Интервью с Валерием Ракитянским

Попова Марина
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» — Сент-Экзюпери
27 мая 2017 - Марина Попова
article386449.jpg
 *************************

Уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем вашему вниманию интервью с художником и прозаиком - Валерием Ракитянским. Беседовала с Валерием Марина Попова на сайте Парнас. Там вы можете познакомиться и с картинами Валерия.


********************************
 
Здравствуйте, уважаемые парнасцы! Представляем вашему вниманию интервью с Валерием Ракитянским — Главным судьей седьмого Чемпионата по прозе, художником, прозаиком. Беседует с Валерием — Марина Попова

Марина: Здравствуйте, Валерий! От Администрации поступило предложение взять у вас интервью. Надеюсь, что возражений не будет. Считаю, что парнасцам станет интересно узнать вас поближе. Если вы согласны, Валерий, то для начала предлагаю рассказать немного о себе то, что посчитаете нужным. Ваши настоящее и полное имя?
Валерий: Здравствуйте, Марина! Остап Ибрагимыч… Извините! Конечно, собственного имени я не стесняюсь и воспринимаю его вполне благожелательно.
Ракитянский Валерий Алексеевич — это мои «расшифрованные» инициалы.)))) Никакой я не Остап Ибрагимыч! )))))) Украинец, рождённый в СССР (в России), но проживающий в Казахстане.
Васильевка — посёлок, затерянный в оренбургских степях, в котором я и родился. Больше ста лет ему. Основателями были мои предки, по какой-то причине перебравшихся в эти места на быках из Украины ещё в XIX веке.
 

Август 1962 года ознаменовался полётом космонавтов Николаева и Поповича и моим появлением на Белый Свет.
 
Благодаря своей тёте (Зое), мы, её племянники (Лёшка, я и Серёга — двоюродные братья), пошли в первый класс уже подготовленными учениками: писали, считали, читали. Тёте было интересно с нами возиться (она старше меня всего на 5 лет!) и игра «в школу», где т. Зоя была, естественно, учительницей, а мы — прилежными учениками, повлияла на всю мою жизнь. Учился я хорошо. И аттестат о среднем образовании в четыре балла показал стабильность в отношении к образованию.
 
Когда мне было 13-14 лет, родители разошлись.
Для меня это был удар. Тяжёлый. Я до сих пор не оправился от него, хотя сам уже много лет семьянин.
Учёба после школы отошла на второй план, а впереди — работа. По настоянию родственника, дяди Ильи, выучился на водителя. «В Армии сгодится!» — говорил он. Поработал водителем в «Трансагентстве», а там — служба в рядах Советской Армии. Осенний призыв 81 года пульнул меня из казахстанского города Актюбинска аж на самый Дальний Восток, в Уссурийск.
Прослужив полтора года, я случайно по телефону познакомился с будущей женой (она училась в Приморском сельхоз институте).
Всякое было в нашей семейной жизни — и хорошее, и плохое, и страшное горе. Сначала, в 2011 году умерла внучка за неделю до родов — врачи не доглядели. А через год, когда дочь была второй раз беременна (на сносях), погиб наш сын... Он утонул. Судорогой ноги свело... Не спасли... Хотя рядом была лодочная станция и с берега им женщины кричали, что человек тонет... Но «спасатели» заявили, что они отвечают только за огороженную платную территорию, а что ЗА — это их не волнует...
Сыну было всего 27 лет... Красавец мужчина, отличный повар............................... был......
Даже не знаю, откуда мы сил взяли, чтобы пережить всё это....
Через полмесяца после гибели сына на свет появилась внучка. Может её рождение и стало тем спасением для нас... А через три года ещё и внуком порадовала дочь. Этим и живём.
 
Если ещё будут вопросы, Марина, отвечу. Я — открытый человек.
 
Марина: Валерий, а о Парнасе как узнали?
Валерий: На одном из сайтов кто-то прислал мне приглашение на Парнас. И вот я здесь уже четвёртый год. Парнас — это сокровище для чтения и реализации творческих планов! Заявляю это прямо: лучший литературный портал и такой удобный! Впрочем, вы это знаете сами.
Парнас и картины — увлечение и работа сегодняшних моих будней.
За 15 лет я написал чуть больше тысячи картин (это ж целый километр!)))).
Сейчас сотрудничаю с представителями китайской компании «Великая Стена», которые пять лет назад купили у меня несколько работ, а теперь решили продолжить сотрудничество.
Кроме Китая, мои картины разъехались по всему миру: Германия, Киргизия, Россия, Франция (две миниатюры уехали в Париж в семью французского художника), Украина. Но основная часть — в Казахстане.
Заказчики мои — люди разные: от студентов и пенсионерок, до акимов (губернаторов) и министров.
 
 
 
Марина: Валерий, позвольте узнать, как давно сменили профессию водителя на художника?
Валерий: Профессию водителя я оставил давно, ещё на Дальнем Востоке, когда несколько раз пришлось побывать в ситуациях «на грани». После одной такой, когда я на лесовозе с 25 кубами леса чуть было не рухнул в ущелье (а спасло то, что за уступ зацепился стволами перевозимого кедрача). Тогда я, конечно, пережил шок и сказал себе: «За руль не сяду больше никогда!»...
 
