Дао Де Дзин Лао-Цзы

Роман Николаев Буквоед
Дао - Жизнь, Природа, Путь, Бог; Де - Сила, Энергия; Дзин - Завет, Библия, Бытие.

Глава 1 - Дао-Жизнь-Бог, которое может быть описано словами, не есть постоянное Дао-Жизнь-Бог.
Имя Бога, которое может быть названо, не есть постоянное Имя Бога. Имя Бога с Веками меняется. Как меняются языки, рукописи, стереотипы, представления.
Безымянное(Пустота) есть Начало Неба и Земли, обладающее Именем(Большой Взрыв, Творец, Бог) — Мать всех вещей(людей, галактик, звезд, планет).
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную Тайну Дао-Жизни-Бога, видит Глубину и Внутренний Мир Дао-Жизни-Бога, а кто имеет страсти, видит Его только в конечной форме, видит только Его Внешность Жизни-Бога. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются Глубочайшими(Мужчины и Женщины). Переход(секс) от одного Глубочайшего к другому — дверь ко всему Чудесному, обмен Энергиями Инь-Ян есть Наслаждение и Равновесие, Счастье, Здоровье.

Глава 2 - Когда люди в стране узнают, что Прекрасное является Прекрасным, появляется и безобразное. Когда люди узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.

Глава 3 - Если не ценить Мудрецов, ученых, Великих Учителей, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца простых людей пустыми, а желудки — полными. Его управление ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа НЕ было знаний и страстей, а имеющие Знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие. Людей нужно НЕ образовывать, НЕ переполнять их Знаниями, а сразу указывать на то, что им нужно делать для создания благополучной жизни. Они сами будут учиться тому, чтобы быть успешными в создании счастливой благополучной жизни.

Глава 4 - Дао-Жизнь - Прекрасна и в применении неисчерпаемо. О глубочайшее Дао-Жизнь! Ты кажешься праотцом всех вещей(людей, галактик). Если успокоиться, обрести блаженость души и просветление сознания, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чьё оно порождение, я лишь знаю, что Оно появилось из Живой Пустоты(влагалища) и не обладает Именем. Имя Ему даёт человек, каждый раз Новое, как своему Творению, из женщины.

Глава 5 - Небо и земля не обладают человеколюбием  и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.
Разве пространство между небом и землёй не похоже на кузнечный мех? Чем больше в нём пустоты, тем дольше он действует, чем сильнее в нём движение, тем больше из него выходит [ветер, творения].
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.

Глава 6 - Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао-Жизнь — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли, мужчины и женщины. Оно существует Вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

Глава 7 - Небо и Земля — Долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными Интересами? Напротив, он действует согласно своим личным Интересам.

Глава 8 - Высшая добродетель подобна Воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Вода и есть Жизнь-Дао. Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть вежлив; в управлении страной должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку он, так же как и вода, не борется с вещами, он не совершает ошибок.

Глава 9 - Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить. Если чем-либо острым всё время пользоваться, то оно не сможет долго сохранить свою остроту. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду. Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом закон небесного дао.

Глава 10 - Если человек и Природа будут в Налаженных Круговоротах, то будет Здоровье и Процветание. Если сделать дух мягким, устранить страсти - станешь Вежливым. Если созерцание сделать чистым - то будет и просветление. Управляя страной нужно прибегать к Мудрости Природы. Мир Природы жесток, но внешне он похож на Рай. Если познать все взаимоотношения и все круговороты в Природе - станешь Мудрым Правителем. Создавать Рай-благополучие и воспитывать детей в создании Рая-благополучия, что именно они творцы своего Рая-благополучия, вот что приведет страну к Процветанию. Это и есть Величайшая Дэ-Сила.

Глава 11 - Тридцать спиц соединяются в ступице, образуя колесо, но употребление колеса зависит от Пустоты между спицами. Из глины делают горшки, но употребление горшков зависит от Пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование дома зависит от Пустоты в нём. Вот почему Полезность чего-либо имеющегося зависит от Пустоты. Чем меньше, у простых людей Знаний, чем больше Пустоты в их головах - тем более они трудолюбивы и работящи, тем более они Счастливы. Меньше знаешь - лучше спишь и больше Счастья.

Глава 12 - Нужно соблюдать меру в роскоши, избыток вкусной еды - нарушают здоровье, ослабляет тело. Лень ведёт нарушению здоровья. Естественные нагрузки, такие как: ношение воды и рубка дров ведет к укреплению тела и здоровья человека. Стремиться к роскоши и изобилию вещей опасно. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой и спокойной, в ладу с Природой и естественными нагрузками, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.

