продавец запахов

Наталия Васильевна Жукова
Продавец запахов

Да, Артур всегда был выпендрежник. Еще в школе он старался выделиться и одеждой, и стрижкой, и одеколоном. Все у него было необычное: портфель, школьные принадлежности. Даже паршивые тетрадки не как у всех! И он этим очень гордился.
Потом все узнали новое словечко: перфекционизм. И Артур говорил о себе, что он именно этот - перфекционист.
Вот и сейчас Таня увидела его в кафе таким же выделяющимся из толпы. Стрижка не просто необычная, она и элегантная, и хулиганская чуть-чуть. С совсем маленькой прядкой цвета топленого молока среди песочного цвета волос. Но прядка именно там, где надо, где она незаметно заметна!
Пальто-не пальто, ботинки или кроссовки... Все какое-то не как у людей. В этом весь Артур.
Он увидел Таню и махнул ей рукой. Их разделяло несколько столиков. Она махнула в ответ. Что ей этот Артур? Она забежала съесть салатик и бутерброд. Запить чаем. Оплатить и убежать на работу. Ее перерыв длился полчаса. Это кафе было не из дешевых, но ближе него к работе ничего не было. Был бы рядом Макдональдс - было бы куда лучше и дешевле.
Перед Артуром уже стояло несколько блюд. Он ел какой-то суп. Солидно так ел, красиво. Ну, впрочем... как еще он мог есть?! Только так. Хорошо, что ложкой и с помощью руки, а не как-то иначе. Таня фыркнула и отвернулась.
Неожиданно к ней подошел официант:
- Девушка, молодой человек за тем столиком просит принести Ваш заказ к нему за стол. Вы согласны?
Таня посмотрела на Артура. Тот слегка кивнул головой и сделал приглашающий жест.
- Хорошо, несите туда, - разрешила Таня.
Делать нечего. Она пошла за столик к Артуру.
- Привет! - вполне приветливо сказал он. - Давно не виделись.
- Ну так. Со школы и не виделись. Как ты еще меня узнал-то?
- У меня хорошая память, ты не поверишь. Я даже помню твое отчество.
- Отчество?
- Угу. Когда собирали документы и по десять раз опрашивали нас, сверялись с паспортами там и еще с чем-то, то спрашивали отчества. Прикинь, я твое запомнил.
- А. Немудрено. Вряд ли ты обратил бы на него внимание, если бы оно было другим.
- Слушай, Тань. Что ты так ершишься? Я тебя не мог ничем обидеть даже при желании, которого у меня нет. Слишком мало времени мы общаемся. Чего ты такая ершистая?
Действительно... Что она так задиристо на него накинулась? Глупо даже. Он сидел себе, ел, потом увидел ее. Узнал. Может, обрадовался. Поскольку он заказал себе много, то ему удобнее было пригласить ее, а не тащиться к ней за столик со своими тарелками. Он и пригласил. Нет, надо как-то разруливать.
- Прости. Я сама не знаю, что на меня нашло. У меня времени мало. На работу бежать надо.... через 15 минут. Наверное, дергаюсь. Толком и не поговорим.
- А ты где работаешь?
- Да рядом. Ничего интересного. Товаровед в небольшом магазинчике. Правда, это сейчас называется иначе... А ты?
- У меня тоже есть магазин.
Таня удивилась. Обычный бизнес. Как-то странно для Артура.
- Да? И что ты продаешь?
Артур усмехнулся.
- Запахи.
- Духи, в смысле?
- Нет. Запахи. Я же их и изготавливаю. Могу сам изготовить то, что мне хочется, могу на заказ. Не чувствуешь запаха?
Таня чуть наклонилась к Артуру. Очень тонкий аромат, да. Аромат источался ненавязчиво и был необычным. 
- Да, чувствую.
- Что за запах, как думаешь?
Таня без церемоний пересела ближе к Артуру. Какой странный запах. Почему-то, вдыхая его, она стала представлять себе...
- Лес, деревья... Но я не понимаю, ведь запах другой! Не лесной... Нет, не могу. Мне почему-то представляется лес.
Артур посмотрел на нее с большим интересом.
- А ты очень чувствительна, оказывается. Не ожидал. Этот запах называется «Шум леса».
- Как? Почему?
- Ну потому что я люблю лес. Этот запах я составил сам.
- Ой, Артур. Прости! Мне так интересно! Но мне надо бежать. Мой перерыв закончился!
- Хорошо, работа есть работа. Если хочешь, приходи в мой магазин.
Таня сказала прежде, чем подумала:
- Очень хочу!
- Тогда возьми. Здесь адрес.
Визитка. Необычная, витиеватой формы из белого металла. Ну да. Этому и удивляться нечего.
Таня увидела, что магазин Артура работает допоздна. Во всяком случае, ее рабочий день заканчивается задолго до его закрытия. Охваченная любопытством, Таня поехала по адресу.
Центр города, тихий переулок. Узенькая дорожка и небольшой особнячок. «Магазин запахов» - гласила вывеска.
Таня вошла. Это не было похоже на обычный магазин. Не было кассы, витрины. Были кресла, два столика. Была красивая сверкающая люстра. Были стеклянные кубы, большие, внутри которых стеклянные полочки. На полочках - маленькие флакончики.