На Дальнем Востоке прижиться я так и не смог, ностальгия по родным местам, по городу, который очень люблю (мой Актюбинск!), не давала покоя… И я с семьёй возвратился в Казахстан.
 
А рисованием я увлекался с самого детства. В школе — стенгазеты, потом Армия с её ленкомнатами и наглядной агитацией, и, наконец, «Рентгензавод», куда приняли меня художником-оформителем. Но по-настоящему картинами я начал заниматься в 40 лет.
Самоучка. Пытаясь написать что-то похожее на картины великих художников, я, тем самым, набирался творческого опыта.
 
 
 
Картина Александра Киселёва «Забытая мельница», которую я переписывал около 80 раз (при этом продал все варианты) — вот она и была моим наглядным пособием!
 
 
Марина: Что вы любили рисовать в детстве?
Валерий: Так же, как и сейчас, я рисовал всё, что мне нравилось, и всегда хотелось произвести впечатление. Например, в 1971 году, когда мне было 9 лет, проходил XXIV съезд КПСС и меня покорил там образ В.И.Ленина на огромной сцене Кремлёвского Дворца.
 
 
 
Столько тетрадок исчеркал, но добился своего: мог... да и сейчас смогу нарисовать с закрытыми глазами Ильича. И всё из-за того, чтобы удивить тех, кто станет смотреть мои картинки.

Марина: Валерий, вы подходите к творческому процессу с коммерческой точки зрения, или рисование — некий зов сердца?
Валерий: Когда понял, что профессия водителя — это не моё, то стал искать способ выразить себя в творчестве. Смог устроиться художником-оформителем на завод в цех эстетики. Это было в конце 80-х годов. Но художник-оформитель — занятие далёкое от написания картин, там другое: стенгазеты с поздравлениями передовиков, Доски Почёта, стенды всевозможные по цехам (в советское время), рекламные щиты (это потом уже), вывески на магазины, витрины, рестораны и тому подобная «мишура». В 90-е годы такая работа была востребована, частный капитал развивался и желал украсить свой бизнес, привлечь дополнительное внимание. А работать маслом по холсту я начал в 2002 году, когда мне исполнилось уже 40 лет. С той поры я написал 1038 картин (каждую законченную работу я отмечаю чёрточкой в блокноте, чтобы знать для себя, сколько написал картин... как Робинзон Крузо дни считал, делая насечки на столбе!))).

 
Поздний такой «зов сердца» совпал с желанием людей иметь в своих квартирах, офисах, гостиницах или кабачках написанную работу, а не абы какую «штамповку». Я перефотографировал то, что сумел передать в красках, мотался с портфолио по городу, предлагая сотрудничать. В год я успевал тогда выполнить от ста до ста двадцати работ, т.е. каждые три дня была новая картина. Для меня это было и интересно, и денежно, т.е. совпали «желания и возможности».
 

 
 
Марина: Искусство — это ваш основной источник заработка, или может быть любимое занятие, приносящее кроме морального удовлетворения еще и стабильный доход?
Валерий: Основной. Иногда меня ошарашивают знакомые вопросом: «Ты так и пишешь картины? А чем-то серьёзным не пробовал заниматься?». Нормально, да? Серьёзным — это что? Купить за рупь, а продать за два? Или фабрикантом стать, начиная со швейного цеха?
 
 
Марина: Валерий, где вы черпаете идеи для своих картин?
Валерий: Нет проблем для идей! Тем более, сейчас, когда интернет под рукой.

Марина: Есть ли у вас любимые картины (которые вы сами написали)?
Валерий: Конечно, есть. Я их все подписал и подарил жене. Мне их было жалко продавать. Таких собралось уже 13 работ. Тринадцатая — портрет жены, который я подарил ей недавно, 11 мая.
 
 
 
В этот день мы с ней познакомились в далёком 1983 году и тогда так же цвела сирень...

Марина: Что для вас самое ценное: процесс или конечный результат и почему?
Валерий: И то, и другое. Особенно, когда процесс проходит под «звон души», когда она словно натянутая струна, и я это чувствую. Ну и, понятное дело, когда заказчикам передаётся моё настроение, они ликуют, высказывают столько добрых слов и приплачивают премиальные за доставленной удовольствие.