Главе 13 - Опасно быть известным и популярным. Опасно иметь всеобщее внимание. Так как человек лишается покоя и умеренной жизни. Теперь он не владеет собственной жизнью, а народ владеет его жизнью. Лучше иметь хорошую репутацию среди своих друзей и соседей, оставаясь неизвестным. Тогда ты владеешь своей жизнью и обладаешь спокойной и умеренной жизнью.

Глава 14 - Какой ты сам - то ты и видишь в Книге Природы. Какой ты сам - такова и твоя Жизнь. Какой ты сам - то ты и видишь в Жизни, в Дао, в Книге. Какой ты сам - такое у тебя и представление о Боге, о Жизни и о Дао. Какой у тебя ум и характер - то определяет и твою жизнь и твоих друзей. Не надо стремиться узнать Тайны Бытия, а надо стремиться делать Рай-благополучие на земле, дома, в стране. Предназначение человека - делать Мир Прекрасным. Не меняет Мир к лучшему, а делать Его Прекрасным. Даже самый слабый может сделать что-то прекрасное для себя и любимых. В этом и есть принципы Жизни-Дао-Бога.

Глава 15 - В древности те, кто был способен к учёности, знали мельчайшие и тончайшие детали Бытия, Неба и Природы. Но другим их глубина была неведома. Способные к Учености были чувствительные люди-Ботаники: - т.е. они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанному дереву; они были необъятными подобно долине; они были непроницаемыми подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.

Глава 16 - Ботанику-Мечтателю нужно сделать своё сердце предельно беспристрастным, твёрдо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а ботаникам останется лишь созерцать их Возвращение. Создателям-Реалистам нужно налаживать Круговороты Воды в Природе. Создавать благополучие и размножаться.
В Мире большое разнообразие вещей(людей), но все они возвращаются к своему Началу(сексу,воде). Возвращение к Началу называется Удовлетворением-Покоем, а Покой называется возвращением к Сущности(Здоровье). Возвращение к Сущности называется Постоянством. Знание Постоянства(Круговороты) называется достижением Ясности, а незнание Постоянства приводит к беспорядку и в результате к злу(войне). Знающий Постоянство(Круговороты) становится Совершенным; тот, кто достиг Совершенства, становится Справедливым; тот, кто обрёл Справедливость, становится Государем. Тот, кто становится Государем, следует Небу. Тот, кто следует Небу, следует Дао. Тот, кто следует Дао - Вечен и до конца жизни, такой государь, не будет подвергаться опасности.

Глава 17 - Лучший Правитель тот, о котором народ знает лишь Знает, что он Существует. Несколько хуже те Правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Ещё хуже те Правители, которых народ боится, и хуже всех те Правители, которых народ презирает. Тот кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела.

Глава 18 - Когда люди отвернулись от Книги Природы и Книги Неба, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда Книга Природы была заменена на бумажные книги, Мудрствование, образование, и ученость, тогда появилась и "Страна Дураков". Когда родственники в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда у Государства проблемы, тогда возникает патриотизм.

Глава 19 - Когда будет возвращена Книга Природы и устранены бумажные книги, мудрствование и ученость, то народ будет Счастливее во сто крат; когда люди узнают процессы и круговороты Мира Природы, Книги Природы и Книги Неба - тогда они увидят, что Мир людей гораздо гуманней и прекрасней. Все проблемы происходят от недостатка Знаний из Книги Природы. Поэтому нужно указывать людям, что они должны учится видеть Знания в Книге Природы и отказываться от бумажных книг или ставить их на задний план. А Книга Природы на 1 место Авторитетов.

Глава 20 - Надо избегать того, чего люди боятся. Поднимать Авторитет Книги Природы и опускать авторитет бумажных книг. Тогда радости и счастья среди людей будет намного больше. Книга Природы - объединяет людей. Она Едина для всех людей на планете Земля. Только Она сможет сделать всех людей единоверцами и единомышленниками, с чистыми помыслами. Книга Неба поможет установить в Мире Порядок.

