Платье розового цвета. 6-я часть

Георгий Прохоров
                6

Информация к размышлению. Продолжение.
Далее Дмитрий Быков. «Был ли Горький». Восемь *.
http://www.belousenko.com/books/bykov/bykov_gorky.htm

  (Я: Думаю привести строки из работы Быкова, посвящённые Горькому, из-за истории молодого Блока, его отношения к Менделеевой после заключения брака. Так же из-за Треплева с Заречной. И вообще. Молиться на Неё или не молиться? Тащить в постель или не тащить, испытывая большую и чистую любовь? Можно ли это совместить, хотя бы разновременно?)

  8*Эта параллель – баба и могила – для тогдашнего Горького, как ни странно, актуальна: он многажды намекает на свое юношеское воздержание. Трудно сказать, при каких обстоятельствах и с кем Пешков потерял невинность,... но всем знакомым, в том числе психиатру, осматривающему его в Нижнем Новгороде после легкого помешательства, он говорит о своем принципиальном отказе от телесной любви. На что психиатр ему резонно замечает: «Воздержание оставьте другим, вы юноша здоровый. Заведите бабенку пожаднее к любовным играм». Во всяком случае, Горький казанского периода питал отвращение к любым телесным отношениям, не подкрепленным духовной близостью...

"Я верил, что в этом воздержании – тоже нечто сверхчеловеческое, отказ от того человеческого, которое вокруг". И до самого Нижнего, где ему, наконец, повезло встретить взаимность, Горький относится к сексу как к чему-то омерзительному – к тому, что должно быть преодолено.8*

  Случайно, 23.09.17, смотря передачу М. Швыдкого «Агора» по каналу «Культура», услышал, что Дм. Быков (он был в числе приглашённых поговорить об истории) писал работу об Окуджаве.
  (Почему я не читал ранее такого известного автора, как Дмитрий Быков? Потому что когда-то, услышав его позицию по политическим вопросам, посчитал, что мне с ним не по пути, и, видя его на экране, даже на такой безобидной передаче о песнях по «Ностальгии», я тут же шёл дальше по каналам, не задерживаясь на Быкове. Тем более, не искал чего-то в его работах по литературе, об объёме которых и мало подозревал.)
 Работа "Булат Окуджава" большая, интересная. Всю его работу я досконально не перелопатил, пока было не до этого, а искал в первую очередь про «Эту женщину в окне». Но и у Быкова я не нашёл про «розовый цвет». Но нашёл, что, оказывается, не только я, сам дошедший до этого, а люди и до меня уже разглядывали эту пару – Окуджава и Блок, находя в них много сходства. Но я-то об этом не знал! Несмотря на свой кругозор. Отстал от жизни. И опять льётся вода на мою мельницу, так как опять этим подтверждается ещё больше моя догадка, что слова песни Окуджавы пошли от жизни Блока.)

Далее Дм. Быков. «Булат Окуджава». 9 звёздочек.

9*…Двойственность, бинарность окуджавовского мира отмечена и описана многажды – он подбросил исследователям множество цитат и в том же 1982 году написал песню «Две дороги», использованную потом в фильме «Эта женщина в окне»....Лейтмотивом всей его лирики является мысль о роковом нерушимом соседстве радости и отчаяния, любови и крови («Сердцу закон непреложный – радость-страданье одно», как назвал это Блок в пьесе, само название которой содержит все тот же контрапункт: «Роза и крест»).

…Окуджаву и Блока роднит столь многое, что параллель, описанная нами, не нова. Она отмечена многими – первым был, однако, Александр Жолковский, в чьей статье «Поэтический мир Булата Окуджавы» (1979) читаем: «Перед нами некая популярная версия символизма... Окуджава как бы популяризировал достижения символизма и вообще высокой поэзии, обогатив ими песенно-поэтическую публицистику современных бардов и менестрелей»….

…Весь этот экскурс понадобился нам... для проведения главной аналогии: в русской жизни 1950—1990-х годов Булату Окуджаве выпало играть ту же роль, которая досталась Блоку. Он занял эту освободившуюся вакансию. …Именно этим типологическим сходством объясняется и одинаковость читательской, слушательской реакции на Блока и Окуджаву: их боготворили, как ни одного другого поэта-современника... Блока и Окуджаву воспринимали прежде всего как поэтов и счастливы бывали просто видеть их, только пожать руку, только получить абсолютно клишированный автограф – Блок просто расписывался, Окуджава всегда писал «сердечно»…

…Блок и Окуджава были живыми свидетельствами о небесной гармонии; ее звуки они и несли нам, не затемняя и не искажая собственной личностью, авторским отношением к сказанному.9*