Шахматная Логоритмика Раскроем содержание терминов

Алексей Ратушный
Общие принципы построения Шахматной Логоритмики в дошкольном учреждении –  раскрываем содержание терминов.

Цикличность.

Образовательный процесс протекает циклично. Каждый цикл имеет собственную амплитуду развития. Мы различаем несколько основных циклов: годичный, сезонный, состязательный. В дошкольном учреждении можно выделить четыре годичных цикла: для трехлеток, для четырехлеток, для пятилеток и для шестилеток. Сезонных цикла четыре: осенне-зимний (подготовка к Новому году), зимний (подготовка к 8-е Марта), весенний (подготовка к выпуску)  и летний (для тех, кто не поехал с родителями).
Цикличность позволяет поддерживать преемственность и традиции, создает рабочую атмосферу в дошкольном учреждении, она ясна для родителей и сотрудников и понятна окружающим и проверяющим. Годичный цикл – это общая стратегия движения ребёнка в проекте в течение учебного года.
Сезонный цикл – это общая стратегия движения ребёнка в проекте в течение сезона.

Ритмичность.

У каждого из нас бьётся сердце. Нет ничего страшнее, чем нарушения ритма сердцебиений. Нет ничего страшнее для нормального движения ребенка, чем аритмия его занятий в тех или иных областях развития. Ритм – основа нормального развития и созревания. Ритм – основа формирования личности.
Поэтому правильный выбор ритма – одна из основных задач современной педагогики. Избираемый ритм занятий должен быть адекватен растущему организму и его реальным а не «теоретическим» потребностям.
Поэтому огромное значение педагог преподающий шахматы в детском саду обязан уделять подготовке воспитателей, которые необходимым образом включаются в процесс «замены» занятий в случаях разнообразных «карантинов» и заболеваний ребёнка.
Бичом ритма являются неритмичные наезды разнообразных театров в дошкольное учреждение, многообразные мероприятия самых разных уровней, учебные пожарные и иные тревоги.
Учению о построении ритмичности циклов мы посвящаем большое число своих собственных исследований. Это большая, сложная разветвлённая наука, но при соответствующей систематической проработке этих вопросов с родителями, воспитателями и администрацией дошкольного учреждения – капля камень точит! – постепенно удается выработать достаточно устойчиво функционирующую ритмологически обеспеченную систему.

Последовательность.

Одна из больших ошибок начинающих шахматных педагогов, работающих с дошкольниками – невольная подмена понятий «внешняя последовательность» и «необходимая последовательность». Последовательность, как принцип заключается в неуклонном последовательном проведении всех остальных принципов в жизнь, а не во внешнем следовании внешне заданной но методологически абсолютно не обеспеченной, я бы сказал «мнимой», «последовательности» типа: ладья, слон, конь, пешка и т.д.
Ребенок дошкольного возраста – это «тело инкогнито».
Нам он абсолютно неведом.
В силу генетических, геоморфологических, геомагнитных, вирусологических и географических особенностей каждый конкретный организм развивается абсолютно индивидуально. Органы и органеллы созревают с разным ритмом, головной мозг конфигурируется совершенно различными и в большей части неизвестными нам путями. Мы можем предполагать всё что угодно и теоретизировать как угодно, но достижение глубокого понимания личности растущего малыша – задача нетривиальная и в большинстве случаев недостижимая. Задача педагога здесь стандартная: тщательное продуманно организованное наблюдение и мягкая и мягчайшая коррекция в самых крайних случаях. У ребенка достаточно мощно влияющих на него обстоятельств и личностей кроме нас. Он приходит к нам на занятия с целью постижения некоторых базовых основ одного из универсумов внешнего мира. Не надо ставить перед собой недостижимых и нереальных задач.
Принцип «Не повреди!» здесь как и во всей нормальной педагогике – ведущий. Впереди у малыша огромная прекрасная чудесная фантастическая волшебная жизнь. Вы – путник, случайно встретившийся ему на пути.
Помогите ему выбрать хорошую гальку на берегу океана, помогите ему увидеть как прекрасны некоторые детали на горизонте, пожелайте ему здоровья и счастья, похвалите его за удачное движение и отправьте дальше. Будьте лучиком добра в его сердце, станьте добрым словом в его памяти.
Предъявление ребенку разнообразных продуманных красивых последовательностей,  последовательное проведение его через систему ритуалов, обрядов, традиций, последовательное формирование у него набора базовых категорий высшего порядка дисциплинирующих его собственное мышление – наисложнейшая и наиответственнейшая задача и один из ведущих принципов в нашей повседневной работе.