Глава 21 - Книга Неба - это Движение Солнца и Луны. Хотим мы этого или нет - это влияет на нашу жизнь, и на нас, на времена дня и сезоны года. Остальные планеты НЕ видны. Планеты - это Генераторы Солнечной Системы. Именно от них ребенок получает заряд Небесной Энергии при рождении на всю Жизнь. Планеты-Генераторы - это Де-Сила. Книга Неба и Книга Природы подчиняются Процессам Дао.
Солнечная Система Устойчива благодаря Круговоротам планет. Жизнь Природы Устойчива благодаря Круговоротам воды в Природе. Круговорот - Главная причина Устойчивости любой Системы Дао-Бога-Жизни. Круговорот - есть Де-Сила Дао.

Глава 22 - В древности говорили: «Ущербное становится Совершенным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведёт к заблуждениям и путанице». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в Поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной. Слова древних: «Ущербное становится Совершенным...» — разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к истинному совершенству.

Глава 23 - Нужно меньше говорить, и больше делать благополучные дела. Чем меньше слов слышат люди - тем больше порядка и спокойствия в их душах. Быстрый ветер не продолжается всё утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает всё это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек. Поэтому человек служит Дао. Кто служит Дао, тот тождествен Дао. Кто служит Дэ, тот тождествен Дэ. Тот, кто тождествен Дао-Богу, приобретает Дао-Бога. Тот, кто тождествен Дэ, приобретает Дэ-Силу. Нужно делать благополучные дела помятуя, что это Небесное Дао управляет всем на Земле, а мы Его рабочие руки и ноги.

Глава 24 - Тот кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто делает большие шаги, не может далеко уйти. Кто сам себя выставляет на Свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из Дао, всё это называется лишним желанием и гнусным поведением. Таких не любят люди. Поэтому человек, обладающий Дао, этого не делает.

Глава 25 - Вот вещь, возникшая после Большого Взрыва, прежде Неба и Земли родившаяся! О беззвучная! О лишённая формы! О Великая Пустота! Одиноко стоит Она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Её можно считать Великой Матерью Вселенной. Я не знаю её Имени. Пустота не имеет Имени. Обозначу Её Иероглифом, и назову её Дао; произвольно давая ей Имя, назову её Великое, Великая Мать всех вещей. Великое — Оно в бесконечном Движении. Находящееся в бесконечном Движении - не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему Началу-Истоку. Вот почему Великое Дао, Великое Небо, Великая Земля, Велик также и ЧЕЛОВЕК. Во Вселенной имеются 4 Великих, и среди них — ЧЕЛОВЕК.
Человек следует законам земли-страны. Земля-Страна следует Законам Неба-Природы. Небо-Природа следует Законам Дао, а Дао-Бог следует Самому Себе.

Глава 26 - Тяжёлое является основой Лёгкого. Покой есть Главное в Движении. Поэтому совершенномудрый, шагая весь день, не отходит от телеги с тяжёлым грузом. Хотя он живёт прекрасной жизнью, но он в неё не погружается. Почему властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так пренебрежительно смотрит на простых людей? Пренебрежение разрушает его основу, а его торопливость приводит к потере власти. Простой народ - это основа Правительства. Правительство Процветает, когда простой народ его поддерживает.

Глава 27 - Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не пользуется инструментом для счёта. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор и закрывает их так крепко, что открыть их не возможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет верёвку, но завязывает так прочно, что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый постоянно умело ублажает души людей и не бросает их. Он всегда умеет ублажать души людей. Души людей от него в благополучии, наслаждении и равновесии, просветлении. Это называется Глубокой Мудростью. Таким образом, светлые люди является учителями темных, а темные люди это опора для светлых людей. Если темные люди не ценят светлых людей, а светлые люди не любят темных людей, то они, хотя и считают себя разумными и светлыми, погружены в тьму. Вот что наиболее важно и глубоко.

Глава 28 - Кто зная свою Мудрость и Силу, сохраняет скромность, тот подобно горному ручью становится Главным в стране. Кто стал Главным в стране, тот не покидает постоянное Дэ-Мощь и возвращается к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного Дэ и возвращается к Изначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя тайну, тот становится Главным в стране. Кто стал Главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном Дэ и возвращается к Естественности-Природе. Когда Естественность Природа и Небо превращается в средство, при помощи которого Совершенномудрый становится Вождём, Правителем то, он создаёт Великий Порядок в Стране на долгие столетия.

Глава 29 - Страна наполнена сердцами людей, которые любят Любовь и еду и хочет творить Прекрасное, что бы жить счастливо. Если в стране достаточно еды, Любви и творчества, то страна Процветает. Такой народ всегда поддержит своих Правителей, который указывает людям Путь к Процветающей Жизни. Поэтому одни люди идут, другие — следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, соблюдает меру и скромность.