 
Марина: Валерий, какой смысл вы вкладываете в свою творческую деятельность в целом?
Валерий: Смысл? Никакого. Я стараюсь получить удовольствие.
Марина: Важна ли для вас оценка зрителя? Пытаетесь ли вы предугадать, как зритель воспримет ваши работы?
Валерий: Оценка важна и это естественно. А предугадывать приходится всегда. Пока удавалось, чутьё не подводило. Это, между прочим, очень важно! Ну представьте себе, что вы, потратив время, краски, но не можете продать свою работу. Одну, вторую, пятую... Не востребованы они — и всё тут! Тут недолго и комплексов неполноценности нахвататься. Но у меня бывали случаи обратного порядка: я привозил в городскую галерею картину, оформлял её для продажи, уезжал, а по прибытии домой — звонок по телефону: уже купили! Это — правда, такой случай был.
Марина: Валерий, вы занимаетесь живописью ежедневно?
Валерий: В самом начале так и было. Я — натура увлекающаяся и написание картин так захватило меня, что я не отходил от холста сутками. Жена просыпалась на работу, а я всё в порыве, всё никак не мог угомониться... Пока однажды не случилась депрессия. После жена стала контролировать меня и в два часа ночи требовала: «Всё! Отбой!». А наше дело солдатское: приказы не обсуждаются, а выполняются!
Марина: А писательская деятельность?
Валерий: Это тоже с детства началось. В школе любил сочинения писать, для меня такие дни становились сущим праздником. А когда в седьмом классе влюбился, то тут меня «понесло»! Кто-то стихи сочиняет влюбившись, а я прозу — в общую тетрадь стал записывать свою «повесть о первой любви». Старался не только писать каллиграфически, но и своими рисунками оформлять те сочинения. Не сохранились первые работы. Дал одному-второму почитать, да так и не вернули...
Одно время жил у матери. Проснётся она ночью, а я сижу и старательно пишу. Мать свет отключала со словами (она на суржике говорила всегда): «Шо ты там кажну ночь пышешь? Пыше и пыше сыдыть! Шо там можно пысать ночью? Тильке свет мотае зря...». Клацал выключатель, мать уходила, а я доставал керосиновую лампу из кладовки, зажигал её и продолжал «пысать». Плюс увлёкся тогда творчеством Ивана Тургенева и его «Вешние воды», «Ася» и та самая «Первая любовь» стали для меня дополнительным катализатором.

С появлением интернета условия для сочинительства в разы улучшились! Сначала писал байки на сайте болельщиков футбольного клуба «Актобе». Их героями были пользователи. Но мне хотелось не только байки записывать. К тому же, болельщики, как комментаторы, те ещё! Да и кувыркающиеся смайлики их надоели вместо печатных (и непечатных!)))))  слов. Начал поиски близких по духу.
 
 
Марина: Как вам удаётся сочетать всё это? Сейчас ещё и Чемпионат… он отнимает огромное количество времени.
Валерий: Это Вам, Марина, только думается так, а у меня всё иначе. Во-первых, на написание картины уходит немного времени. Стереотип, что художник пишет картины месяцами и даже годами. Нет, бывает, конечно! Но, поверьте, любой художник напишет картину за несколько часов. И на качестве это никак не отразится.
Я иногда заказчикам рассказываю такой анекдот:
У стоматолога.
Пациент интересуется:
— А сколько стоит зуб удалить?
— Тысяча рублей.
— Ничего себе! Две минуты работы и за это целая тысяча!
Стоматолог:
— Ну я могу Вам растянуть этот процесс и на час...
Понимаете?
 
Иван Айвазовский свою знаменитую картину «Девятый вал» (размер картины внушительный — 2 метра 21 см на 3 метра 32 см) написал за 11 дней. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», — говорил он. За свою долгую жизнь (82 года) художник Иван Айвазовский написал 6000 полотен. Представьте то количество времени, которое он потратил бы на написание картин, если на одну уходило хотя бы 10 дней! А эскизы? А путешествия? А собственная Академия?! То-то же!
Ну и, во-вторых, на Парнасе мне нравится, и я получаю удовольствие от написания сочинений, которые я называю скорее общением своеобразным, чем произведениями. Временем я располагаю. Как-то получается! А статус Главного судьи совершенно не обременительный. Не знаю, как другим.
Марина: Позвольте узнать, домашнее хозяйство лежит на ком?
Валерий: Как-то не задумывался над этим... Жене труднее. Однако, я могу и посуду помыть, и сварить вкусный борщ... Есть ещё традиция выходных дней у нас. Перво-наперво нужно жене хорошенько выспаться, пусть даже до обеда. А потом... Потом я включаю подготовленные заранее на youtube.com старые записи советских радиопередач «С добрым утром!», и мы окунаемся в ТО ВРЕМЯ...Там мир и покой! Там настоящее доброе утро!
Жена вспоминает что-то и рассказывает какие-нибудь особенности о пробуждениях в далёких теперь уже шестидесятых годах, об ушедших «добрых утрах» семидесятых... Это — не грусть, это — воспоминания о радостных мгновениях жизни, которые вызывают мирные голоса людей из того времени, с их простыми помыслами и надеждами, это — воспоминания, которые пробуждаются какой-то мимолётной мыслью о счастье...
Марина: Каким домашним делом вы занимались последний раз, если не секрет?
Валерий: Сегодня я полдня сидел с внуком (О внуках я могу рассказывать и рассказывать! Как, впрочем, и все бабушки и дедушки!), пока дочь со старшей внучкой была на съёмках видео-фильма (внучка снималась там... что-то про мушкетёров!). А заодно сварил суп. Внуку понравилась моя стряпня!
Марина: Вы стремитесь постичь что-то новое?
Валерий: Сегодня ещё «поболел» за свою футбольную команду. Это — не новое, но часть моей жизни.
Марина: Какие краски и материалы вы используете для написания картин?
Валерий: Мне достаточно масляных красок.
Марина: Валерий, ваш любимый цвет?
Валерий: Красный обожаю! Он приводит меня в какой-то внутренний восторг.
Марина: Валерий, о чём вы думаете во время написания картин? (понравится ли зрителю; получится ли организовать выставку, выгодно продать или о чём-то ином)
Валерий: Вот уж о выставках не думал никогда. А те, которые провёл, так это по настоянию жены: «Надо делать себе имя!»...
Когда работаю, то иногда включаю мелодии 70-80-х и, что называется, «плыву по волне моей памяти». Никаких заморочек и суетливых мыслей нет у меня в такие моменты. А в последнее время я слушаю либо «Радио ФМ с Евгением Сатановским», либо «Место встречи» на НТВ, либо «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Эти политические ток-шоу мне помогают... Хотя жену раздражают («Как ты можешь слушать часами этих горлопанов? Мне и пяти минут хватает!»). Но я же должен быть в курсе! Тем более, что сочетаю. Ну не знаю, меня они не отвлекают.
Марина: Над чем вы работаете сейчас? Какие творческие планы на будущее?
Валерий: Сейчас у меня долговременный (на всё лето) договор с китайскими товарищами. С марта месяца я работаю на них. Платят хорошо. Приглашают поработать в Китае художником. Я им: «Там своих разве не хватает?». Оказывается, у них считается правилом плохого тона иметь дома картину китайского художника. Китайцы! Вот и пойми их.
Я отказался ехать в Пекин, и даже мастерская в центре столицы не привлекла меня. Хотя жена сказала: «А что?». Прям! Она, дочь с внуками и зять тут, а я — чёрте где?! Да и не гонюсь я за деньжищами. Мне хватает и тут работы.
 
