То, что мы могли не знать о браке

Сергей Войнилович
То, что мы могли не знать о браке.

    Обратимся к представлениям псевдохристиан средних веков о любви и браке, и проанализируем их в свете Писания. 
Вот, что пишет Розин В.М.: «Крайние сторонники всех этих новых идей отрицали даже брак, как отвлекающий от целей спасения души. Но победила все же более умеренная и реалистическая партия Августина, которая и сформулировала основные каноны христианского брака: “цель — предотвращение соблазнов и разврата, предназначение — рождение себе подобных, условия — нерасторжимость, моногамия, публичность, церковное благословение, согласие обеих брачующихся сторон, исключение родственных союзов и т.п. Что касается девственности и безбрачия, то они, хотя и продолжают считаться высшими христианскими добродетелями, все чаще рассматриваются как идеал, достижимый даже не для всех клириков”. “Средневековая католическая теория брака,— замечает P.А. Фридман,— не признавала супружеской любви как результата индивидуального полового влечения. В соединении супругов, утверждают средневековые богословы, не должно быть желания, так как греховным является не сам акт совокупления, а сопутствующее ему желание. Андрей Капеллан, утверждавший, что страсть к собственной жене больший грех, чем страстная любовь ко всякой иной женщине, мог подкрепить свое заявление ссылкой на целый ряд совершенно несомненных средневековых авторитетов».
Как «крайние сторонники», так и Августин, ошибались с самого начала. Целью брака не являлось ни спасение души, ни предотвращение соблазнов и разврата. Автором первого брака был Бог. Он не предназначил спасение Адама и Евы в браке или вне его, их вначале не отчего было спасать. Бог не сотворил их греховными, грех пришел позже через непослушание, а не через сексуальные соблазны и разврат, т.к. некому было соблазнять,  и не с кем было изменять. Адам и Ева, будучи мужем и женой, были единственными людьми на Земле. Следуя логики «крайних сторонников», Бог, как Автор брака, специально через брак отвлекает человека от спасения, но тогда не понятно, зачем Он отдал Сына на смерть за нас, через что мы получаем оправдание и спасаемся. При сотворении предназначение брака было в другом, к несчастью, грех настолько извратил представления о супружеской жизни, что подлинная цель брачных отношений, установленных Богом, и сегодня не определяется обществом.
Вернемся к началу и восстановим подлинный смысл брака. Все первые творческие шаги Бога показывают, что для каждого рода животных и зелени Он создает условия существования в соответствии с природой данного рода. Природа человека резко отличалась от всего созданного, человек был создан по образу и по подобию Божьему (Бытие 1: 26-27), в свете этого нам необходимо посмотреть на особенные условия, которые устроил Творец для него. С точки зрения биологии мы не найдем ничего необычного, многие виды животных похожи на человека в анатомическом и физиологических аспектах, что, как мы говорили, свидетельствует об одном Авторе. Но в духовном смысле, мы являемся уникальными и безальтернативными, даже ангелы, хотя и духовные существа, но не являются подобием Божьим. Человек подобен Богу, но не в том, что он как Бог вездесущ, всезнающ, всемогущ, вечен и т.д. Человек подобен Богу по природе, а природа Создателя – любовь. В телесном плане человек был создан совершенным, что предполагало, при условии отсутствия грехопадения, вечную жизнь во плоти, но в духовном плане был ли создан человек совершенным? Нет. Само грехопадение и является фактом, подтверждающим духовную незрелость человека. Почему Бог создает несовершенного в духовном плане человека? И опять мы находим ответ в природе человека, которая имеет в себе свободу выбора, а для нее необходим хотя бы один запрет, именно это и объясняет то, почему Бог допускает вначале формальное существование зла. У человека появляется право на выбор и с этим правом и ответственность. В истории, в самом ее начале, были два варианта развития событий (с одинаковым концом!), первый, когда человек видя свое несовершенство, начинает работать над собой, подражая в поступках Богу, своему Отцу во всех отношения, что должно было привести к совершенству и в духовном плане. Второй вариант истории, к сожалению, нам хорошо известен на практике. В случае первого сценария, человек, осознавая свое несовершенство, мог видеть, как Отец-Бог любит его и помогает ему преобразить свою жизнь, опыт таких отношений был бы полезен для человека в будущем, в воспитании благочестивого потомства, а для этого и необходим был брак, но не только для этого. Брак был сотворен особенным образом. Сначала Бог сотворил мужчину, а потом, позволив ему пережить то, что «плохо человеку быть одному» (Бытие 2: 18), рождает от него женщину, подобную ему, но так, как мужчина подобен Богу, а женщина мужчине, то и она становится подобием Божьим. В подобие он и она равны друг другу, но внутри брака – нет, женщина помощница, мужчина  - глава. И здесь появляются отношения управления и подчинения, а в свете вышесказанного благословения и смирения. Обоюдное духовное несовершенство требовало долготерпения, успехи предполагали радость, а неуспехи веру в то, что все будет хорошо, т.к. Бог был с ними и помогал им. Взаимное прощение, в рамках несовершенства,  учило хранить мир, взращивало милость. Этому всему способствовал и единственный запрет. Он должен был стимулировать доверие Богу, терпение в искушениях, радость от сохранения мира с Богом и пребывания в Его любви. Так взращивалась и укреплялась бы праведность. В овладении Землей и подчинении себе в любви творения, человек мог проявлять еще один духовный атрибут Бога – творчество, т.е. реализацию любви на практике, как в творимом потомстве, так и в самой природе. Следовательно, нельзя отдельно от других условий понимать цель брака. Брак был одним из составляющих условий преображения человека. Поэтому неслучайно, то, что человек был рожден один и должен был иметь брак, плодиться и размножаться, имея единственную запретную заповедь, жить благочестиво, творчески овладевая в новых поколениях творением.  Все эти условия полностью удовлетворяли природу человека и замысел Бога относительно его. Но в свободе, человек выбрал грех и с ним смерть духовную, а потом и физическую. Все было приведено в соответствие. Мертвому духу стало соответствовать смертное тело. Это не могло не отразиться и на условиях: браке и творении. Мы видим это в изменении брачной жизни и природе сотворенных существ (Бытие 3: 14-21). Однако Бог не изменил своим первоначальным планам относительно человека и, преодолев последствия греха смертью Сына, позволяет человеку вновь начать процесс по преображению своей природы. Начало этого пути и успех, как и прежде, зиждется на вере Богу, которую человек оставил вначале, обольстившись словами змея: «подлинно ли сказал Бог?». Таким образом, вера Богу, Его слову – базовое условие преображения. От веры в Божью евангельскую весть человек рождается, и вновь создаются условия для его природы к преображению, т.е. он может научиться через отношения с Господом и с ближними жить подобно Богу, но при этом не меняются условия его окружающие. Жесткие окружающие условия для верующих требуют особенного хода со стороны Бога, и Он вселяется в сердца уверовавших.
2 Коринфянам 6: 16:
 «Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»
 Римлянам 5: 5: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»
Теперь, 1 Иоанна 4: 4: «Тот, кто в вас, больше того кто в мире».
Шанс на преображение имели люди и в период после грехопадения до прихода Христа. Так, вера Богу вменилась в праведность Аврааму, отцу всех верующих, а до него всем, кто верил и ходил с Богом, о чем читаем с конца 4 главы книги Бытия (стих 26).
В будущем, Бог для верных вновь восстановит первоначальное состояние творения на период тысячелетнего царствия Христа, где, можно предполагать,  и произойдет окончательное преображение всех тех верующих, кто не успел это совершить на протяжении земной жизни, практикуя теперь любовь в браке и творении в царстве Христа.
Полное преображение человека оканчивается с тысячелетним царствием Господа Иисуса. Новая духовная природа человека требует преображения и его физической природы и творения вообще, что и будет произведено Богом (например: Матфея 22: 30, Откровение 22: 5), но из- за крайне скудной библейской информации на эту тему мы не будем заниматься спекуляциями, а лучше сосредоточимся на том, к чему призвал нас Господь, однако заметим, что брак, как одно из условий преображения человека уже не будет существовать, т.к. цель его, а именно совершенство в духе, будет достигнута (Матфея 22: 30), это объясняет и отсутствие в новом творении дерева познания добра и зла.   
Подобие Богу в браке помогает нам находить свои слабые стороны, или неразвитые плоды духа и по примеру Создателя меняться. Неслучайно он выделяет в себе Отца и Сына, а отношения между мужем и женой делает прообразом отношений между Христом и церковью (Ефесянам 5: 20-33). Модель «Отец – Сын» явлена Богом не с целью упражнений для ума человеческого в плане – сколько Богов, один или больше, а для лучшего понимания проявлений Божьего характера, которому призван подражать человек.            
     P.А. Фридман заблуждается, когда считает, что супружеская любовь является результатом индивидуального полового влечения. Любовь, как мы уже определили, не может быть результатом секса, но секс становится одним из многих проявлений любви в браке. Следствием преображения и достижения любви, как духовного совершенства, становятся и преображенные сексуальные отношения в семье и здесь нет места скотоложеству, мужеложеству, лесбиянству, блуду, прелюбодеянию и т.д. 
    
  «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» Ефесянам 5: 25.

    Итак, мужья призваны любить своих, а не чужих жен, так, как любит Христос Церковь, пожертвовав Собой ради нее. Здесь нет места для куртуазных отношений в виде блуда, но все так же есть место духовному подвигу любви к женщине - жене.