Глава 30 - Тот кто служит Президенту Страны посредством военной мощи, тот не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где побывали войска, там развал и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Искусный Полководец побеждает и на этом останавливается, и он не осмеливается осуществлять насилие. Он побеждает и себя не прославляет. Он побеждает и не нападает. Он побеждает и не гордится. Он побеждает потому, что к этому его вынуждают. Он побеждает, но он не воинствен.
Человек соблюдающий законы-правила-Природы-Жизни-Страны-Неба-Дао становится долгожителем и Вечным. Кто не соблюдает законы-правила Природы-Жизни-Страны-Неба-Дао, тот погибнет раньше времени.

Глава 31 - Сильное войско — средство, порождающее несчастье. Войну ненавидят все люди. Поэтому Президент, следующий Дао-Жизни, это не использует.
Благородный Президент во время Мира предпочитает быть уступчивым [в отношении соседних стран] и лишь на войне применяет насилие. Войско — орудие несчастья, поэтому благородный Президент не стремится использовать его, он применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае Победы себя не прославлять. Прославлять себя победой — это значит радоваться несчастью людей. Тот, кто радуется несчастью людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создаётся работой и творчеством прекрасного, а несчастье происходит от разрушения прекрасного.
Слева строятся военачальники флангов, справа стоит полководец. Их встречают бурной овацией и аплодисментами. Но не следует забывать, что Война - это Великое Зло, от которой плачет и погибает множество хороших, здоровых, прекрасных людей. Потому Эпоха Света придёт лишь тогда, когда стране не нужно будет тратить большие средства на взращивание военной мощи.

Глава 32 - Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Когда Небо и Земля сливаются в Гармонии, то наступают Счастье и Благополучие, а народ без указания становится добродушным.
При установлении Порядка появились Названия. Поскольку возникли Названия, нужно знать Меру, предел в их назначении. Знание Меры позволяет избавиться от Путаницы.
Когда Дао-Жизнь-Страна находится в Мире и Гармонии, тогда всё люди становятся счастливыми, подобно тому, как цветы распускаются весной, а птицы, люди и звери радуются весеннему солнцу и теплу.

Глава 33 - Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещён. Побеждающий людей силён. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий Меру Богач. Тот кто действует с упорством, тот получает желаемое. Тот кто знает себя, тот долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Глава 34 - Великое Дао-Жизнь-Природа-Вода находится повсюду и везде. Дао-Вода может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему всё сущее рождается в Природе-Воде и Природа-Вода не прекращает своего существования. Природа-Вода совершает подвиги, но славы себе не желает. С Любовью воспитывая и вскармливая все существа, Природа-Вода не считает себя их властелином. Природа-Вода никогда не имеет собственных желаний, поэтому Её можно назвать скромной. Всё сущее возвращается к Природе-Матери, к Воде, но Природа-Мать-Вода не рассматривает Себя их властелином. Вода-Природа есть Жизнь, потому Её можно назвать Великой. Природа-Мать-Вода становится Великой, потому что Она никогда не считает себя таковой и кормит все существа.

Глава 35 - К тому, кто создаёт Прекрасный Образ - приходит весь народ. Люди приходят и вдохновляются на создание Прекрасной Жизни. Образ приносит им Мир, спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается.
Когда Прекрасный Образ выходит в виде песни - он звучит в душах людей. Когда Прекрасный Образ звучит в душах людей - они заряжены созданием Прекрасной Жизни и сам этот процесс делает их счастливыми.

Глава 36 - Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде преувеличить его. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной. Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное. Любовь и Красота сильнее любого оружия. Как рыба не может покинуть глубину, так и Правительство не должно выставлять напоказ людям свои совершенные методы управления.

Глава 37 - Дао-Жизнь-Бог-Природа-Небо постоянно стремиться Гармонии, однако нет ничего такого, чтобы Оно не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все люди будут успокаиваться сами собой. Если те, которые успокоятся, захотят большего, то я буду успокаивать их при помощи Красоты Природы. Красота Природы - простое бытие — для себя ничего не желает. Удовлетворение желаний людей приносит людям покой и счастье, и тогда порядок в стране сам собой устанавливается.