 
 
Марина: Валерий, ваша живопись пользуется спросом; на сегодняшний день вы востребованный художник. Что вы посоветуете людям, которые хотят купить картину?
Валерий: Купить картину!
Как-то заместитель Президента фирмы, где работает моя жена, пригласил нас на шашлыки к себе на дачу. Ну и разговор зашёл о картинах. Отец хозяина дачи (который и есть Президент фирмы) в разное время, но купил-таки несколько картин у меня, а сын что-то никак не решится — начал я такую тему. «Валера, да не понимаю я в этом ничего!» — стал артачиться он. «А чего там особенно надо понимать-то? Красиво или некрасиво сможете отличить?». Слово-за-слово, договорились, что я принесу для кабинета что-то похожее на закат, а то у него там кругом одни аквариумы стоят...
В обед на следующий день и принёс. Кстати, о скорости написания! Ту картину я написал за полтора часа. Заказчик был восхищён, рассчитался и сказал: «А что, пожалуй, я картину возьму домой!».
Теперь у него около десяти моих работ! А то: не понимаю!)))


Марина: В наше время огромное количество пенсионеров стремится к занятиям живописью. Какой совет вы бы дали, Валерий, начинающим художникам? От чего хотели бы предостеречь?
Валерий: Пробовать! Путём тыка. Во всяком случае, так поступаю всегда я. А для начала посмотреть советский фильм «Серафим Полубес и другие жители Земли». Очень поучительное кино!
Марина: Валерий, как сказал Жак Рансьер: «Цель художника — реанимировать эстетические способности в каждом зрителе». А вы как считаете, какова цель каждого художника? И может она быть единой для всех?
Валерий: Единой для всех — это вряд ли.
Расскажу одну историю. Моя давняя знакомая, В. А., сейчас пенсионерка, а раньше работала в паспортном столе. Она покупала у меня картины. Даже была одно время своеобразной рекордсменкой, купившей у меня двадцать работ! «Куда, — думаю, — она их размещает?».
Нравились ей пейзажи, чтобы зелень была яркой, а снег чистеньким, с голубоватым отливом! Но я однажды принёс ей такую, на первый взгляд, невзрачную картину, что она стала недовольно бурчать на меня: «Валера, ну что это такое? Снег грязный, талый, а эти тучи на горизонте. Солнца нет... Утро такое, что ли? Или у тебя детство трудное было?». Слушал я её, слушал, а потом стал убеждать, что вот эта картина в разы лучше тех, как я их назвал тогда «канареечных», каких-то райских. Убедил. Но купила, не особо радуясь приобретению. Спустя полгода, встретились мы с ней. «Валера, огромное тебе спасибо за то, что заставил купить ту картину — помнишь? — с грязным талым снегом начала весны!». Пригласила нас с женой на чай. В двухкомнатной её квартире я заметил только шесть-семь моих работ. «Алексеевна, — говорю, — ты ж столько картин взяла у меня, где они?». Оказалось, женщина их раздаривала своим друзьям! Объяснила, что раньше книги в подарок давала хорошим своим знакомым, а теперь картины. «Но вот эту, — указала она на весенние мотивы. — Я никому и никогда не подарю! Это — моё! Видишь ли, я не сразу её поняла, а лишь со временем, когда приходила домой с работы «выжатым лимоном» — с людьми ж тяжело работать, все лезут со справками, всем надо без очереди... ну паспортный стол — что ты хочешь! — приходила, садилась вот сюда (она присела тогда на диван, напротив картины), и смотрела не на те яркие и пёстрые картины, а на эту... и вся жизнь моя перед глазами проносилась...».
У женщины слёзы на глазах выступили в тот раз. Мы кинулись к ней: «Алексеевна, ну что ты!»...
Вот такая, Марина, «реанимация» бывает!
 
