Давай поиграем в жизнь?

Мартис
Эту приставку мне подарили, когда мне было 7 лет. В свое время она пользовалась достаточной популярностью и имела высокие продажи. У меня до сих пор хранится множество картриджей в коробках с цветными обложками. "Tiny Toon", "Mario", "Battletoads" и множество других. Всю жизнь я обожал бродилки и среди прочих жанров всегда выбирал именно их. В первую очередь они мне нравились сюжетом и незамысловатостью прохождения. Бежишь, прыгаешь на головы врагам, собираешь всякие бонусы, а в конце сражаешься со злодеем и спасаешь нужного человека. Так было практически всегда.
Добро побеждает зло.
Герой убивает злодея.
Герой счастлив со своей "принцессой".
Жаль в жизни это не работает. Все твои цели и мечты разбиваются о реальность. Прыгнуть на голову неприятелю, чтобы тот испарился в воздухе тут не получится, а принцессы не всегда выбегают из замков с распростертыми объятиями.

Теперь я понимал это как никогда. Теперь, сидя на съемной квартире и залипая в очередную бродилку на допотопной приставке. Теперь, когда я на грани отчисления из университета и с разбившимся сердцем. Теперь, когда моя жизнь трещит по швам, но единственное, что меня волнует в настоящий момент - не потерять последнее сердечко с жизнью в этой чертовой бродилке.

Прыжок. Удар. Еще прыжок.

Входная дверь открывается и в комнату входит Дэн. Пропахший алкоголем и вмазанный дешевыми наркотиками, он кидает портфель на диван и садится рядом. Так уж сложилось, что именно с этим человеком я снимаю эту квартиру. Общего у нас мало, но тем не менее мы как-то быстро подружились в институте и нашли общий язык. Жизнь Дэна находится на таком же социальном дне, как и моя, и если я нахожу утешение в 16-bit'ных играх, то он - в алкоголе и наркоте.

Снова прыжок. Черепаха растворилась в воздухе.

-Все играешь в свои ходилки, Макс? - спрашивает Дэн скорее из вежливости, чем для того, чтобы завести диалог.
-Да, - сухо отвечаю я, но решаю продолжить диалог, - а ты все продолжаешь пить?
-Ну а почему бы и нет? - отвечает он, - родители недавно прислали еще денег. Все думают, что я хорошо учусь и правильно питаюсь. И я не нашел лучшего способа их потратить. К тому же, когда ты по уши в дерьме, это помогает оторваться от реальности и забыться.
Дэн всегда был склонен к размышлениям о жизни и философии, понятной лишь ему одному. Чаще я с ним соглашался, чем начинал спор, чтобы выслушать очередную порцию бреда, но сегодня у меня было хорошее настроение.

Удар. Прыжок.

-Игры тоже помогают оторваться от реальности, если ты не заметил, - продолжаю я. Мой взгляд полностью прикован к экрану и на Дэна я практически не смотрю.
-Всё это ерунда, - говорит Дэн и тоже следит за персонажем на экране, - это лишь иллюзия. Иллюзия того, что все будет хорошо. Сюжет заранее определен и ты либо проигрываешь, либо приходишь к счастливому концу. Но в жизни счастливых концов не бывает. - Словно прочитав мои недавние мысли, добавляет он. - Мои же, так сказать, увлечения дают полет фантазии и уносят мое сознание куда-то за пределы этого мира.
-По крайней мере, от этих игр мне не будет никакого вреда, в отличие от твоих, "так сказать, увлечений", - цитирую его я.

Птице почти удается забрать у меня жизнь, но я вовремя выстреливаю.

-А что будет? - спрашивает Дэн. - Помог тебе Mario вернуть твою принцессу, с который ты расстался пару месяцев назад? А может Boogerman помог тебе закрыть хвосты? - Теперь его будет трудно остановить. - Оглянись вокруг, Макс. Игры - это просто маска, которую ты надеваешь, чтобы обмануть самого себя. У меня тоже немало проблем, и я тоже пытаюсь сбежать от реальности, но кому из нас это удается лучше?
-Разница в том, что ты скоро загнешься от такой жизни, а мне максимум светит проигрыш, ну, или в крайнем случае нервный срыв, если я слишком близко к сердцу приму игру, но это вряд ли, - пытаюсь защититься я.