Глава 38 - Человек с высшим умом не стремится делать добрые дела, поэтому он Добродетелен; человек с низким умом навязывает другим свои добрые дела, поэтому он НЕ добродетелен; человек с высшим умом делает благополучной свою семью; человек с низким умом хочет изменить людей, и его действия навязчивы и нарочиты, и вредят людям; человек обладающий высшей нравственности стремиться понять людей, потому он Добродетелен; человек низкой нравственности хочет переделать людей "под себя", потому он НЕ добродетелен; Вот почему Заблуждение появляется только после ухода от Книги Природы и Неба; Любовь появляется — после возвращения благополучия; Справедливость — после возвращения Знания Неба-Природы; Отказ от Книги Природы и Неба — начало смуты, заблуждения, беспорядка и холодной войны.
Внешний вид — это Цветок Дао. То что его наполняет - это Глубина Дао. Поэтому совершенномудрый делает Прекрасное и не вредит. Он предпочитает первое и отказывается от второго.

Глава 39 - Вот те, которые с древних времён находятся в Единстве. Благодаря Единству Небо стало чистым, земля — плодородной, дух — чутким, вода - живой, долина — цветущей и начали рождаться все существа. Благодаря Единству Знаменитости и Кумиры становятся образцом для подражания. Вот что создаёт Единство.
Если небо не чисто, оно разрушается; если земля суха, она раскалывается; если дух не чуток, он исчезает; если долины не цветут, они превращаются в пустыню; если существа не рождаются, они исчезают; если знать и государи не являются примером благородства, они будут свергнуты.
Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи сами называют себя «одинокими», «серыми», «несчастливыми». Это происходит оттого, что они не рассматривают незнатных людей, как свою основу. Нельзя считать себя «драгоценным», как яшма, а нужно быть простым, как камень.

Глава 40 - Превращение в противоположное - есть действие Дао, Слабость - есть свойство Воды-Дао. Вода хоть и слаба, но именно от Неё и исходит вся Жизнь-Дао. В Мире все вещи и существа рождаются в воде-бытии, а бытие рождается в небытии. Пустота есть Начало и Основа Бытия.

Глава 41 - Человек высшего ума, узнав о Дао-Природе, стремится к Её благотворению. Человек среднего ума, узнав о Дао-Природе, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшего ума, узнав о Дао-Природе, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы Дао. Поэтому существует поговорка: тот кто узнает Дао-Природе, похож на тёмного; кто проникает в Дао, похож на отступающего; кто на высоте Дао-Природы, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещённый похож на сумасшедшего; безграничная добродетельность похожа на её недостаток; распространение добродетельности похоже на её расхищение; истинная правда похожа на её отсутствие.
Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы.
Дао-Природа-Жизнь открыта для всех и не имеет Имени. Природа доступна всем и Она способна всех людей накормить и привести их к счастью, богатству и здоровью. Только Природа, наша Богатая-Мама, способна дать людям три величайшие ценности бытия: питательный воздух, чистую воду и полноценную еду. И другие величайшие Богатства тоже у Ней..

Глава 42 - Дао-Вода рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Энергией Ци и образуют Гармонию и Симфонию.
Люди не любят имена «одинокий», «серый», «несчастливый». Между тем высшие люди этими именами называют себя, когда сами с собой. Поэтому люди возвышаются, когда их принижают, и принижаются, когда их возвышают. Тот кто рыбачит в море на корабле, чаще тонет от бури, чем тот кто рыбачит удочкой на мелкой воде.

Глава 43 - В Природе Вода точит камни. Вода проникает всюду и везде. Вот почему, я знаю пользу от Воды. Вода - это Жизнь. Нужно соблюдать Меру в Воде. Нельзя допускать засухи или наводнения. Водный баланс - есть Процветание. Природа есть Учение, в котором нет слов, для передачи знаний. В Природе все явления нужно воспринимать и понимать Образами, а не словами.

Глава 44 - Лучше умереть за Свободу, чем жить в рабстве. Лучше умереть за Любовь, чем никого никогда не любить. Лучше делать благотворительность, чем умереть в золоте. Тот кто знает меру, у того не будет неудачи. Тот кто знает себя и свой предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долгожителем.

Глава 45 - Великая Правда - похожа на Ложь. Великая Ложь - похожа на Правду.
Великий Мудрец - похож на Глупца. Великий Глупец - похож на Ученого.
Простая Истина похожа на Заблуждение. Заблуждение похоже на Великую Ученость.
Движение и работа побеждает холод, покой побеждает усталость.
Покой сменяет Движение, Движение сменяет Покой.

