Конец императора алхимиков

Виктор Еремин
Рудольф II Габсбург был внучатым племянником импера-тора Карла V и двоюродным племянником испанского короля Филиппа II. Отец его, император Священной Римской империи Максимилиан II, отправил одиннадцатилетнего сына на воспитание ко двору Филиппа II. Там мальчика отдали под надзор иезуитов. Сурово-клирикальная, но одновременно высокоинтеллектуальная и преисполненная любви к искусству, литературе и мистике атмосфера, сложившаяся вокруг испанского короля, оказала на подростка неизгладимое впечатление. От природы обладавший глубоким умом, сильной волей и интуицией, Рудольф вырос убеждённым католиком и мистиком. При этом особую роль в его умственном настрое сыграла живопись Иеронима Босха — любимого художника Филиппа II. Картины Босха полны загадочной и эффектной алхимической символикой. И Рудольф на всю жизнь проникся идеями алхимии и астрологии, посвятив себя и все свои огромные возможности поиску философского камня.

Будучи старшим мужчиной в имперской ветви Габсбургов, с осени 1572 г. он начал поэтапно занимать монаршьи престолы: сперва в Венгрии (большая часть страны была тогда завоевана Османами), в 1575 г. стал королём Богемии (Чехии), в октябре 1576 г. — эрцгерцогом Австрии, а в ноябре того же года был избран императором Священной Римской империи. Так во главе почти всей Центральной Европы оказался интеллектуал-мистик, перед которым стояло решение двух жизненно важных и чрезвычайно сложных задач: организация общеевропейского отпора турецкой агрессии и противостояние быстро распространявшемуся протестантизму.

Испанский король Филипп II был настоящим абсолютным монархом, его воле беспрекословно подчинялись все. В империи отношение к императору было совершенно иное, и это изначально чрезвычайно угнетало Рудольфа II. Не повезло ему и в том, что из пяти родных братьев лишь один Эрнест, с которым Рудольф обучался в Испании, поддерживал старшего брата. Остальные четверо относились к императору враждебно. Особенно выделялись третий по старшинству брат Матиас (Матвей) — человек агрессивно честолюбивый, жаждавший высшей власти — и младший брат кардинал Альбрехт VII Австрийский*, который всю жизнь подвязался на высших должностях при испанской короне.
______________________
* Альбрехт VII был большим ценителем искусств и покровительство-вал П.П. Рубенсу.

Когда Рудольф II занял лучшие из доступных имперским Габсбургам престолы, Матиас почувствовал себя несправед-ливо обделённым, однако сил тягаться с императором пока не имел. В 1577 г. гордец принял тайную делегацию католиков из Южных Нидерландов, и на следующий год был неожидан-но для всех призван штатгальтером этих враждебных Испа-нии территорий. Однако молодой человек, рассчитывавший на власть, оказался под гнётом анархически настроенной ари-стократии. Продержался штатгальтер недолго, и в 1581 г. не-солоно хлебавши, вернулся домой.

Впрочем, не только ссора с нидерландцами заставила Ма-тиаса перебраться в Вену. Жёсткий конфликт Рудольфа II с личным окружением и имперской аристократией в первые же годы его правления тяжко отразились на здоровье монарха. Особенно повлиял на него провал указа 1578 г. о том, что ка-толичество повсеместно является господствующей и обяза-тельной религией — население его откровенно проигнориро-вало.

Рудольф II заболел. Диагноз поставить не удалось, но в том, что это было сильнейшее нервное расстройство, ныне не сомневается никто. Предположительное выздоровление боль-ного относят к 1581 г. Но с этого времени император навсе-гда стал человеком замкнутым, подозрительным, раздражительным и очень вспыльчивым. Он постоянно ожидал либо отравления, либо сглаза. Распространялись слухи, будто Рудольф II безумен, поскольку унаследовал болезнь своей прабабки по испанской линии Хуаны Безумной, и Матиас поспешил домой в расчёте заполучить хотя бы одну из корон брата.