Когда у тебя осталось одна "жизнь" очень сложно уследить за игрой и вести псевдофилософские разговоры, скажу я вам. Но пока я одолел еще
несколько врагов и собрал пару бонусов.

-Да-да-да, - отвечает Дэн. - Только не начинай морализировать на эту тему. Я же просто хочу тебе помочь, открыть тебе глаза на то, что происходит вне этого экрана с его целеустремленными персонажами. Вот смотри, давай поиграем в жизнь, - говорит Дэн, и даже напряжение из-за игры и одно сердечко не заставляют меня не посмотреть на него с удивленным и непонятным взглядом. -Да, - продолжает он, - не смотри на меня так. Представь, что жизнь - это игра, а ты в ней - один из главных персонажей. Выбирай, какой больше нравится. Тут у тебя тоже есть так называемые сердечки, бонусы и, конечно же, враги. Только вот сохранений тут нет. Если ты будешь продолжать сидеть в четырех стенах или спотыкаться о каждое препятствие, которое уготовило для тебя жизнь, то от твоих сердечек ничего не останется еще на первом уровне.

Прыжок. Уровень пройден. Я-таки добрался до босса. Осталось победить его, не потеряв последнюю жизнь.

-Ты посмотри на этих персонажей, - продолжил Дэн и ткнул пальцем в сторону экрана, - во сколько он раз меньше вот этого бугая? В десятки? Но тем не менее он сражается с ним на равных, на последнем дыхании. И все ради чего? Ради того, чтобы спасти принцессу и обрести счастье. А что делаешь ты? Сидишь дома и возводишь свои проблемы в масштабы вот этого вот босса. Только разница между тобой и героем в том, что ты-то ничего не делаешь.

Мой джойстик в руках уже дрожал. Я решил пока помолчать и дослушать его до конца. Философия Дэна доносилась до меня сквозь игру. Не знаю, насколько сильно она мне мешала, но будь моя воля, я бы повернулся, кинул в Дэна джойстик и ушел. Но сделать это мне не позволяло по крайней мере одно обстоятельство - босс, проигрывать которому я не собирался.

-Воспринимай жизнь, как одну большую игру, Макс - продолжал накалять напряжение Дэн, - закрой долги по учебе, воспринимая это как ряд уровней. Преодолей свои фобии, воспринимая это как переход на новую главу. Верни свою принцессу, воспринимая это, как сражение с главным боссом. Да, на твоем пути точно также встретятся колючки, ямы и враги, но будь сильнее, прыгай всем на головы, заставляя исчезать. Сделай так, чтобы дойти до финала, собрав как можно больше бонусов, и победи наконец босса. Босса, который олицетворяет все твои страхи и сомнения. Сделай хоть что-нибудь, МАКС! - сорвался на крик Дэн.

От внезапного возгласа я содрогнулся. Находясь между двумя мирами, один из которых происходил на экране, а другой здесь, в моей комнате, я на секунду потерял управление и этого хватило, чтобы антагонист с экрана сделал свой последний выстрел и попал в меня. Мои сердечки закончились.

Game over.

-Твою мать, Дэн, - продолжая не отрывать пустого и одновременно злого взгляда от экрана, сказал я, - почему это надо говорить именно сейчас? Почему ты приходишь и рассказываешь свою философию именно тогда, когда я почти выигрываю?! - продолжил возмущаться я.

Ответом мне было молчание. Я тяжело дыша оторвал взгляд от огромной надписи "Game over" на экране и посмотрел на Дэна. Точнее, на то место, где сидел Дэн. И без того расшатанные нервы еще больше дали о себе знать. По моему виску начал течь холодный пот. Джойстик выпал у меня из рук и, ударившись об пол, издал характерный звук. Рядом никого не было.

-Game over. - повторил про себя я.