Глава 46 - Когда в стране люди верят в Книгу Природы и пермакультуру, земля становится плодородной и урожайной; когда в стране отсутствует вера в Книгу Природы, земля становится пустынной, а урожаи скудными. Уход от Книги Природы ведёт к заблуждениям, войнам, болезням. Потому тот, кто верит в Книгу Природы всегда делает себя и Мир Прекрасным. А те кто не верят в Книгу Природы - разрушают его.

Глава 47 - Не выходя со двора, можно познать Мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познаёт [всё]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.

Глава 48 - Кто учится и развивается, тот растёт с каждым днём. Кто служит людям и Природе-Матери, тот делает себя и Мир Прекрасными. Тот кто способен на глубокую медитацию - тот достигнет Глубины Дао, тот познает себя и Мир. Тот кто действует на поверхности Дао, тот успешно совершает бытовые дела и размножается.

Глава 49 - Сердце Совершенномудрого состоит из сердец народа. Добрым он делает Добро, а недобрых наказывает. Таким образом и воспитывается Добро в стране. Всем людям он говорит приятные красивые слова. Таким образом воспитывается вежливость и благополучие в стране. Совершенномудрый живёт в мире спокойно и в своём сердце собирает любовь людей. Он смотрит на людей, как на своих детей. Совершенномудрый даёт людям Жить собственной жизнью.

Глава 50 - Люди рождаются, живут и умирают - улетают в Царствие Неба, потом снова спускаются за Землю, в Царствие Природы и снова рождаются, через новую женщину в Мир людей. Люди обладающие СВЯЗЬЮ с Природой и Небом - это знают, а заблудшие люди этого не знают. Вот почему важно верить в Книгу Природы и в Книгу Неба Дао.

Глава 51 - Дао-Природа порождает все организмы, Сила Природы вскармливает их. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет человека, который бы полностью порвал бы СВЯЗИ с Природой, и не ценил бы еду, воду, воздух порождаемых Природой. Еда, вода, воздух - это СВЯЗЬ с Природой-Матерью. Дао-Природа почитаема, Сила Природы ценима, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.

Дао-Природа порождает организмы, Сила Природы вскармливает их, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать — вот что называется глубочайшим Дэ-Силой Природы-Матери.

Глава 52 - Творящая Пустота - есть Начало, и Она — Мать и Творец Вселенной. Когда будет постигнута Великая Мать, то можно узнать и её детей. Когда уже известны её дети, то снова нужно помнить о их Матери. В таком случае жизнь людей в безопасности.
Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение чистоты называется мудростью. Следовать сиянию Жизни-Дао, постигать его глубочайший смысл, не навлекать на людей несчастья — это и есть соблюдение постоянного благополучия.

Глава 53 - Если бы я владел знанием, то шёл бы по лесной дороге с фонариком. Единственная вещь, которой я боюсь, — это потерять фонарик. Большая Тайга Велика и обширна, и когда наступает Ночь народ может заблудится в лесу без фонарика. Потому они следуют за тем у кого фонарик и там где светится Свет. Если заблудшие люди начинают воевать портить лес и тайгу - это является нарушением Дао-Природы. А человек с фонариком им кажется глупцом.

Глава 54 - Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того нельзя свалить. Сыновья и внуки вечно сохранят память о нём.
Кто совершенствует Дао внутри себя, у того добродетель становится искренней. Кто совершенствует Дао в семье, у того добродетель становится обильной. Кто совершенствует Дао в деревне, у того добродетель становится обширной. Кто совершенствует Дао в Царстве, у того добродетель становится богатой. Кто совершенствует Дао в Поднебесной, у того добродетель становится всеобщей.
По себе можно познать других; по одной семье можно познать остальные; по одной деревне можно познать остальные; по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать всю Поднебесную. Каким образом я узнаю, что Поднебесная такова? Поступая так.

Глава 55 - Просветленный похож на новорождённого. Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит Дао крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он очень чуток. Он поёт весь день, и его голос не изменяется. Он совершенно Гармоничен.
Знание Гармонии называется Постоянством. Знание Постоянства называется Мудростью. Обогащение Жизни называется Счастьем. Стремление управлять чувствами называется упорством. Существо, полное сил, стареет — это называется нарушением Дао. Кто Дао-Жизнь не ценит, тот погибает раньше времени.

Глава 56 - Знающий - не говорит. Говорящий - не обладает Знанием. Знающий - не доказывает. Доказывающий - не обладает Знанием. Поверхностные люди - разговорчивы. Глубокие люди - молчаливы. Глубокие люди - обладают Знанием. Поверхностные люди - не обладают Знанием. Глубокий человек скромен и не выставляет себя на Свет. Все думают, что Жизнь бушует на Поверхности, а не видят глубокой Жизни на Глубине. Истина находится на Глубине. На Поверхности есть только Заблуждение.

