Бизнес-проект Покорми рыбок

Кулаков Николай
               Бизнес-проект «Покорми рыбок»
          Полуфантастический рассказ тему малого и среднего предпринимательства.



Начальство приехало за полчаса до открытия как всегда неожиданно. Сурен Саркисович по своим каналам информации знал ещё неделю назад, что учредитель планирует в его бизнес-центре инспекцию, но всё равно внутри всё съёжилось в комок, когда он увидел как начальственный «Геленваген» въезжает на стоянку. Дела центра на фоне общего кризиса шли ни шатко, ни валко – арендаторы менялись как узоры в калейдоскопе, часть помещений пустовала, прибыль от центра неуклонно падала, хозяйская аптека едва сводила концы с концами, и только кинотеатр и ресторан ещё кое-как держались. Сурен Саркисович вспомнил засорившийся унитаз на третьем этаже, закрывающийся за нерентабельностью детский магазин «Манюня», чердак, забитый аквариумами с чёртовыми рыбками, и ещё кое-что ничем не прикрытое. Он вздохнул, и мужественно пошел навстречу начальству, непременному клистиру с патефонными иголками и лекции о том, как надо вести бизнес.
- Здравствуйте  Вардан Вараздатович, - поприветствовал начальство Сурен Саркисович, - Кофе?
Вардан Вараздатович отказался от кофе и сразу же пошел по этажам, мрачнея с каждой секундой. Пожарный гидрант,  отскочившая плитка, строительный мусор, перегоревшая лампа, грязь на лестнице – всё было замечено. Сурен Саркисович в меру своих возможностей давал пояснения по поводу непорядка, но, судя по молчаливости начальства, не убедил его ни в чём, кроме собственной бесхозяйственности.
«В конце концов,  бюджет на содержание здания сократили третий раз за год» - раздраженно подумал управляющий и замолчал.
Под конец обхода мужчины оказались у входа в кинотеатр. Там в темноте холла стоял подсвеченный изнутри аквариум с надписью «покорми рыбок». Настроение  Вардана Вараздатовича  окончательно испортилось. Разрешение на проект был его собственной инициативой и сейчас он приносил сплошные убытки, а сколько аквариумов попрятано по чердакам и подвалам и вспоминать не хотелось…
«Больше миллиона рублей» - мрачно подумал Вардан Вараздатович – «Чёрт дёрнул меня согласится на такую …» - тут мысль его запнулась в поисках слова поприличнее, и не найдя такового, беспомощно развела руками. То, что в точно таком же положении оказалось полгорода, ничуть не утешало.
Когда на рынке появилась фирма «Бермудский треугольник» со своим бизнес-проектом «Покорми рыбок» её никто не воспринял всерьёз. Ну кто будет тратить деньги на то чтобы нажать кнопку и всыпать в аквариум пригоршню корма, а потом смотреть как бестолковые рыбы  его поедают? Вардан Вараздатович тоже не верил в жизнеспособность проекта, но  бесплатное оборудование и скидки на корм сделали своё дело – в конце концов, он решился установить аквариум в одном из своих бизнес-центров.  Мельтешение сотен неоновых рыбок завораживало посетителей, и против ожидания кормили их часто, проект начал приносить прибыль. Постепенно аквариумы появились почти во всех бизнес-центрах, кинотеатрах, ресторанах и даже магазинах. Контракт с «Бермудским треугольником» стал само собой разумеющимся для мало-мальски успешного бизнеса и аквариум «Покорми рыбок» стал такой же обыденной вещью, как и кофейный автомат. Потом грянул кризис, денег на рыбок не стало ни у бизнесменов, ни у клиентов, а «Бермудский треугольник» втрое взвинтил цены на корм для рыбок. Аквариумы в момент стали убыточными и от них попробовали избавиться. Не тут-то было – контракт запрещал увольнение участников проекта, каковыми стараниями адвокатов «Бермудского треугольника» суд признал рыбок, до истечения срока аренды оборудования, а срок этот заканчивался через три года, досрочный же разрыв контракта грозил громадными неустойками. Попытки сэкономить на корме привели к катастрофическим последствиям – рыбки стали размножаться с неимоверной скоростью, и их суд тоже признал участниками проекта. При попытке избавиться от ненавистных рыбок  при помощи яда или просто смыв их в унитаз, тут же появлялись защитники прав животных и устраивали акции протеста. Два раза скандал удавалось замять, на третий  резонанс был огромный. Под давлением общественного мнения, умело направляемого «Бермудским треугольником» суд постановил, что бизнесмены имеют право только кормить рыбок, а все остальные действия в их отношении были признаны противоправными и подпадающими под статью о жестоком обращении с животными. В результате, по крайней мере у Вардана Вараздатовича, образовалось порядка полусотни аквариумов с рыбками и все они хотели есть и размножаться и ничего с этим поделать было нельзя. Казалось бы, светлая идея отделить самцов от самок потерпела фиаско – оказалось, что чёртовы рыбки, при надобности могли менять пол.
Тут Вардан Вараздатович обратил внимание, что сверху голубовато-зелёной призмы аквариума с мерцающим мельтешением сотен рыбьих телец внутри установлен стеклянный ящик непонятного назначения.
- Это ещё что такое? – раздражённо спросил он Сурена Саркисовича.
- Так это…- потерялся тот, - Айк Рафаэлович установили с разрешения Роберта Хосровича…