 
Марина: Валерий, что вам больше всего по душе рисовать?
Валерий: Я же самоучка, мне всё в новинку, я учусь всегда, открываю для себя что-то новое. Не важно, портрет это будет или пейзаж, или натюрморт — всё мне по душе!
Марина: Ваш любимый художник? Чьи работы вас вдохновляют?
Валерий: Одно время был Александр Киселёв кумиром и вдохновителем. Потом Фёдор Васильев. Васильев хоть и прожил очень короткую жизнь (всего 23 года), но в 15 лет он ТАКОЕ создал!... Хотите глянуть на его шедевр? Вот:
 
 
Глядите и восхищайтесь! Мастер был пятнадцатилетним мальчиком...

Марина: Валерий, откуда рождается, по-вашему, потребность заниматься живописью? Вы не задумывались, почему вы сами пишете картины, почему такое огромное количество людей пожилого возраста желают научиться рисовать?
Валерий: Желание выразить себя в картинах свойственно не только людям пожилого возраста. Живописи, как и любви, покорны все возрасты! Я пишу, потому что хочу этого! А другие... решили, что созрели для картин — так, наверное?
Марина: Ваши внуки рисуют вместе с вами?
Валерий: Вместе рисуем мы, конечно, но чаще — каждый сам по себе. И дочь, и внуки. И даже зять, после знакомства со мной, начал рисовать. Между прочим, две персональных выставки провёл в Актюбинске! Хотя основная профессия у него хирург, работает спортивным доктором футбольной команды.
Марина: Как ваши близкие относятся к вашему творчеству?
Валерий: Наверное, догадались читатели, что вся семья моя творческая, поэтому и отношения непростые. )))))))
Марина: Могли бы вы одной фразой описать свои работы, своё творчество?
Валерий: Я не страдаю академизмом, поэтому мне многие недочёты простительны — одной фразой.
Марина: Какие темы волнуют вас и чаще всего находят отражение в ваших картинах?
Валерий: Чаще всего — это пейзажи. Поразительно, но, допустим, китайским товарищам милее всего русские берёзы, они чаще их заказывают.
 
 

Марина: Случались ли в вашей жизни творческие кризисы?
Валерий: Конечно. Случались, случаются и, не тешу себя иллюзиями, будут случаться. Так даже интереснее.
Марина: В каком настроении обычно вам рисуется лучше всего?
Валерий: Я с плохим настроением никогда не сяду за написание картины.
Марина: Валерий, что для вас есть творчество?
Валерий: И картины, и сочинения — желание показать себя, поделиться собой, получить отклик.
Марина: Помимо живописи, прозы есть какие-то другие увлечения?
Валерий: Нет. Я не хочу загромождать свой внутренний мир.
Марина: Опишите, пожалуйста, свой обычный день; во сколько вы встаете и так далее; первое что вы делаете, придя домой;
Валерий: Если это будний день, то встаю не в одно и то же время, но чаще в 8.00. Включаю в интернете песню «Весна по имени Светлана» — это у нас такой семейный будильник. Просыпается жена... Провожаю её пару кварталов, а иногда и до работы (20 минут ходьбы). Предупредить хочу: я не являюсь примерным мужем. Но привычек хороших есть достаточно.
Что делаю, придя домой? Хм. Снимаю лыжи! Шутка. Если прихожу после футбольного матча, если поражение, то... ругаюсь. На футболистов. А вообще, я прихожу домой спокойный и делаю то, что на тот момент важно.
Марина: Вам удается читать книги? Последняя прочитанная книга.
Валерий: Каюсь, но последнюю книгу я не дочитал. И называется она «12 стульев». На самом деле. Летом 2004 года дело было. Я знаю эту книгу, я перечитывал её каждые полгода вместе с «Золотым телёнком». Объяснить этот парадокс не могу, скажу лишь, что И. Ильф и Евг. Петров на сегодняшний день — мои самые-самые интересные авторы.
Дочь тогда ещё училась в школе и заметив, как я уже в который раз перечитывал этот ироничный роман, при этом хохотал, удивлённо говорила: «Как можно раз в полгода читать одну и ту же историю, зная её, наверное, наизусть, и снова смеяться над одними и теми же шутками? Не понимаю!». Выходит, что можно!
Марина: Есть ли у вас любимые творческие персонажи? Расскажите немного про них.
Валерий: Легко догадаться, что это — Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Или просто, как называл его Паниковский: Ибрагимыч.
Марина: Какова ваша Вселенная?
Валерий: О, красивый вопрос!
Моя Вселенная была огромной, но сейчас сжалась до 150 километров. Это расстояние от Актюбинска до Акбулака, что в Оренбургской области. Там, правда, ещё в степь 12 км и будет моя Родина, мой посёлок Васильевка. Эту дорогу от Актюбинска до Васильевки я так и называю: «Центр Вселенной» или «Пуп Земли». Звучит, вроде как, забавно, но это так и есть. Всё остальное для меня — чужбина.
 

Марина: Валерий, соглашаетесь ли вы с мнением большинства или предпочитаете отстаивать свое мнение?
Валерий: Зависеть будет от вопроса, по которому высказывается мнение.
Марина: Есть ли какие-нибудь грандиозные планы (мечты), связанные с живописью?
Валерий: Нет, я живу размеренно, по обстоятельствам и по мере их поступления. Планов грандиозных не делаю, но пошутить могу по этому поводу, жене говорю иногда, перефразировав Андрея Ерина из Шукшинского «Микроскопа»:
«Ты с великим художником спала когда-нибудь? Будешь, дорогуша, будешь!»
 