Глава 57 - Страна управляется справедливостью и законами, война ведётся хитростью. Поднебесную получают во владение только Глубокие люди. Откуда я знаю всё это? Вот откуда: когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
Поэтому совершенномудрый говорит: «Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении; если я спокоен, народ сам будет исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным».

Глава 58 - Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в хитрость, добро — в зло. Человек уже давно находится в заблуждении. Поэтому люди должны возвращаться к своим корням, искать свои истоки, искать Священные Знания, которые есть в Вечной Книге Природы.

Глава 59 - Управляя людьми нужно использовать знания их Книги Неба. Книга Неба и Книга Природы должно стать Главными Книгами Страны. Оно называется совершенствованием Дэ-Силы. Совершенствование Дэ-Сила — Всепобеждающе. Всепобеждающее обладает неисчерпаемой Силой. Неисчерпаемая сила дает возможность овладеть Страной. Сделать Страну Богатой и Счастливой.
Книга Неба и Книга Природы при помощи которых управляется Страна, долговечно и называется глубоким и прочным, Вечно существующим Дао.

Глава 60 - Управление Страной напоминает приготовление Пирога, по рецепту из Большой Кулинарной Книги. Если Страной управлять, посредством Книги Неба и Книги Природы, то будет везде Порядок и благополучие. Злые духи не будут действовать, они не смогут путать и пугать людей, уводя их в заблуждение. Мужчины и Женщины не будут бороться друг с другом. Поскольку мужчины и женщины не станут бороться друг с другом, выясняя кто из них Главный, их Сила-Де соединятся друг с другом. Небо и Земля Соединяться в Единое Целое. Мужчины и Женщины Соединятся в Единое Счастливое Целое.

Глава 61 - Самка всегда убедительна для самца, а потому что с легкостью воспринимает его превосходство над собой. Самец при этом ощущает себя Героем и способным на многое, когда самка позволяет ему быть Главным. Мужчина расцветает как Дерево, которое орошается водой. Вода всегда ставит себя ниже всех остальных, при этом вода является главной причиной Процветания и Жизни Государства. Деньги всегда ставят себя ниже всех остальных, при этом деньги являются главной причиной Процветания Государства. Вода - это Жизнь в Природе. Деньги - это Жизнь в Городе. Вода и Деньги подобны. Женщина подобна Воде - является главной причиной Процветания Мужчины. Но если женщина ставит себя выше мужчины, то мужчина погибает, как утопленник, которого накрывает волна. А страну настигает наводнение и развал. Потому секрет в управлении людьми в стране, лежит в правильном управлении водой в стране. Нельзя допускать засухи или наводнения в стране. Водный Баланс - главная причина Процветания Государства и счастья людей.

Процветающее Государство и счастливые семьи — там где создан Водный и Денежный Баланс.

Глава 62 - Круговороты Дао - Глубокая основа всех Систем. Нужно налаживать Круговороты, если где-то не ладно. Круговороты, Равновесие и Баланс - это формула долговременной Счастливой и Здоровой Жизни Систем и всего Государства. Государь поставлен поправлять мысли людей и круговороты систем.

Глава 63 - Великое состоит из малого, а многое — из немногого. Преодоление трудного начинается с лёгкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из лёгкого, а великое — из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем самым он совершает великое. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия. Где много лёгких дел, там много и трудных. Поэтому совершенномудрый относится к делу, как к трудному, поэтому он не испытывает трудности.

Глава 64 - То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего ещё нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда ещё нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
Тот кто действует — тот потерпит неудачу. Потому действовать можно только с хорошими данными. Кто чем-либо владеет — потеряет. Потому нужно быть благоразумным. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.

Глава 65 - В далекой древности те, кто следовал Дао, не просвещали народ, и не стремились дать людям больше знаний. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Простодушный народ, у которого есть только элементарные знания и простые Истины - счастливый. А заумный знающий народ - несчастный. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. Знание этого примера есть знание глубочайшей Истины. Глубочайшая Истина, Она внутри нас. Она лежит у Истоков Знаний. Истина есть Простота. Уход от Простоты ведет к Несчастью.