- Чёрт знает что! – выругался начальник, - Быстро его сюда!
Сурен Саркисович вытащил телефон и попытался позвонить, но, как на зло, связь в холле у кинотеатра работала отвратительно. Ничего не добившись, управляющий сунул телефон в карман и сказал:
- Одну минуту, схожу за ним, - и поспешно удалился, оставив Вардана Вараздатовича одного в тёмном холле.
Вардан Вараздатович подошел ближе, чтобы получше рассмотреть, что же установили без его ведома поверх аквариума. Оказалось это стеклянный ящик, в котором на шерстяной подстилке свернувшись клубочком, мирно спала маленькая трехцветная кошка.
Вардан Вараздатович ухмыльнулся про себя и зачем-то постучал костяшками пальцев по стеклу. Кошка повернула одно ухо в сторону звука, потом подняла голову и посмотрела, кто же её беспокоит. Увидев человека, кошка зевнула, не торопясь встала, потянулась, подошла к стеклу. Ещё раз зевнув кошка вперила немигающий взгляд своих бездонных глаз прямо в душу Вардану Вараздатовичу.
«Господи, как ночное небо в горах, в августе…» - подумал Вардан Вараздатович проваливаясь в омуты кошачьих глаз. Ему вдруг остро вспомнись последние летние каникулы, когда он после девятого класса ездил в деревню  к бабушке Шушан, и свою первую любовь - соседскую девчонку Маринэ. Как они ходили на гору смотреть на звёзды, как он угощал её бабушкиной пахлавой, как они ели её запивая молоком…. Потом они случайно встретились в Ленинакане, в кофейне «Мшош и хохоб»… Ночные прогулки… до хрипоты спорили о музыке, книгах и кино… как он млел когда Маринэ брала его за руку… первый поцелуй…Потом отца Маринэ, полковника милиции, перевели куда-то, и она уехала…Они обещали друг другу не забывать, ждать и обязательно вернуться…На прощание  девушка подарила ему котёнка – вот такую же маленькую трёхцветную кошку, которую он естественно назвал Маринэ. Мама, врач–педиатр, по началу была очень против этой кошки, как же – грязь, глисты, антисанитария, но Маринэ  оказалась на редкость сообразительной и чистоплотной кошкой и со временем она стала полноправным членом семьи и всеобщей любимицей. После школы Вардан уехал в Ленинград поступать в институт, а со второго курса его призвали на три года на флот и домой, в Ленинакан он попал только осенью 1988 года за две с половиной недели до Спитакского землятресения.  Под завалами погибла вся его семья, чудом уцелела только Марине и два её котёнка. Вардан Вараздатович три месяца пытался отыскать родных, сначала надеясь, что хоть кто-то из них жив, потом чтобы по-человечески похоронить их, но никого опознать не смог. Тогда он взял с собой Маринэ и уехал в Ленинград, надо было учиться и жить дальше. Маринэ прожила 19 лет, по кошачьим меркам очень долгую жизнь. В конце жизни, когда Маринэ стала часто болеть, Вардан Вараздатович, тогда уже средней руки бизнесмен, не задумываясь, тратил большие деньги на лечение кошки, а когда она умерла, похоронил её на первом в Питере частном кладбище для домашних животных…Единственная известная могила его большой семьи…
Вдруг зажглась рубиновая надпись «Покорми киску» и зеленоватым светом подсветился купюроприёмник. Вардан Вараздатович почувствовал, что к горлу подступают слёзы, он как во сне достал из внутреннего кармана пиджака бумажник, вытащил оттуда 500 рублей и трясущимися руками начал судорожно вставлять их приёмное устройство. Наконец механизм сглотнул бумажку. Мужчина, сдерживая рвущиеся наружу эмоции, поспешно вдавил до упора кнопку, замигавшую под пламенеющей в полумраке надписью. В ту же секунду взвыл дурным голосом ревун боевой тревоги и тревожно замигал свет. Вода стремительно стала уходить, неоновые рыбки в панике заметались по мелеющему аквариуму. Вардан Вараздатович вздрогнул и пригнул голову, ноги дёрнулись было бежать согласно боевому расписанию на БЧ-5, но мозг тут же подавил этот рефлекс. Слив с утробным ворчанием всосал остатки воды, рыбки ровным слоем задёргались на обнажившемся дне аквариума. В полу кошачьего ящика открылся лаз в осушенный аквариум, ревун смолк, мигание  сменилось неярким желтым светом. Кошка неспешно спрыгнула вниз и принялась жадно поедать  рыбок.  Вардан Вараздатович взял себя в руки, вытащил платок из нагрудного кармана пиджака, вытер пот с лица, а потом высморкался.
«Нам ничего нельзя делать с рыбками, только кормить» - подумал Вардан Вараздатович, глядя, как кошка расправляется с беззащитными рыбками – «Вот мы и будем их кормить кошке…»
Он услышал шаги и обернулся. К нему спешили Сурен Саркисович и Айк Рафаэлович.
- И как часто она хочет кушать? – спросил он их, когда они подошли.
- Практически постоянно, - ответил Айк Рафаэлович.
Кошка тем временем закончила трапезу, залезла обратно в свой ящик и принялась умываться.
- Это хорошо, - кивнул Вардан Вараздатович, - три дня пусть работает здесь, потом на Софийскую и так далее…Только отключите сирену и иллюминацию.


               
                *   *  *  *  *

Через три недели в газете «Деловой Петербург» появилось объявление:
«Аренда оборудования для регулирования численности участников бизнес-проекта «Покорми рыбок». Цены умеренные. Телефон горячей линии 8(800) 2-12-85-06, звонок бесплатный»