальная 22-ти главная  Преображенская  ( 1714) и 9-ти главная Покровская (1764), а также  шатровая колокольня (1874).
Всё было выполнено руками местных ремесленников, а каждая девевянная,   кружевная черепица, в прямом смысле этого слова придавала неповторимое очарование и вызывала восхищение. Постройки были разных годов и черепицы поздних построек имели свой неповторимый кружевной орнамент. Уже  тогда, в кинотеатре, у  меня  промелькнула мысль – вот бы это увидеть воочию ( тогда о материализации мыслей писали и говорили мало, а может и говорили, но с направлением наших мыслей и изучаемой тематикой  не стыковались.
       Художественный фильм уже не показался интересным, но эта картина зарева и купола не раз вставала перед глазами.
       С Аллочкой было легко, она не давила своим авторитетом пытаясь что-то доказать, а молча набирала опыт, который был ей мало знаком в бытовом смысле. У нас никогда не возникали разногласий ни на какой почве, короче – жили мы дружно, как предлагал кот Леопольд. 
          Год пролетел в трудовых буднях, занятиях, опробировании новых методик и методов анализа, за подготовкой к кандидатским минимумам. После летней сессиии студенты вышли на каникулы, а мы ещё месяц продолжали работать в лаборатории в том же режиме.
     Однако следует добавить, что у нас тоже были радости раз в году
 Это были Всесоюзные конференции по гетерогенному катализу. Из Москвы. Ленинграда, Новосибирска (Академ городок) и других городов съезжались именитые учёные, приглашённые оргкомитетом конференции, составлялся и печатался график выступлений по секциям. Приезжим гостям и выступающим из других республиканских научно-исследовательских лабораторий  раздавались тезисы докладов. А уже после конференции печатался сборник статей  представленных широкой аудитории докладов.
 Это быи незабываемые дни. Каждый из приехавших  гостей был большим авторитетом в той или иной области и они нам казались недосягаемыми по авторитету и знаниям. Эта была своего рода разрядка после длительного пребывания в проблемной лаборатории. Мы слушали доклады, но вопросы не задавали, считая, что ещё не доросли до их градации.  И конечно знакомство гостей с городом и музыкальным наследием Азербайджана.  Многим запоминался тёплый, с драматической концовкой, балет А.Бадалбейли «Девичья башня». В нём всё было гармонично, и прекрасная музыка, постановка, а главное – это был чисто этнический балет с яркими красочными традиционными нарядами и декорациями.
  Мы всегда советских и зарубежных гостей столицы водили на этот спектакль и никто не оставался равнодушным.
 На днях просматривая газеты, я к своему глубокому удовлетворению прочла, что балет снова задействован на сцене академического театра оперы и балета и это не может не радовать.
Здесь очень уместным и просто необходимым следует обратить ваше внимание на достойного продолжателя и представителя родословной целой плеяды настоящих музыкантов, каким является истинный интеллигент, замечательный пианист, искусствовед, ныне Ректор Музыкальной Академии, профессор Фархад Бадалбейли.
Помимо всего, Он великолепный аккомпаниатор, обладает блестящим исполнительским мастерством на фортепьяно. Слушая его блистательные, содержательные выступления, впечатления и воспоминания в передачах, в  средствах массовой информации о той или  иной  Творческой Личности, просто поражаешься его эрудиции,  манерой преподнесения материала. Мне представляется, что ни один музыковед, искусствовед, не мог бы так полно и содержательно рассказать об их творчестве и деятельности. А когда на фестивале, посвященном 100-летию Д.Шостаковича в Баку, он аккомпанировал сложный по технике исполнения произведение для виолончели, моему восторгу не было предела. Такую своеобразную музыку Д.Шостоковича исполнять не каждому дано и не всем под силу. Это не просто эпитеты  и хвалебная ода - это реальная действительность.
И конечно же поездки за город. Мы кутались в жакеты и плащи, а гости из Новосибирска увидев берег моря.  не могли себе позволить уйти не поплавав, в холодной на наш взгляд и ощущения, воде.
                *****