Глава 66 - Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать вниз. Поэтому они властвуют над равнинами.
Когда совершенномудрый желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

Глава 67 - Все говорят о том, что моё Дао велико и не уменьшается. Если бы оно уменьшилось, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Не уменьшается потому, что оно является Великим.
Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое — это человеколюбие, второе — бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым. Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным вождем.
Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, тот погибает. Кто ведёт войну человеколюбиво, побеждает, и возведённая им оборона неприступна. Небо его спасает, человеколюбие его охраняет.

Глава 68 - Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага первым не нападает. Умеющий управлять людьми, не ставит себя в низкое положение. Это я называю Силой, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу Дао.

Глава 69 - Древняя Мудрость гласит: Учитесь у Мудрой Природы - Её Законам, Её Порядкам и Её умениям. Круговороты Природы - основа всех Долговременных Систем. Книга Природы Мудра и тот кто учится читать Её становится совершенным.

Глава 70 - Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществлять. В словах имеется начало, в делах имеется главное. Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.

Глава 71 - Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.

Глава 72 - Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа], тот не будет презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышение.

Глава 73 - Кто храбр и воинствен — тот погибает, кто храбр и не воинствен — тот будет Жить. Эти две вещи означают: одна — пользу, а другая — вред. Кто знает причины того, что Небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно и совершенномудрому.
Небесное Дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами, людьми]. Сеть Природы редка, но ничего не пропускает.

Глава 74 - Если народ не боится смерти, то его нельзя поработить. Кто заставляет людей бояться смерти и считает это занятие увлекательным, того я захвачу и уничтожу. Нельзя людей пугать Смертью. Смерть - это дверь ко всему чудесному.
Жизнь питается смертью растений и животных. Одновременно порождая их. Смерть кормит Настоящее и дает дорогу Будущему. Смерть Прошлого очищает Настоящее и порождает Будущее.

Глава 75 - Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны. Народ презирает смерть оттого, что у него слишком сильное стремление к жизни. Тот, кто пренебрегает своей смертью, тем самым ценит свою жизнь.

Глава 76 - Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти сухой и гнилой. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — гибнет, а нежное и слабое — начинает жить. Зубы твердые, крепкие - гибнут. Язык десны - живут долго. Потому омоложение - есть обновление клеток, зарастание новорожденными клетками. Нельзя допускать сухость и гниение тела. Нужно тело омолаживать, обновлять, новорожденные клетки порождать - в этом закон долголетия.
Гибкое дерево на ветру качается, а крепкое дерево ломается. Сильное и крепкое не имеет того преимущества, какое имеют нежное и слабое, гибкое. Потому женщины живут дольше мужчин.

Глава 77 - Небесное Дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдаёт отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное Дао-Природы распределяет воду по всей поверхности. Вода это Жизнь. В морях и океанах есть Жизнь. На суше есть жизнь, когда там достаточно воды. Засуха и наводнение - разрушает Жизнь. Потому нужно следить за равномерным распределением воды. Так же Цивилизация разрушается, когда возникает большая разница между богатством богатых и бедностью бедных. Что похоже на наводнение и засуху.

Глава 78 - Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твёрдое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому совершенномудрый говорит: «Кто принял на себя унижение страны — становится Государем страны, и, кто принял на себя несчастье страны — тот становится Героем страны».
Правдивые слова похожи на свою противоположность. Истина всегда Парадоксальна.

Глава 79 - После взрыва Революции идут тяжелые голодные годы. Как можно назвать это Добром? Потому налаживать дела в стране нужно спокойно и мягко, постепенно меняя дела к лучшему. Следуя в правильном Направлении счастливой Мечты. Совершенномудрый даёт клятву, что он не будет никого порицать. Добрые стремятся к соглашению, а недобрые — к разрушению. Небесное Дао-Природа относится ко всем одинаково, но всегда на стороне Добрых.

Глава 80 - Пусть государство будет маленьким, а население редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть люди снова развивают науку Пермакультуру. Пусть пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга.

Глава 81 - Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не Доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдаёт другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого — это деяние без борьбы.
____________________________________________________

Примечания
1. Согласно Лао-Дзы, все социальные явления, поступки людей должны быть подчинены естественной необходимости. Поэтому он отвергал конфуцианское понятие жень — «человеколюбие», считая его чуждым сущностной природе человека, а требование его соблюдения — неоправданным вмешательством в жизнь общества.

2. Слишком много законов, с точки зрения Лао-Цзы, опасно для государства.

3. Всеобщее образование не порождает умных людей, а лишь отнимает детские годы радости.