Служил всю жизнь народу

Эрик Петров
Служил народу всю жизнь

  1 сентября Александр Федорович проводил двух внуков в первый класс Билибинской средней общеобразовательной школы – Александра Федоровича Заводчикова (второго) и Вячеслава Шевкоплясова. По такому торжественному поводу специально приехал из Анюйска в Билибино.
После праздника первого звонка мы и встретились с Александром Федоровичем (первым) старшим и долго вели беседу о жизни, о быстротечности времени, вспомнили практически всю биографию героя этой зарисовки.
  - В начале нового учебного года каждый раз вспоминается мне  26 августа 1970 года, когда с рюкзаком и портфелем по распределению приехал я в ставшее любимым мне село Омолон после окончания физико-математического факультета Магаданского педагогического института, - начал рассказывать Александр Федорович. - Встречал меня в аэропорту сам директор школы Леонид Степанович Матвейчук. Я сейчас очень рад, что на аллее Победы в Билибино его портрет среди участников Великой Отечественной войны находится рядом с портретом моего отца. Леонид Степанович был моим первым наставником в учительской работе. После того, как меня обустроили в общежитии, дали койку и тумбочку, как молодого специалиста он пригласил меня в кабинет и начал со мной откровенный разговор. Мне на всю жизнь запомнилась его заповедь, что детей надо учить не ради показателей школы, а для жизни. Он напомнил, что у нас совхоз оленеводческий, и нам нужны кадры оленеводов. «Смотри сам, кто хочет заниматься, учиться дальше, с такими занимайся усиленно, кто не хочет – помогай, работай и с ними», - напутствовал Леонид Степанович. Ну, я и начал работать. В то же время я учил еще в тундре в Красной яранге. Помимо уроков в школе, а приходилось вести математику, физику, черчение, физкультуру, уроки труда, работал еще учителем учебно-консультационного пункта (УПК), где обучали и давали среднее образование тем, кто после 8 класса не пошёл учиться дальше, а стал работать в оленеводстве.
  В 1973 году отслужив, как имеющий высшее образование, год в армии, Александр Федорович вновь вернулся в Омолонскую среднюю школу. Как раз той осенью в школе начала трудиться его верная подруга жизни – выпускница Анадырского педагогического училища народов Крайнего Севера Наталья Васильевна, тогда еще Есипова. Познакомились, полюбили друг друга. Сердце молодого учителя с того момента стало принадлежать только ей, и все думы, мечты он посвящал своей любимой, конечно, не забывая и про работу в школе. Той же осенью началась у них и семейная жизнь: сразу поняли друг друга, создали учительскую семью. С тех пор вот уже 44 года живут вместе. Главный рецепт их семейного счастья – жить, работать и радоваться вместе. По большому счету, именно на таких семьях, где сохраняются культурные и нравственные ценности, и держится наша страна.
  С теплотой Александр Федорович вспоминает поездки учительской бригады в тундру.  Как он считает до сих пор, именно в тундре увидел и понял, что профессия оленевода очень трудная и мужественная. Обидно, что сегодня мало рассказывается о жизни тундровиков, руководителей хозяйств и особенно о молодёжи. Оленеводов редко собирают на районном уровне. Как-то забыта и роль морального стимула в оленеводстве.
На советской работе
  В 1976 году активный молодой учитель,  понимающий проблемы местного населения, заслуживший уважения жителей села и тундровиков, был избран председателем исполкома Омолонского сельского Совета народных депутатов и проработал на этой должности восемь лет.
  - В это время в селе проживало около 1,7 тыс. человек: чукчи, эвены, юкагиры, русские, украинцы  и другие народности, но все жили очень дружно, - рассказывает Александр Федорович. - В этот период совхоз «Омолон» достиг своего высшего расцвета. В 15 оленеводческих бригадах работало более 400 человек, которые выпасали огромное количество оленей, доходивших до более чем 40 тысяч особей и ежегодно сдавали государству порядка 10 тысяч центнеров первоклассного мяса и другой продукции оленеводства.
На должности председателя сельского Совета Александр Федорович считает своим учителем Ивана Васильевича Гамана, в то время работавшего председателем Билибинского райисполкома. Он тоже начинал свою трудовую деятельность  в Омолоне – фельдшером Красной яранги. Его редко заставали в кабинете, всегда был среди людей, знал эвенский, чукотский, юкагирский языки, часто выезжал в оленеводческие бригады. Он всегда избирался в районный Совет депутатов от жителей села Омолон. Может, стоит Омолонской школе присвоить имя Ивана Васильевича Гамана? В книге «80 лет Билибинскому району», к сожалению, ему место не нашлось. А ведь его до сих пор помнят многие старожилы с большим уважением.
