1. Учительница первая моя

1. УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ


                Учительница первая моя.
                Признанье выражаем вам сегодня.
                От всей души спасибо говорим
                И искренне за всё благодарим.
               
                Припев из песни «Я снова открываю двери в класс»
                Муз. Светланы Ранда, сл. Татьяны Губиной.

Сегодня  5 октября День  Учителя.  Учитель -  одна из самых уважаемых, трудных и ответственных профессий  в мире, и с этим утверждением нельзя не согласиться.

Сегодня, в День Учителя, добрым словом вспоминаю свою первую учительницу Смыслову Татьяну Андреевну.

В тридцатые годы в школу принимали детей, достигших восьмилетнего возраста, и  когда мне исполнилось восемь лет, родители определили меня в 14-ю начальную школу, находившуюся  на нашей улице поблизости от дома, в котором мы проживали.  В первый раз в первый класс я пошел охотно. Мне купили школьный коленкоровый портфель и всё, что было необходимо для учёбы: учебники, тетради в клеточку и в косую линейку, пенал  с карандашами, ручкой и ластиком.  Была куплена и чернильница-непроливайка, для неё бабушка сшила чехольчик, в котором я и носил её в школу.  А палочки, необходимые для обучения счёту, я выстругал сам.

Писали тогда фиолетовыми чернилами,  они долго не высыхали, и поэтому в каждую тетрадь была вложена промокашка.  У тетрадей в клеточку сзади на обложке были напечатаны таблица умножения и метрическая система мер. Стоила школьная тетрадь двенадцать копеек.
 
Меня нарядного, с букетом цветов в руках,   до школы провожала мама, там и передала меня учительнице первого класса. Во дворе школы собрались ученики всех четырёх классов, тоже нарядные и  некоторые тоже с букетами. Заведующий школой обратился к нам с приветственной речью и пожелал нам учиться только на хорошо и отлично, как и подобает учиться советским школьникам. Затем  учеников развели  по классам.

Наш первый класс находился на первом этаже. Когда мы расселись за парты, учительница представилась: «Меня зовут Татьяна Андреевна Смыслова. Я буду вашей учительницей с первого и по четвёртый класс.  Когда вы окончите начальную школу,  для продолжения учёбы вас переведут в другую, среднюю школу». Затем она сделала перекличку, и  наш первый урок начался.

В классе всё было необычно и интересно: стоящие в три ряда двухместные парты, которые, как я позже узнал, были изобретены в России еще в XIX веке; перед партами учительский стол; на стене чёрная доска, внизу которой на полочке лежали куски мела и влажная тряпка; счёты, стоявшие слева от доски; на стенах портреты вождей Ленина и Сталина. 

Несколько слов о самой школе. Она представляла собой небольшое двухэтажное здание,  в котором были учительская и четыре классных комнаты.  В коридоре располагался буфет.  Туалет находился во дворе школы, что в зимнее время доставляло  школьникам большие неудобства. Возглавлял школу, по-видимому, из-за её малого размера, не директор, а заведующий,  его фамилия была Дмитриев.

В те годы действовала введенная в 1931 году так называемая шестидневка с фиксированными днями отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца. В эти дни мы в школу не ходили.  Продолжительность уроков была 35 минут. Так что занятия не были  утомительными. Большая перемена длилась 15 минут. За это время  можно  было размяться после сидения за партой и перекусить чего-нибудь в буфете.  Я всегда покупал сдобные плюшки. Они казались мне очень вкусными, такие плюшки  даже у моей бабушки не всегда получались. Впрочем, об этом, чтобы не обидеть, я ей не говорил. Что еще можно было купить в буфете, уже не помню.

Татьяна Андреевна мне сразу понравилась. И сама школа, и учёба в ней оставили у меня самые хорошие  воспоминания.  Учился я хорошо. Система оценок в то время была не цифровая, а словесная: очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично. Я учился на хорошо и отлично. И, вне сомнения, не последнюю роль в моей успешной учёбе сыграла моя первая учительница Татьяна Андреевна.

Каким мы представляем учителя?  Он должен быть добрым  и отзывчивым, лояльным и справедливым, сочувствующим  и строгим, пунктуальным и целеустремленным. Именно такой и была  Татьяна Андреевна. А еще она была внимательной, мягкой и доброжелательной,  всегда  готовой прийти на помощь, а в помощи, прежде всего,  нуждались ученики, учёба которым давалась тяжело.  Она никогда не повышала на нас голоса, но могла приструнить не в меру расшалившегося на уроке ученика.  Она умела очень по-доброму похвалить и совсем не обидно поругать. А еще умела  погасить все возникавшие между учениками конфликты - как в школьном коллективе без них?  Она понимала  и прощала своих учеников и не требовала от них слишком многого – ведь они  всего лишь дети.

Нам, первоклашкам, было по восемь лет, но мы считали себя уже взрослыми и были вполне самостоятельными.  Не самостоятельным  считался еврейский  мальчик Додик по той причине, что в школу его провожала бабушка, она же встречала его после занятий.  Додика сразу же прозвали маменькиным сынком.  Дело до остракизма не дошло, но его постоянно дразнили, и дружить с ним никто не хотел. Больше всех его донимал  крепыш Ломов. Додик хорошо учился, но физически был очень слаб, и противостоять Ломову не мог. Мне было жалко Додика, в сущности, он был хороший и добрый мальчик, и однажды,  на большой перемене, увидев, что Ломов снова издевается  над Додиком, я заступился за него, и мы с Ломовым  подрались. Разняла нас вошедшая в класс Татьяна Андреевна. Она нас пожурила, но никаких мер к нам не приняла.  После этого инцидента Ломов к Додику приставать перестал.

Наверное, у каждого ученика были любимые и нелюбимые предметы. Самым нелюбимым  у меня предметом, да и у других одноклассников, являлось чистописание.  Основная задача предмета заключалась в том, чтобы научить нас правильно и аккуратно писать и выработать красивый почерк.  Для этого  Татьяна Андреевна заставляла  нас многократно  писать в тетради в косую линейку одни и те же буквы, списывая их из так называемых прописей – книжечки с образцами правильного каллиграфического написания букв.

Буквы писали ручкой с пером под номером 86. К  кончику пера часто цеплялись ворсинки бумаги и сгустки чернил со дна чернильницы-непроливайки, что приводило к помаркам и кляксам и доводило нас до слёз.  Получить по чистописанию оценку «отлично» или «хорошо» было сложно. Мучились мы, мучилась с нами и Татьяна Андреевна.

К предметам, которые мне нравились, относилось естествознание. Уроки естествознания проводились не только в классе, но и вне класса.  Запомнился один такой внеклассный урок. В тот  тёплый день бабьего лета Татьяна Андреевна повела нас на взгорок за Симеоновым городищем.  Туда мы шли по улице Труда, и Татьяна Андреевна рассказывала, как называются встречавшиеся нам по пути деревья: тополь, берёза, клён, дуб.  Оказалось, что не все ученики знали их названия.  Еще рассказывала обо всём, что находилось на правой стороне улицы: о Пятницком кладбище, где были похоронены известные калужане, о Работном доме, ипподроме и пивном заводе фабриканта немца Фишера.

А когда мы дошли до Симеонова городища, Татьяна Андреевна рассказала, что  здесь для обороны русских земель от набегов крымских татар находилась деревянная крепость, построенная Калужским князем  Симеоном Гордым, сыном Великого князя московского  Ивана III Васильевича.  От крепости сохранились  только окружавшие её валы, и это место она назвала историческим.

Пройдя дальше за городище, мы остановились на взгорке, откуда открывался чудесный вид на пойму речки Яченки и находящуюся за ней сине-зеленую стену Калужского бора. Татьяна Андреевна распустила нас, наказав, чтобы мы поискали на взгорке камушки и принесли их ей. Так мы и сделали.  Рассортировав  собранные нами камушки, Татьяна Андреевна обратилась к нам со словами: «Я буду показывать вам камушки, и говорить, как каждый из них называется, а вы запоминайте».  Она показывала и называла:  кварц, кремень, полевой шпат, известняк, сланец, гранит. Образцы камней мы принесли в школу.

В другой раз на внеклассном уроке мы собирали растения для гербария. Каждый такой урок был нам очень познавателен и интересен.

Мы не могли не полюбить свою первую учительницу.  Мы её обожали, а я решил:  когда вырасту, обязательно влюблюсь в похожую на Татьяну Андреевну учительницу и женюсь на ней.

До женитьбы было далеко, а пока я влюбился в свою одноклассницу Риту Карпову.  Она сидела сзади в соседнем  ряду, и на уроках я частенько оборачивался, чтобы посмотреть на свою пассию, а Татьяна Андреевна, заметив  это,  делала мне замечание: «Что ты там разглядываешь? Не вертись и не отвлекайся!»

Сегодня, в День учителя,  люди, отдающие своё время, знания и душу обучению детей, принимают поздравления от своих благодарных бывших и настоящих учеников. Давайте и мы присоединимся к поздравлениям и  пожелаем всем учителям доброго здоровья, благополучия и успехов!

В заключение привожу здесь строки из «Школьного вальса» композитора И.Дунаевского на слова поэта М.Матусовскго:

И  где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья...
Простая и сердечная,
Ты - юность наша вечная,
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ!

5 октября 2017 года.

Рассказ предваряет снимок Похвальной грамоты, полученной мною за успешную учёбу и примерное поведение  во 2-м классе. На грамоте имеется подпись моей первой учительницы Смысловой Татьяны Андреевны.

См.продолжение "С Днём Учителя!" -  http://www.proza.ru/2017/11/23/1541


Рецензии
Уважаемый Вадим! Очень понравился Ваш рассказ о первой учительнице - тёплым отношением к прошлым событиям, доброй памятью, интересными подробностями Вашего школьного детства. У Вас очень хорошая память: Вы помните многие детали и особенности того времени.
Вам повезло, что таким хорошим было начало Вашего школьного обучения. Моя первая учительница была очень строгой, и я помню её смутно.
Всего Вам доброго!

Светлана Шаляпина   18.03.2019 14:29     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана!
Большое Вам спасибо за чудесный отзыв, за доброту Ваших слов. Думаю, что наша память избирательна. Первую учительницу помню хорошо, еще двух-трёх помню не совсем хорошо, а остальных, а их за все годы учёбы было много, помню очень смутно.
Всего Вам наилучшего!
С уважением -

Вадим Прохоркин   19.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.