Марина: Что в себе вы считаете особенным?
Валерий: Есть такое дело! Ко мне, а потом и к моей семье всегда пристальное внимание ощущается. В детстве и юности собирались компании там, где жил я. Даже когда ушёл служить в Армию, то ребята и девчата ещё долго кучковались в моём дворе. Сестра уже там верховодила. В Армии — сплачивались вокруг друзья-бойцы. В 90-е весь подъезд приходил к нам за таблетками, словно у нас была аптека, за инструментами, за гвоздями, шурупами, за уксусом и томатной пастой. Уже не удивляемся, если, допустим, идёт женщина или мужчина на другой стороне городской улицы и кричит –спрашивает у нас: «А как пройти туда-то и туда-то?». Хотя мимо неё или него проходят люди совсем рядом. Представляете? Объяснений «феномену» нет у меня.
Марина: Есть люди, на которых стремитесь быть похожим?
Валерий: Нет. Я даже не подражаю. Ну разве что чуть-чуть...)))
Марина: Случались ли в вашей жизни встречи, которые наложили отпечаток на всю вашу Судьбу?
Валерий: О, да! Встреча с женой, когда мы познакомились с ней по телефону. Я написал об этом в миниатюре «СУДЬБА НАС ВЫБИРАЕТ».
А второй раз — это снова была встреча с непростой женщиной. Джамиля-апа — её имя. Она не профессиональная, но волшебница. О ней я тоже написал короткий рассказ «ДЖАМИЛЯ».
Марина: Какой был самый сильный толчок для дальнейшего творчества в вашей жизни?
Валерий: Пока никаких толчков я не ощутил, но догадываюсь, что картинами буду заниматься всю оставшуюся жизнь.
 
 
Марина: Захватывает ли вас соперничество с кем-то или же вы равнодушны к этому?
Валерий: Если бы Вы, Марина, спросили меня об этом лет 10 назад, то я ответил бы так: «Не люблю быть вторым, амбициозный очень!». В галерее на ту пору работали по контракту сорок художников Актюбинска. И если я замечал чью-то картину, которая превосходила остальные, по моему мнению, то я делал всё, чтобы написать что-то ещё лучше! Вот такой я! В 2009 году менеджеры галереи подсчитали, что за год моих картин продали больше, чем остальных 39 художников вместе взятых. Такая новость меня утешала))) Потом галерею закрыли... Спонсоры продали помещение.
Сейчас всё по-другому, я угомонился с амбициями... кажется )))
Марина: Расскажите о самом смешном или запомнившемся случае, связанном с рисованием (творчеством).
Валерий: В галерее дело было. Приехал туда на встречу с заказчицей, чтобы провести переговоры. Она так смотрела на меня, что называется «во все глаза», аж неудобно стало. Спросила: «Вот эти картины Вы написали?» — и указала на мои работы, с подписью в нижнем углу SVVVL (сейчас там добавлены буковки: SVVVVLD. Моя семья, начальные буквы имён!). Я ответил девушке, что картины действительно я написал. «А можно Вас потрогать?» — ошарашила меня снова заказчица. Наверное, я для неё был каким-то инопланетянином.
Много разных случаев было...

 
 
Марина: Как рождаются образы ваших картин?
Валерий: Мне помогают их «рождать» заказчики. Они приносят свои фото для портретов, какие-нибудь памятные им места. Ну и — хвала интернету! — неиссякаемый источник образов!
 

Марина: Картина — носитель особой энергетики, источник настроения и силы. Сейчас мало людей покупают картины: понравившуюся картину они могут найти в интернете, распечатать её на принтере… ваши мысли.
Валерий: Ну какая же энергетика может скопиться в картинке, распечатанной на цветном принтере? У меня есть постоянная заказчица, она приобрела у меня с 2009 года семьдесят одну картину! Потратила денег, конечно... Я спросил у неё как-то: «Ну ладно, когда домой, а для банкетных залов разве не выгоднее было бы распечатанные картинки разместить?». Она округлила глаза: «Валерий, что Вы говорите?! У меня такие люди бывают, из столицы приезжают, а я им «мёртвые картинки» стану демонстрировать? Зачем мне такой позор?!». Правильную характеристику она дала — «мёртвые картинки», я с этим согласен.