Тем временем (точнее — в 1583 г.) Рудольф перенёс свою резиденцию из Вены в Прагу — подальше от семьи Габсбур-гов, венского двора и аристократов. Там император окружил себя алхимиками, гадалками, астрономами-астрологами, ма-гами, живописцами и поэтами. В перестроенном дворце в Пражском Граде он собрал огромную коллекцию живописи, скульптуры, учредил Кунсткамеру с собраниями древних ру-кописей (в их числе была таинственная рукопись Войнича), драгоценных камней и минералов, монет и всяких редкостей, составил неслыханно большую для того времени библиотеку.

Именно с тех пор Рудольфа II прозвали императором ал-химиков, а Прага утвердилась в мире как столица и место па-ломничества колдунов и чернокнижников. Согласно легенде, при Рудольфе II поселился в Праге престарелый Фауст, отту-да через дыру в потолке его дома унёс чернокнижника в пре-исподнюю Мефистофель. Дыру эту по сей день показывают любопытствующим.

На самом деле при дворе Рудольфа II трудились такие ве-ликие астрономы, как Иоганн Кеплер и Тихо Браге. На сред-ства императора были сделаны многие выдающиеся научные открытия. Правда, философского камня мудрецы так и не на-шли. Зато, опять же по легенде, при покровительстве Рудоль-фа II прославленный в истории маг, глава пражской еврей-ской общины рабби Лёв Бен Бецалель якобы создал и оживил жуткого монстра Голема — гигантского глиняного человека.

Короче, нет ничего удивительного в том, что история со-хранила образ Рудольфа II как императора-безумца, не же-лавшего заниматься государственными делами, но предпочи-тавшего жить исключительно в романтическом мире ис-кусств и тайных знаний, подальше от мира человеческих страстей.

Зато человеческий мир отрекаться от императора не соби-рался. Протестанты, которые составляли большинство его подданных, были недовольны политикой рекатолизации, ко-торую упорно проводил Рудольф II. Османы же готовили большой поход против неверных.

Собрать коалицию христианских государств, чтобы дать отпор агрессору, не удалось. В 1593 г. полчища султана Му-рада III неожиданно вторглись в венгерские земли*. Война с переменным успехом затянулась на долгие пятнадцать лет. Причём на первом этапе имперцам удалось занять почти всю Венгрию и Трансильванию. Освобождение от османского ига облегчения местному населению не принесло — Рудольф II немедля начал проводить насильственную рекатолизацию местных протестантов, составлявших большинство.
___________________________
* Границы Османской империи и Священной Римской им-перии в конце XVI в. проходили посередине Венгрии.

Во внутренних неурядицах Рудольф II тоже поначалу ори-ентировался исключительно на католиков. Партию католиче-ской «новой волны» возглавлял некто Иржи Попел. Импера-тор был доволен его службой и наделял вельможу всё боль-шими и большими полномочиями, пока в 1594 г. вдруг не был раскрыт заговор Попела, намеревавшегося убить Ру-дольфа II и захватить чешскую корону. Предателя арестовали и пожизненно заточили в подземелье мрачного замка Локет. Однако моральный удар оказался столь сильный, что с императором случился очередной приступ нервической болезни: он перестал доверять даже ближнему окружению и возненавидел обязанности повелителя огромной страны. Отныне Рудольф начал нарочно вносить неразбериху в подававшиеся ему на подпись документы, даже прятал их от служителей его собственной канцелярии. Правда, отказываться от власти тоже не собирался, полагая себя избранником Божьим. С тех пор в безумии Рудольфа II уже мало кто сомневался.

Главный удар по императору был нанесён венгерскими* протестантами под руководством видного трансильванского аристократа Иштвана Бочкаи.
___________________________
* Точнее будет сказать словацкими протестантами, поскольку Словакия тогда входила в состав Венгрии.

