Сергей Фаустов об итогах премии ЭХО

Сергей Фаустов  о премии «Эхо»
(речь на церемонии 29 сентября 2017г. в  музее «Литература. Искусство. Век ХХ»)

Вынужден объявить, что в этом 2017 году впервые прошел конкурс на соискание премии для  критиков «Эхо». Конкурс  всероссийский, по инициативе Союза  российских писателей.  В  составе  премиальной  комиссии  Ирина  Василькова, поэт, прозаик, эссеист  из Москвы, неоднократно принимала участие в фестивале  «Плюсовая  поэзия». Также Светлана Воробьева,  кандидат  филологии,  доцент  кафедры русской  литературы  Волгоградского  университета. И я, Сергей  Фаустов, член  СРП, председатель премиальной комиссии.
Когда конкурсы  проводятся бюджетными вышестоящими структурами, министерствами, госслужбами, учебными  заведениями, у них есть цель расшевелить сонное царство студентов, которые очень сопротивляются участию в конкурсах. Когда, как  в данном случае, конкурс  проводит общественная некоммерческая организация, тут другая цель.  В современной литературной  среде, с ее  активностью, все бурлит, и так  много конкурсов, требуется найти статус, некую опору.
Так  вот,  конкурс состоялся, в этом году он был посвящен анализу творчества Галины Щекиной, для которой этот год был  юбилейный, а на следующем витке, на следующий год, и  тема, и круг авторов будут шире.
На  конкурс  прислано 7  работ. Не все  работы можно  рассматривать  как  опыт критики, но каждую работу можно считать опытом творческого акта.  Как  таковая  критика сейчас практически исчезла, и это глобальное явление, я об этом писал в  «Гуманитарных экспериментах». Как  говорят о  современных  искусствоведах, "они демонстрируют искусство письма, но  избегают  художественной критики". Автор этого высказывания Бен  Дэвис, редактор  сетевого журнала «Артнет»,  назвал  этот  процесс  «затемнением».
Тут  важна не только критика  как  жанр,  но  своеобразие  подходов. Вот краткий  обзор  работ-участников.
Анастасия  Астафьева – прозаик  и член  союза, дочь Виктора  Петровича Астафьева, живет  в  С-Петербурге.  Она пишет, плотно, насыщенно, что само по себе интересно. Цитата из  работы Астафьевой:
«Люди, проходящие сквозь Щекину-писателя, не исчезают бесследно, они нанизываются на нить ее жизни, и чем больше соприкосновений, тем эта нить длиннее и богаче». По  насыщенности  художественными образами это  работа  самая значительная.
Инна  Белозерова (Ермилова) преподаватель  из  Вологды, написала  работу о  себе, о том, как она  сама  менялась под  воздействием  произведений  Щекиной: «За короткое время обучения в литературной студии я получила огромный пласт знаний. В том числе и о своём внутреннем мире, который, как оказалось, существовал во мне сам по себе и, возможно, так и не раскрылся». «Непременными атрибутами творчества Галины Щекиной являются ирония или даже сарказм.
Для описания эмоционального состояния героев автор часто использует музыку, которая звучит на крохотных кухоньках, соседствуя с кастрюлями и другой утварью, и в этом протест против повседневности, постылого быта».

Александр  Дудкин, лесничий, поэт, краевед, живет в  глухом  лесу Кадуйского района - член  союза, сотрудничает  в  районной  газетой. Человек  философского склада, тихий, спокойный, и необходимость  писать рецензии так  его  будоражит, что  это труда  ему  стоит, будто рука  его  дрожит. Цитата: «Щекина написала и не рассказы вовсе. Это письма. В них невозможно много интима, в них в избытке того, о чём говорится обычно шёпотом или под присягой, под обещания не говорить об этом никому, никогда. Они, рассказы-письма, и состоят в основном из выяснения отношений, упрёков и оправданий».
Следующий  рецензент Роман  Красильников.  Кратко и понятно обрисован   литературный  процесс с  его необычными особенностями, потом  от  общей  картины  переходит  к  повести   «Тонкая  Граня».
«Галина Щекина имеет непосредственное отношение к сегодняшнему подъему вологодской литературы. «Организация литературных объединений («Ступени», «Лист»), нового писательского союза, создание нескольких романов, множества рассказов, стихотворений – все это и многое другое позволяет говорить о феномене Щекиной как о неотъемлемой части, как минимум, региональной культуры... И здесь концовка выглядит, скорее, завязкой следующего рассказа, чем акцентированной «точкой» в произведении. По всей видимости, это «фирменный» прием писательницы – оборвать повествование так, чтобы создалось впечатление неоконченности жизни. Это вполне реалистично, но, на мой взгляд, не вполне «литературно».

Василий  Макаров, наверно ближе   других  подошел  к реализации  проекта, представив  текст, в котором  сравнил  роман Щекиной  «Несвадебный  марш» с романом Анчарова...
Он использовал инструмент сравнения и получил неожиданные выводы.
"Роман Галины Щекиной «Несвадебный марш» увидел свет в издательстве «ДиректМедиа» в 2017 году. Галина Щекина является известным и многоопытным прозаиком,  тяготеющим к крупной прозе.
Роман даёт некоторый эффект, подобный эпическим произведениям типа «Саги о Форсайтах». В  числе других  критериев дань времени: «За время повествования романа сменились эпохи, распалась одна страна и на её обломках построили новую. А в романе только и можно, что определить период дефицита с талонами, причём определить исключительно по пищевому вопросу. И если героине романа Валентине позволительно «закрыться» в своих проблемах и переживаниях, то автору такую незаинтересованность окружающим миром так легко простить уже нельзя».

Светлана  Чернышева,  выпускница  филфака и   библиотекарь в  детской библиотеке, а потому ее рассуждения предметны, это модель организации чтения с обсуждением прочитанного. Она написала готовое методическое учебное пособие, которое можно прямо сейчас внедрять в учебный процесс. Если бы критерием конкурса "Эхо" было создание методики, то эта работа непременно получила бы первое место. Цитирую: «Какой эпизод  из повести Щкекиной «Хоба»  вам наиболее запомнился? Почему?
Какие чувства у вас вызвал главный герой произведения Макс Хоботов?» 
Не надо что-то  придумывать, тут все  уже готово. Поставлены  вопросы и сразу  даны ответы.
Следующий рецензент - Людмила  Якушева -  культуролог, кандидат  наук, доцент университета. Она написала очень познавательно  о феномене  Щекиной в общественном  плане. Есть и обобщения, для которого она использовала перефразированное высказывание Лотмана.
«В  текстах Щекиной при детальном рассматривании можно уловить универсальные законы любого творческого акта. Новое поколение, способное к изменению российской действительности, может воспитать женщина только пишущая».

Итоги

В заключение отмечены дипломами финалисты конкурса:  С.Чернышева, В. Макаров,  Л. Якушева, А. Астафьева. Премию «Большое Эхо» (7000 руб.) и диплом лаурета получил Роман Красильников. Всем  были вручены  подарки от  издательства «Время» - томики  поэтической   серии. Сюрпризом  оказались подарки от  фирмы-спонсора  «Шоколадкино»:  шоколадные  наборы с  символикой премии  «Эхо». Ознакомиться с  конкурсными работами  можно в ближайшем выпуске  журнала «Листва» № 15.


Фотосьемка и аудиозапись  Светланы  Лютовой, ВОАНПИ


Рецензии