Марина: Кто из авторов вам близок в русской и зарубежной литературе?
Валерий: И.Тургенев, И.Бунин, А.Куприн, В.Шукшин, И.Ильф и Евг.Петров, который Катаев. И Евгений Петрович, и Валентин Петрович — это родственники моей жены (в девичестве: Катаева). Не прям двоюродные, но... Тесть, который воевал и брал Берлин (с 1923 г.р.), при жизни ещё интересовался этим вопросом и вёл переписку с архивами страны, он-то и выяснил для себя этот факт. Именно для себя, а не чтоб «примазаться к чужой славе», как говорил В.И.Чапаев. Кстати, тесть писал стихи, был хорошим музыкантом... Был...
А из зарубежных авторов отмечу Дж.Лондона. Зачитывался им в детстве. И Теодор Драйзер, пожалуй, с Марком Твеном.
Марина: Вам хочется, чтобы люди видели ваши картины? Наверное, любой автор мечтает, чтобы зрители понимали, восхищались, переживали вместе с ним…
Валерий: Ну да! Я провёл две выставки и показывал свои новые работы вкупе с теми, что не продавались. На моей первой выставке столько народу было, несмотря на крещенский мороз! Выпало событие как раз на 19 Января.
Напротив галереи расположен лицей художественный. Оттуда экскурсии приходили. Отзывов написали в книге много! Все бумаги лежат у меня в папках.
Марина: В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живёт. (Ваши мысли).
Валерий: У меня такого нет. Я могу переметнуться в жанровых работах и в Древний Египет, и в XIX век, арабский Восток показать и российскую глубинку — не тушуюсь!
Марина: Художник Виктор Авдонин в интервью корреспондента Игоря Сорокина (Санкт-Петербург) отметил: «Искусство сегодняшнего дня не просто повернулось лицом к потребителю. Оно стало его лакеем. Это о массовом искусстве. Таких деятелей искусства под девизом «чего изволите?» предостаточно. … Города были красивыми. Эпохи были красивыми. Каждая страна была ярко индивидуальной. А сейчас низкий ширпотреб в искусстве захлестнул страну». Ваши мысли, Валерий. Так ли это на самом деле?
Валерий: Шарлатанов хватает! Несколько лет назад шарахались у нас по городу «ходоки-передвижники» с рулонами картинок подмышками, втирали доверчивым потребителям, мол, у них картины алматинских художников. Смех разбирает! Фишка — «алматинский художник»! Не важно, какой, тут, по их словам, другое имеет значение, волшебное почти: алматинский! Авторитет. Хотя там даже автографов не было под картинками. Неизвестные какие-то авторы )))) А на самом деле — это были обычные «штамповки», поверх которых умниками наносились мазки красок для объёма то там, то сям... Когда в галерею бережно приносили «алматинские шедевры» для того, чтобы натянуть на подрамник и вправить в красочный багет, то типографская краска сыпалась с них…
Но Вы, Марина, спросили не совсем про это — да? Я попутно зацепил тему )))
Все художники хотят, чтобы их работы продавались и порой — да! — многие кривят душой, пишут абы что, уровень падает. Скажу за себя. Одно время «феншуисты» замучили. Знаете таких? Увлекающихся феншуй. Справка: «С помощью фэншуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэншуй может прогнозировать события. Цель фэншуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование...!»
Столько «знатоков» оказывается у нас в городе было по этой загадочной ерунде!! Может и сейчас есть. Одна девушка заказывала картину (водопад), для своей нотариальной конторы и объясняла с жаром мне: «Изображённый водопад — это означает падение денег! Прибыль!». Я пытался девушке объяснить, что даже если та всю свою каморку завешает водопадами, но работать не станет, то и барышам взяться неоткуда будет. Но — тщетно!
Водопад — ещё туда-сюда. Потом такие сложности с выкрутасами пошли, натуральную галиматью предлагали в масле написать, и я отказался, предупредив менеджеров, пусть, мол, другие берутся за такое. Я же автограф свой ставлю под каждой картиной. А вдруг кто-то увидит «безобразие», которое невозможно будет объяснить и которое подписано мною, — и что я скажу в ответ? То-то и оно!
Марина: По каким критериям вы оцениваете свои и чужие произведения искусства?
Валерий: Так же, как и стихи парнасовских поэтов, в которых я толком не смыслю, но зато я их чувствую душой, когда при чтении происходит во мне движение, бабочки, если хотите, — это и есть тот самый критерий! Мой критерий.
Марина: Художники всегда хотят как-то воплотить в материале то, что их тревожит, волнует… как и люди многих профессий. А вы?
Валерий: Нет, тревожить людей у меня нет желания, уж лучше порадовать! Но заставляющие задумываться — да, такие были. В основном на религиозные темы.
 
 
В Свято-Никольском кафедральном соборе нашего города (на фото), на открытии которого присутствовал тогдашний Президент России Д.Медведев вместе с Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым, есть икона, которую я подарил тогдашнему игумену Илие (в 2008 году венчавшего нас с женой в старой церкви). Икона и по сей день находится в храме на нулевом этаже, там, где купель для Крещения.
Марина: У каждого человека есть настоящие друзья, есть ли они у вас?
Валерий: Если жену можно назвать другом, то это она и есть... настоящая. Без комментариев.
Марина: Каким вы представляете будущее Земли и Человечества?
Валерий: Не задумываюсь над этим. Живу сегодняшним днём, в основном. Или ожиданием следующего тура футбольного.
Марина: Какие мечты детства вам удалось воплотить в жизнь?
Валерий: В детстве мечтал стать либо художником, либо футболистом. Стал болельщиком футбольным и пишу картины. Какой я художник — это вопрос не ко мне.
Марина: Кого вы можете считать своим врагом? почему?
Валерий: Враги были, они менялись. На сегодняшний день таковых нет. Научился с ними не общаться, игнорировать.
Марина: Что для Вас главное в жизни?
Валерий: Жить в мире с собой. Это очень много значит.
 