В 1604 г., в целях духовного укрепления воюющего насе-ления, Рудольф II повёл оголтелую борьбу против венгерских еретиков. В ответ вспыхнуло крупное национальное анти-габсбургское восстание, опиравшееся на поддержку султана Ахмеда I… Более всех восстание обрадовало братьев импера-тора. Эрцгерцоги Матиас и Максимилиан (четвёртый по старшинству брат) тайно собрали имперских Габсбургов и добились семейного признания Рудольфа II душевнобольным, в связи с чем усмирение венгерского восстания без уведомления императора поручили Матиасу.

Самозваный «регент» пошёл на большие уступки повстан-цам Бочкаи. В 1605 г. Матиас подписал Венский мир, по ко-торому в Венгрии объявлялась свобода вероисповедания, са-мого Бочкаи признавали князем Трансильвании и уступали ему на время его жизни ряд имперских территорий. Вос-стание завершилось. Правда, Бочкаи торжествовал лишь год. В декабре 1606 г. он был отравлен собственным канцлером Михаем Котеем. Причастен ли к этому убийству эрцгерцог Матиас — неизвестно.

Взбешённый непослушанием собственной семьи, Рудольф II отказался признать Венский мир и подписанный следом мирный договор с турками. И тогда в 1608 г. Матиас вступил в конфедерацию с австрийскими, венгерскими и моравскими сословиями и во главе мощной армии пошёл войной на Прагу. Чехи не предали своего короля — поддержали Рудольфа. Скрепя сердце, в том же 1608 г. император был вынужден утвердить все документы, подписанные от его имени Матиасом, и отдать ему корону Венгрии и эрцгерцогство Австрию. Под скипетром Рудольфа II осталась только Чехия, титул же императора никакой власти не давал, а потому был номинальным.

Отныне месть Матиасу стала главной целью жизни стар-шего брата. Ко всем бедам добавились капризы чешских про-тестантов. В 1609 г. они представили Рудольфу II т.н. акт о политических и религиозных правах чешской нации. Понача-лу император возмутился, отказался его признать, но чешская аристократия принудила его к капитуляции. С тех пор уже вся Чехия стала для Рудольфа II объектом мести.

Император долго плёл интриги, вёл широкую переписку, и вот, наконец, представился удачный случай. У имперских Габсбургов имелся двоюродный брат Леопольд — князь-епископ в Пассау*. Под обещание Рудольфа сделать его на-следником престола, этот авантюрист собрал десятитысячное войско головорезов и в 1611 г. вторгся в Чехию. Грабя и на-силуя мирное население, воинство Леопольда ринулось на столицу, взяло штурмом Малую Прагу и устроило там дикую бойню. Однако, узнав, что к Праге спешит войско Матиаса, наёмники предпочли не вступать в бой и бежали.
___________________
* В Средние века Пассау был городом-епископством на территории Баварии в составе Священной Римской империи.

Тогда-то и открылось участие Рудольфа II в заговоре про-тив чешского народа. Предводитель национального ополче-ния чехов, знатный вельможа Индржих Турм чуть ли не силой принудил Рудольфа отречься от чешского трона в пользу Матиаса. Едва брат-победитель вошёл в Прагу, как земский сейм провозгласил его королём Чехии. Коронация Матиаса проходила в соборе св. Вита, а празднества по сему поводу — в южном крыле Пражского Града. В северном же крыле в тот час метался в бессильной злобе и зависти бывший король, но ещё император Рудольф II. Позднее он пытался восстановить против Матиаса германских князей — безрезультатно.

20 января 1612 г. Рудольф II умер на шестидесятом году жизни от инфекционного лёгочного заболевания. В июне 1612 г. взошёл на престол Священной Римской империи Матиас Габсбург, который семимильными шагами повёл Европу к самой ужасной войне XVII столетия — Тридцатилетней. Историки её нередко называют первой мировой войной в истории человечества.