Разнообразность.

В процессе занятий мы должны сформировать у ребенка три базовых универсальных понятия:
Ход
Фигура
Поле
К сожалению большинство авторов не только не прорабатывают этот аппарат категорий, но и сами недостаточно тщательно вникают в его ценностное и логическое содержание.
Нам спешить некуда!
Лучше совсем ничего, чем что-то плохо или недоработано.
Микеланджело сформулировал это так: «Мастер обязан являться миру в совершенных своих творениях».
Каждое из формируемых понятий мы предъявляем ребенку максимально разнообразно.
Мы не только показываем ему «клеточку» доски, но мы демонстрируем ему целый набор представлений этой самой клеточки. Это и клеточка на полу, и по ней он бегает, ползает, прыгает, скачет, попадает в неё, замирает на ней. Он видит её и горизонтальной и вертикальной и на экране и на разнообразных досках и рисунках. Он слышит её многочисленные «названия»: «домик», «полянка», «квадратик», «пятнышко», «клеточка», «клетка», «огородик», «поле». Он тысячи и десятки тысяч раз проговаривает и пропевает эти слова. Он употребляет их активно и вполне «осмысленно».
Поле как фрагмент плоско структурированного двумерного пространства – это абстракция наивысшего из доступных мышлению малыша ряда.
Его мышление начинает понемногу оперировать с этим «включением», играть с этим «почти понятием». Ему предстоит очень долгий путь к постижению игры комплексов полей. Ему предстоит увидеть миллионы абстрактных изображений на своём внутреннем «мониторе» прежде чем он сможет осознанно пожертвовать ферзя за спёртый мат королю партнёра где-нибудь на аш семь. Нам некуда спешить! Каждое предъявление «поля» должно быть тщательно продуманно и вербально надёжно обеспечено.
Всё то же самое можно повторить и о двух других категориях, подлежащих базовому усвоению в детском саду. Разнообразие предъявлений, использование всех доступных нам возможностей превращает процесс постижения в радостный, волшебный, приятный, воодушевляющий, заразительный, комфортный. Задействованы и глаза, и уши, и обоняние ребенка, и всё предъявляемое должно быть красивым, прекрасным, гармоничным. Таков в общем виде этот принцип.

Разносторонность.

Топика Аристотеля построена на рассматривании объектов внешнего мира с разных сторон. Разносторонность – это принцип рассмотрения и представления ребенку шахматных искусств с различных сторон. И не в последнюю очередь со сторон внешних человеческих восприятий.
Вот человек улыбается: а чему это он улыбнулся?
Вот человек задумался: а над чем это он задумался?
В указанном смысле разнообразные мультипликационные представления шахмат позволяют увидеть и «фигурки» с разных сторон. И как эстетические объекты, и как носителей сил и энергии, и как своеобразные экономические инструменты.
Для разносторонности необходима такая обстановка, которая позволяет ребенку не только видеть объекты «со стороны», но и «вращать их», воздействовать на них, проникать в них, представлять себя таким объектом как бы изнутри.
Ребенок в игре проживает десятки тысяч различных ролей и представляет себя то королём, то пешкой, то сказочным героем.
Поэтому технология обеспечения разносторонности, разнообразия, разночтения – это одна из важнейших составляющих всего процесса организации первоначального знакомства и базового постижения ребёнком мира шахмат.

Всеохватность.

Сочетание принципов разнообразия и разносторонности позволяет выйти на последовательное проведение принципа всеохватности. Ребенок в какой-то момент поднимаясь по этой горе ощущений и представлений наконец может как бы разом охватить всю картину шахматного мира. Он схватывает его весь одним взором и воспринимает как нечто огромное и прекрасное.
Нельзя объять необъятное, но увидеть земной шар разом издали всё-таки можно.
Да, многие детали тогда теряются, но общее представление формируется достаточно чётко.
И только это всеохватное видение подводит ребенка к Целостному восприятию приобретаемого представления.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/10/447