Марина: Как Вы выбрали свою профессию?
Валерий: Постепенно. Если говорить о художнике. Я не мог им не стать.
Марина: Какой был самой лучший, самый значимый подарок в вашей жизни?
Валерий: Подарок для меня? Не знаю. Я люблю больше делать подарки, чем получать. Когда вижу, сколько радости на лице у того, кому я что-то дарю, то мне от этого гораздо лучше бывает, чем. когда получаю.
Марина: Какой самый интересный комплимент, который Вам в жизни сделали?
Валерий: Комментарии, которые пишет мне под сочинениями на моей странице Николина Озерная, — это, я вам скажу, что-то невероятное! Я верю ей и мне так бывает хорошо от её слов, что начинаю летать и чувствовать Седьмое Небо у себя под ногами. Да, именно так!
А о картинах... Как-то в галерею вошли два Заслуженных художника Республики. Они после представились (к сожалению, менеджер не потрудилась запомнить или хотя бы записать их имена и фамилии гостей), а сначала часа полтора рассматривали работы наших мастеров. Напомню, что их на контракте было тогда сорок человек. Однако, аксакалы отметили только двоих: Максуда Жаханова и вашего покорного слугу. Они сказали о моих картинах, что игра цвета на них отменная, а технике исполнения можно чуточку подучиться. Когда им объяснили, что я самоучка, то те удивились очень. К тому же, одну из моих картин они назвали лучшей в галерее на тот день. А мне она не так, чтобы очень нравилась... хм...
Марина: По-вашему, какими качествами должен обладать человек?
Валерий: Любыми, но хорошими, чтобы близкие не страдали.
Марина: Чем вы любите заниматься в свободное время? И что такое свободное время для творческого человека?
Валерий: Вот сейчас у меня свободное время и я отвечаю на Ваши вопросы, Марина.
Марина: Какие достижения в своей жизни вы цените больше всего?
Валерий: А я пока не знаю, чего достиг... И можно ли называть то, что я делал и делаю, достижениями. Не могу ответить.
Марина: В чем секрет вашей популярности?
Валерий: Харизма такая! Заметили, что я даже не стал отбрыкиваться от вопроса, который звучит вызывающе, намекая на нескромность. )))))
Марина: Что-то мешает вам жить творческой жизнью, а что помогает?
Валерий: Ничто и никто мне не мешает. А помогают близкие мне люди, имена которых я указываю в автографе в картинах своих: жена, дочь, зять, внуки.
Марина: Пробовали составить своё семейное дерево?
Валерий: Да. Но до корней не докопаться! Прадеда звали Тихон. А дальше — всё. Вот у казахов иначе. Каждый из них знает своих предков минимум до седьмого колена.
Марина: Какие понравившиеся вам мероприятия вы посетили в последнее время?
Валерий: Я сожалею наоборот, что не пошёл 9 Мая на марш «Бессмертного полка» в нашем городе. Не получилось. Народу было очень много.
Марина: Бывают моменты, когда вы чувствуете себя избранным?
Валерий: Мне об этом говорили люди со стороны. И сам чувствую тоже. )))))) Не скромно?
Марина: Считаете ли вы себя примером для подражания? Почему?
Валерий: Считаю, да. Например, я с женой всегда хожу за руку, а другие удивляются этому. А я удивляюсь, на них глядя.
Марина: Если бы вы могли стать самому себе другом, вы бы хотели иметь такого друга?
Валерий: Да.
Марина: На что вам не хватает смелости?
Валерий: Ого, вопросик! Ну, например, прыгнуть с парашюта, как это сделал мой двоюродный брат Алексей.
Или сюда забраться! Смотреть даже боюсь!!!!!!!!!!! Ни за какие деньги!!!!!!!!!!!!
Марина: Чем бы Вы занялись в последний день своей жизни?
Валерий: У меня уже были моменты «на грани» и я не делал ничего особенного. Хотя... может быть заказал «сельдь под шубой».
Марина: Какой вы видите свою жизнь, допустим, через 20 лет?
Валерий: Я буду стариком.
Марина: Способность, которой вам хотелось бы обладать?
Валерий: У меня всё есть!
Марина: Валерий, как вы относитесь к будущему? И что есть для вас прошлое?
Валерий: Я не рисую его себе в красивых и радужных цветах. Скажу больше: будущее меня тревожит. Потому я довольствуюсь ближайшими событиями дня сегодняшнего. А прошлое... Оно для меня важно! Хоть и говорят, мол, прошло и прошло, не вернуть, но я с такой постановкой не согласен. Моё прошлое — это история моей жизни, и я от неё никогда не откажусь. И выводы, которые я сделал для себя, исходя из прошлого, в отношении некоторых своих близких и знакомых, помогают мне ориентироваться в суматохе дней.
Марина: Пожелания своим читателям...
Валерий: Желаю всем читателям, Администрации и лично Вам, Марина Попова, хорошего лета! Чтобы оно не мучило вас жарой, а стало интересным и незабываемым!
Спасибо за внимание! До встречи.
 

Остап Ибрагимыч.

Дорогие друзья, позвольте пожелать от всех нас Валерию радости, новых творческих полётов! Здоровья, счастья и гармонии в семье!
Администрации спасибо за всестороннюю помощь при подготовке и проведении этого интереснейшего познавательного проекта!
Всем читателям желаем мира и добра! Счастья и радости! Здоровья и удачи!
Пусть небо над всеми будет мирным!


С уважением и благодарностью,
Марина Попова.
 
 
 
 

© Copyright: Марина Попова, 2017

Регистрационный номер №0386449

от 27 мая 2017
Источник: