О фотографировании

Анжелика Миллер
Миниатюра

  Говорят, по себе людей не судят. А я всегда сужу людей по себе. Вот дура! Например, одна из историй случилась со мной буквально на днях. Тема – фотографии.

  Когда я была молодая и красивая, и мои фотографии не нужно было даже ретушировать, потому как ни второго подбородка, ни морщин, ни даже пигментных пятен на скулах не наблюдалось, - очень-очень много фотографий я прохлопала ушами. А с фотографиями и интересные события. Ведь фотография – это история нашей жизни. И когда ты смотришь альбом, ты волей-неволей вспоминаешь ту или иную ситуацию, тот или другой год, того или другого человека, которого уже давно не помнит кора твоего мозга. И только фотография, как реаниматор чувств, лиц и событий – занимается очень важным делом – делает этакий щелчок в сознании, и ты восстанавливаешь события вплоть до мелочей: какая на тебе была блузка в тот июльский поздний вечер, или бусы, подаренные мамой, которые потом порвались и рассыпались после дискотеки и все подружки, включая подвыпивших друзей, искали белый жемчуг вдоль канавы. Или вон тот очкарик, что справа от тебя, (а слева, кажется, Лилька Божкова), в смешном беретике – неужто это тот самый Славик из пятого «Б», который потом, через двадцать лет, нашёл тебя на сайте Одноклассники, и ты узнала, что он стал министром здравоохранения Иркутской области.

   Сколько событий я уже не помню? А сколько помню? И если бы не фотографии…

  В далёкой молодости я проводила свадьбы и вечера в качестве тамады-ведущей, даже считала – 11 свадеб, 5 юбилеев, два литературно-музыкальных вечера, а также два Новых года по собственному сценарию. И каждый раз я надевала новое платье. Ну как новое, иногда даже старое, но перешитое в что-то иное, или по-другому отдекорированное, чтобы на фотографии, именно на фотографии, мои наряды никогда не повторялись. И как было мне жалко и невыносимо горько вспоминать ту пору, всегда, у меня не было фотоаппарата, сейчас такие простенькие фотики называют «мыльницами», и когда в те годы я проводила вечера или свадьбы, ни одна живая душа не додумывалась меня сфотографировать. То есть, здесь я была без сапог, как тот бедный сапожник. Но если даже находился хоть один мудрый человек и каким-то там боком или краем цеплял мою фигуру на вечере, я потом полгода бегала за ним, чтобы он «поделился своими фотографиями», и даже деньги предлагала. Так мне был дорог этот вечер или то платье, в котором я была на вечере, или просто та дата.

  И вот сегодня, когда я стала уже вполне взрослой женщиной и у меня появилась дигитальная камера, я почувствовала себя королевой положения. Я – сама себе хозяйка, я ни за кем не бегаю и никого не прошу – подарить или продать мне драгоценную фотографию с вечера. Я фотографирую всё сама, сама скидываю всё в свою папку на ПС, и сама ретуширую в программе фотошоп. Многие фотографии получаются (особенно природа и архитектура) очень даже ничего, и я горжусь своим талантом, который, как выяснилось, я зарыла в землю. Хотя, в принципе, я делаю то, что мне нравится. И многим нравится то, что я делаю. Единственный минус – денег никто не платит. То есть – это не работа, а хобби. А я – не профессиональный фотограф, а так, дилетант. Самоучка.

  Зато у меня есть альбомы. И они – моя жизнь. И если их пролистать – можно в хронологической последовательности восстановить всю мою жизнь вплоть по месяцам – где была, что видела; с кем общалась, где работала; кого любила и кто любил меня.

   И какого же было моё удивление, когда однажды, на одном из Осенних балов, я, как всегда, нафотографировав (бесплатно для людей), целую обойму сюжетов, получила удар под дых. То есть одна из мадемуазель, не то, что даже спасибо не сказала, она сказала буквально следующее: «Если я хоть одну свою фотографию увижу в интернете, я сделаю Anzeige (подаст заявление на меня в полицию)».

  Это при том, что девушка молодая, красивая, фигурка – пальчики оближешь. И ракурс был вполне приличный. И даже ретушировала я её не долго, потому что молодость и красота, она, как правило, в подрисовках не нуждается. И это ещё при том, что точно такая же фотография была размещена точно на такой же странице в интернете, только у её подруги, где они сидели вместе, и, скажу я вам, качество фотографии было даже хуже чем моё. Однако на мой аргумент ответ вредины был таким: «Так это моя подруга! Мы с ней с детства дружим. Ей всё можно. А вы мне кто?» Логики я не уловила. То есть на странице у подруги на эту мадемуазель может смотреть кто угодно, хоть сто тысяч человек. И любой, проходя мимо, может полюбоваться её красотой и молодостью. А на моей странице её вообще нигде не должно быть. Жадина. Хотя, повторюсь, она просто сбила меня с толку. На празднике мы сидели за одним столом, мило общались, весело смеялись, и она охотно позировала для моего фотоаппарата, как одна, так и со мной, и с другими подружками. Она принимала разные позы с бокалом вина, и когда дома я посмотрела фотографии, посчитала их шедевром. После небольшой стычки мне пришлось её вырезать со всех фотографий. Хотя ссоры даже не было, просто было огромное удивление с моей стороны. Я не понимаю таких краль.

   Конечно, если подробно рассказывать эту всю заварушку, можно вообще прийти в недоумение. Взгляд со стороны. Суть я уже описала: сначала мадемуазельгипотетически была мила и охотно со всеми фотографировалась, провоцируя меня, чтобы я её фотографировала. Естественно, она же не дура. Она заранее понимала, что останется в кадре. И что будут фотографии. Да, она написала мне свой электронный адрес, я обещала переслать (повторяю для неё, если она прочтёт!) или на емелю, или на Одноклассники (есть такой сайт). Да, я переслала фотографии не на емелю, потому что на это требовалось больше времени. Намного больше. Каждого вбить в почту и каждому выслать фотографии, которые долго грузятся. А так как у меня было много фотографий, и много кандидатов, я пошла путём наименьшей затраты по времени. И меня можно понять. Обычно я  делаю так: я кидаю клич на Одноклассниках, сообщаю, что фотографии готовы, называю альбом, и прошу людей в течение трёх дней фотографии себе скопировать. Затем я закрываю альбом на замок, и больше их никто не видит кроме меня. Никто. Так вот такой расклад мою мадемуазель не устроил. Она устроила мне парилку. В том смысле, что начала трепать мне нервы по чату в Одноклассниках. Ну что сказать? Пришлось написать посвящённый этой цыпе фельетон.

  Давно хотела ещё вот что сказать к теме о фотографированиях. У меня есть дядя Веня. Он ужасно не любит, когда я о нём где-то пишу, и всегда просит: «Маша, пожалуйста! Умоляю и заклинанию, не надо обо мне писать! Не надо!» Так вот этот дядя Веня на всех вечеринках и праздниках постоянно меня одёргивает и возмущённо «тормозит» процесс фотографирования. Он выкрикивает что-то несдержанное и с недовольным лицом цокает языком, типа «опять началось!» Он резко разворачивается и уходит в другую сторону, чтобы не попасть в мой кадр. И как же я смеялась после крестин его единственной внучки, когда он подошёл ко мне и спросил: «Ну что, Маша? Где там твои фотографии? Дай посмотреть?» Когда я показала фотографии, он неосознанно ляпнул: «Это всё? А где я?»

Мари Шансон, 4. 10. 2017.