  - Иван Васильевич прекрасно владел языками коренных народов, знал их обычаи и традиции - отмечает ветеран труда, герой нашей зарисовки. – Глядя на него, я тоже начал изучать эвенский язык, мог общаться на бытовом уровне, но в дальнейшем из-за отсутствия разговорной практики, язык подзабыл. На сегодня, к сожалению, все национальные села района обрусели, а о языке и говорить нечего.  И в одном я вижу спасение языка коренных народов, что язык надо изучать в семье, начинать обучение в детском саду, когда детям 2- 3 года.
  Александр Федорович  вспомнил такой случай, как летом 1980 года  получил радиограмму из 15-й бригады с просьбой провести регистрацию брака непосредственно в тундре. Ну и председатель сельского исполкома, секретарь исполкома, директор совхоза Ильченко, медработник и родственники жениха и невесты выехали в бригаду на вездеходе. Жених - Хабаровский Илья, из знаменитого рода Хабаровских. Невеста Андреева Татьяна – выпускница Ольского сельхозтехникума, родом из Охотского района. Это была настоящая тундровая свадьба с соблюдением всех свадебных обрядов. Сегодня у четы Хабаровских уже есть внуки. Время так быстротечно: годы летят – не успеешь порой даже заметить.
  - Кода я работал еще в Омолоне, у нас с директором совхоза Ильченко была мечта перевезти библиотеку в новое здание Дома культуры и присвоить ей имя Владимира Николаевича Болдырева – писателя, автора известной книги «Гибель синего орла», - говорит Александр Федорович. - Владимир Николаевич в своей книге описывает становление оленеводческого хозяйства села Омолон. Он вместе с Николаем Саяпиным, Ильей Куриловым, Константином Ходьяло и другими оленеводами участвовал в перегоне оленей из Нижней Колымы. В то время Болдырев был зоотехником. Эту идею я до сих пор вынашиваю, и при встрече с омолонцами каждый раз напоминаю, может быть, наконец-то поднимут этот вопрос на районном и окружном уровнях.
Парторг
  Проработавшего восемь лет председателем сельского Совета Александра Заводчикова пригласила первый секретарь Билибинского райкома партии Татьяна Малиновская и попросила поработать секретарем парторганизации совхоза имени 60-летия Союза ССР. Так Александр Федорович осенью, точнее, 1 октября 1984 года  был направлен в с. Анюйск, где был избран секретарем парткома совхоза. Коллектив совхоза в те времена работал стабильно, справлялся с плановыми заданиями по мясу, молоку, добычи пушнины и рыбы. Стадо оленей насчитывало более 20 тысяч голов. Хозяйство возглавлял Федор Иннокентьевич Соковиков, затем Гимодеев. Эти руководители жили тундрой, кочевали с оленеводами, по 200 с лишним дней в году находились в оленеводческих бригадах.  Старались держать бригады семейными. Бригады,  возглавляемые родными братьями Дьячковыми  Семеном, Петром, Виктором, Иваном Михайловичами, Дулган Михаилом Егоровичем, Щербаковым Спиридоном Егоровичем, Дельянским Николаем Васильевичем, Дьячковым Николаем Степановичем неоднократно были первыми в области, округе, районе и получали заслуженные правительственные награды.
Возвращение в школу
  Отметим, когда в результате горбачевской так называемой «гласности, перестройки и демократизации» страны все пошло кувырком, оленеводческое хозяйство, отданное арендаторам, началось разваливаться, а КПСС стали критиковать кому не лень, Александр Федорович вернулся в свою специальность. С 1990 по 1998 годы он работал учителем Анюйской школы. Как говорит сам, работалось легко, коллектив был дружный, помогали друг другу, чем могли. В школе тогда работали Тамара Васильевна Брежнева и Ульяна Васильевна Канюкова, которые имеют оригинальные трудовые книжки. У каждой из них  всего по две записи: «Принять учителем в Анюйскую школу» и «Уволить в связи с выходом на пенсию». Обе они приехали в село молодыми специалистами по распределению.
Глава администрации села
  С 1998 по 2006 годы Александр Федорович работал главой администрации села Анюйск.
  - Вначале было очень сложно, - вспоминает те годы. - Зарплата и пенсия выдавалась с большой задержкой. Например, работникам  ЖКХ задержки составляли более двух лет, а работники совхоза вообще не получали зарплату. Продуктов не хватало, регулярные рейсы не выполнялись, участковая больница была закрыта. Особенно тяжело было с завозом ГСМ. Зимой доходило до того, что топливо для дизельной электростанции оставалось на два часа, а это - гибель для села. ДЭС - это сердце села, оно остановилось, и село, считай, умерло. Обстановка была крайне серьёзная, только наши дружеские в полном смысле этого слова отношения с соседями из Нижнеколымского улуса помогли нам выжить. Под честное слово они отпускали нам ГСМ, оказывали нам экстренную помощь для обеспечения бесперебойной работы дизельной электростанции и котельных. Помню, как они помогли нам ремнями на генератор ДГА – 315, дали тельфер и шланги для котельной № 1, а поршневые кольца для дизельного двигателя ДЭС передали аж из Омолона. Соседи-черчане помогали с продуктами первой необходимости, выезжали по нашей просьбе с выездной торговлей. Держали тогда мы связь с коммерсантами поселка  Сеймчан Магаданской области, которые привозили нам овощи и продукты. Шли нам навстречу пилоты вертолетов, которые выполняли в село санитарные и заказные рейсы, по возможности привозили наших людей и почту. Обратно мы отправляли детей, отпускников. Я очень благодарен экипажам вертолетчиков Шелковникова, Иванова, Гончарова.
  Государственная работа – она такая своеобразная, с одной стороны, очень интересная и в то же время достаточно трудная: сверху жмут, а снизу требуют. Вот и приходилось главе администрации села «крутиться», как умеет и может: телефон в его кабинете и дома не умолкал ни днем, ни ночью.
  - Придешь домой, а душа болит, как там ДЭСка, сколько осталось топлива, как отправить детей в лагерь, как вывезти людей из Билибино, что делать с «отоваркой» и так далее – вопросы, вопросы, вопросы, - говорит Александр Федорович. - А если какой-то вопрос удачно решил – на душе становится радостно, значит, пользу людям принес. Конечно, часто ругали, но, как любил повторять тогдашний глава администрации района Валерий Николаевич Шульгин, ругают того, кто работает, о нерадивых просто молчат. Жизнь значительно изменилась с приходом в округ Романа Абрамовича и его команды. Сразу социальная напряженность спала. Работать стало намного легче. Улучшение социальной обстановки в селе дало нам возможность в 2004 году провести первую районную спартакиаду, а в 2005-м - сельскую ярмарку «Реки дружбы». Только гостей на этих мероприятиях было до 150 человек. Это были запоминающиеся события для нашего села.
Односельчане доверили в 2012 году Александру Федоровичу вновь стать главой сельского поселения. И он, как всегда, дорожил их доверием: старался выполнять все для блага жителей ставшего теперь родным и для него Анюйска.
Семья
  Говорят, что жена держит дом за три угла, а муж - за один. И еще говорят: умная жена дом сохранит, глупая… Это все о его «половинке», как называет ее наш герой, Наталье Васильевне. С 1973 года они вместе, живут, как говорится, душа в душу. Вырастили четверых детей, теперь помогают воспитывать пятерых внуков. Старший сын Сергей закончил Уссурийское суворовское училище, затем - Казанское высшее танковое училище, прослужил в армии, вышел на пенсию в звании майора. Сейчас живет и работает в Магадане. Средний и младший сыновья Олег и Федор - окончили Северный международный университет в Магадане. Олег живет и работает в Магадане. Федор - в Билибино. Младшая дочь Людмила тоже окончила этот же университет, факультет ПГС. Сыновья родились в Омолоне, а дочь - в Анюйске.
  А сам Александр Федорович у отца с матерью был единственным сыном, потому и жили родители всегда с ними. Похоронены они в Анюйске, на сельском погосте.
  - Моя работа в районе всегда была на виду, - отмечает Александр Федорович. - Я никогда не считал зазорным спросить что-то у людей, посоветоваться с ними, признать свои какие-то ошибки. Вот с этим и шел я к людям. А сегодня (беседовали мы 1 сентября) я приехал из Анюйска и у меня двойная радость: два моих внука – второй Александр Федорович Заводчиков и Слава Шевкоплясов (сын дочери) пошли в первый класс, один в 1 «а», другой в 1 «в». Для меня это огромная радость, потому что я сам учитель.