Как ломают талантливых шахматистов

Алексей Ратушный
Слово «ломка» имеет массу значений. Глагол «ломать» можно расшифровывать по-разному. Но сегодня и здесь я намерен рассмотреть только одно-единственное его значение: резкий слом всех жизненных ценностей и установок молодого таланта в области шахмат.
Речь пойдёт не о судьбе Павла Чириманова, который был убит за городом Москвой, не о судьбе юных любителей игры, проигравших партию и навсегда бросивших шахматы.
Речь пойдёт о катастрофах, время от времени постигающих юные дарования, уже добившиеся определённых успехов и вдруг навсегда потерявших интерес к игре.
Здесь речь в первую очередь о том, как сокрушительное поражение от другого одарённого шахматиста просто разрушает вроде бы успешно развивающуюся шахматную личность и навсегда вычёркивает её из турнирных таблиц.
Должен сразу отметить, что мне довелось видеть не одну и не две такие катастрофы.
И изнутри и снаружи.
Для начала попытаемся построить некую общую «идеальную» модель такого события.
Итак некий юный шахматист «N» подрастает в городе «А» и вскоре становится его чемпионом среди сверстников. Переигрывает он всех легко и непринуждённо. Вскоре его усаживают за один стол со взрослыми соперниками. Но и здесь больших проблем у молодого да раннего не возникает. Он просто «сносит» город! Его спешно собирают в область. К сверстникам. И он уверенно берёт первое место. Теперь его направляют на первенство области и он вновь играет уверенно и смело и берёт делёж первого-второго места с мастером «С». Естественно его направляют на первенства России. Среди сверстников он в призёрах. Среди взрослых он в верхней половине таблицы полуфинала.
И вот он едет на крупный международный турнир среди сверстников. Здесь он играет партию с неким «К», и терпит сокрушительное поражение.
Больше шахматные фигуры он в руки не берёт и никогда и ни с кем в шахматы не играет.
Случаются ли такие сценарии в реальной жизни?
Бывает ли такое на самом деле?

Попробуем разобраться в существе слома юного таланта.
Человек делает ходы за доской и он просто уверен в своей игре, в своих выборах.
Если он быстро начинает обыгрывать сверстников, окружающие его люди каким-то образом объясняют ему, что причина успеха лежит в нём самом.
В какой-то момент в игре он сталкивается с ситуацией, в которой его партнер на каждом ходу показывает ему его полную несостоятельность.
В этот момент и происходит «слом».
Внутренние переживания собственной несостоятельности ужасны, нестерпимы, больны. И он начинает смертельно опасаться еще одного подобного переживания.
Особенно ужасна публичность переживаемого поражения.
Ему кажется что над ним все смеются, все радуются его проигрышу, всех веселят его ошибки.
И не дай Бог, если за всем этим ужасом внимательно наблюдает та, которая еще вчера казалась таким желанным зрителем на этом ристалище…
И успех и переживание неудачи должны переживаться постепенно, должны произрастать рядом.
Рано проснувшееся эркю может просто погубить психику своего обладателя, разрушить её.
Одна из форм предотвращения столь разрушительного сценария – ознакомление юного дарования с огромным числом других игр на доске, в которых его эркю не может заявить о себе так сильно, и множество пережитых маленьких неудач закаляют волю и готовят нервную систему таланта к подобным перегрузкам.