С кресла поднялась девушка, красивая, стильная, не стандартная. «Вот где видишь, как мы все друг на друга похожи» - подумала Таня. И правда... Носим одинаковые джинсы, одинаковые куртки, шубки... стрижки, макияж - все стандартно. Но вот девушка - из той же плоти и крови. Но все необычно - от прически до одежды. И кажется, что это обычное для нее дело - соорудить из своих волос такое чудо, надеть эту накидку... Почему только это другим в голову не приходит?!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте! Девушка, простите, могу я видеть Артура?
- Сейчас.
Девушка позвонила по мобильному.
- Артур, к тебе девушка пришла. Хочет видеть тебя.
Что-то спросил Артур. Она ответила:
- Городская история.
Невнятный голос Артура. И девушка обратилась к Тане.
- Садитесь, Таня. Артур сейчас придет.
Таня удивилась.
- Откуда вы знаете, как меня зовут?
- Артур сказал, - девушка тоже почему-то удивилась ее вопросу.
И минуты через три вошел Артур.
- Привет! Решила не откладывать?
- Прости... Как-то все... Чем дальше, тем больше загадок... Я растерялась. Мне хотелось и про запахи узнать... Ой, я запуталась.
Артур взял ее за руку и посадил в кресло.
- Успокойся. Давай так: скажи мне, что ты любишь в этой жизни?
Таня удивилась опять, хотя удивляться дальше было некуда. И она вдруг решила плыть по течению. Что ее спросили? Что она любит? А она скажет правду!
- Я люблю лежать у моря на пустом пляже. И есть что-нибудь очень вкусное!
Да... Таня действительно однажды испытала это блаженство на тайском острове, вдали от пляжа. Она была одна. А с собой у нее был разрезанный свежий ананас. И она лежала и ела. И смотрела на океан. И было так тихо и безмятежно.
- Хорошо. Возьми это.
Артур подал ей флакончик. Она понюхала.
- Не так! - он даже поморщился. - Води флакон влево-вправо. Медленно. Глаза закрой. Вдыхай. Не нюхай, а вдыхай!
И  Таня стала вдыхать. И это было волшебство! Да, волшебство! Потому что она опять очутилась на пляже! И была синяя вода, и была безмятежность. Только пакета с ананасом не было. Но это было неважно!
- Боже мой! Как? Как это возможно?
- Это легко. Этот запах хочется многим. В принципе, он один из распространенных. Но я знал, что ты поймешь! Кстати, ты принюхивалась. Что вкусное ты имела в виду?
- Ананас.
- А! Да, ананаса здесь не предусмотрено! Вот если бы ты ела любые сладости: мороженое, конфеты - ты бы их нашла.
Таня чувствовала себя в сказке. Артур через какие-то промежутки времени давал ей флаконы и спрашивал:
- Что видишь?
И этот вопрос ее нисколько не удивлял теперь.
Она видела скалу, где кричат чайки, и чувствовала тревогу.
Она видела ночной костер где-то в таежных глубинах, в которых не была ни разу...
Она много чего видела в тот вечер.
Очнулась она ночью.
- Артур! - испуганно сказала она. - Ночь! Завтра работа, домой надо!
Артур спокойно сказал:
- Я живу здесь же, на втором этаже этого особняка. Видишь ли, иногда приходится наступать на горло собственной песне. Я выполняю порой не очень приятные мне заказы, если за них хорошо платят. У меня был очень богатый клиент. Его жена, пока была беременна, оплатила мне этот особняк. Она постоянно хотела разных неожиданных запахов, порой интересных мне, порой неприятных. Но... В итоге я живу и работаю в том месте, которое мне идеально подходит. Клиентов не очень много. Но заказать мне запах первого поцелуя с девушкой из Новой Зеландии стоит дорого. Ты меня понимаешь? - Артур испытующе посмотрел на Таню.
После всего, что с ней произошло здесь не понять этого было невозможно. И она просто кивнула головой.
- Тогда я делаю тебе предложение.
- Ч...чего?
- Нет, не то. Об этом еще рано. Я приглашаю тебя к себе работать. Моя нынешняя помощница скоро меня покинет. Она выходит замуж и уезжает далеко-далеко. А помощница мне нужна.

Таня почти без колебаний стала помогать Артуру. Она теперь знала, что на втором этаже находится не только его спальня, но и лаборатория. Там производились чудеса. Таня постепенно изучила запахи всех флакончиков, стоящих в кубах. Она безошибочно видела то, что хотел сказать Артур. И тот восхищался этим и не скупился на комплименты. А Тане даже было странно: чему тут удивляться? Тут луг, тут утро после любви с незнакомкой, тут родился ребенок. И все это передавали запахи! Вот чему нужно было удивляться! И она удивлялась!
И когда однажды в магазин вошла женщина средних лет и спросила Артура, Таня позвонила ему и услышала его вопрос:
- Кто?
- Тяжелый автомобиль красного цвета, - не задумываясь, сказала Таня.
- Это Полина Ивановна. Предложи ей запах заката. Я выйду через полчаса.

И Таня вспомнила свой первый приход сюда. "Городская история" - сказала про нее прежняя девушка. И действительно. Когда-то она была городской историей. Кем она стала сейчас? Они говорили об этом с Артуром. Вернее, они сказали в один голос: "Распустившийся лотос".
Надо же... Неужели она, Татьяна Артуровна, когда-то жила иначе...?

Наталия Жукова (с)