Отпуск 1

Голиб Саидов
(Со всеми фото и видео материалами тут - https://golibus.livejournal.com/201090.html )



          Надо ли говорить, КАК я ждал этого дня? И вот, он наступил!
          На сей раз, твердо и безоговорочно, было принято решение лететь в Бухару - город, с которым связано всё самое близкое и дорогое: родители, братья, сёстры, многочисленные родственники, детство, юношество, молодость, друзья... Город, которым я клянусь и в земле которого хотелось бы сладко упокоиться, завершив свой жизненный путь. Однако, такая честь выпадает лишь, избранным. Мне же, будет вполне достаточно, чтобы лишний раз прикоснуться к крепостным глинобитным стенам древнего города, покрытым седой пылью истории, пройтись по безлюдной еврейской махалле, посидеть с родственниками и друзьями за рюмкой чая возле Ляби-хауза и с грустью констатировать, что бесжалостное время, оказывается, не щадит никого. Но - не будем о грустном. Тем более, что умирать я пока что ещё не собираюсь.


фото 1a


          Прекрасно зная о том, как я боюсь самолётов, мой друг Жора спешит успокоить товарища, явившись перед самым моим отъездом на "прощальный ужин". У нас с ним вообще, можно сказать, довольно своеобразные отношения. И юмор, в том числе.
          - Представляешь: вот будет хохма, если вся эта махина навернётся в воздухе. - И, зафиксировав реакцию морды моего лица, откровенно разряжается своим бесподобным смехом - Ха-ха-ха-ха!
          - Да пошёл ты в жопу! - срываюсь я и с обидой в голосе - А ещё друг называется...
          - Голибчик, дорогой мой человек! - с нежностью обняв меня за плечи, склоняется ко мне товарищ - Я знаю, что ты благополучно долетишь и вернёшься обратно. И мы с тобой вот так же, как и сейчас, будем сидеть за этим дастарханом, есть манты, вкушать водку и ты, как всегда, привезёшь оттуда много разных смешных и добрых историй.
          - Откуда ты знаешь? - с возмущением пытаюсь ему возразить - И вообще: как ты смеешь ручаться за то, над чем не властен ни один смертный?
          - Не волнуйся, дорогой! - убежденно заверяет меня Жоржик и, подняв зажатую в руке стопку, указывает мне на потолок - У меня там, в небесной канцелярии есть свои надежные связи! Я так думаю!
          Я не умею долго злиться. Тем более на друга. Мы звонко чокаемся хрустальными стопками и опрокинув содержимое вовнутрь, водим глазами по столу, в поисках подходящей закуски под это дело. Наконец, подцепив вилкой аппетитный кусочек сельди, я прямо рукой нанизываю на него несколько колечек репчатого лука и с удовольствием отправляю её в рот, зажёвывая ломтиком бородинского хлеба. После чего, заметно расслабляюсь и откидываюсь назад, расплываясь в блаженной улыбке.
          Тем временем, мой друг, как бы про себя, вполголоса, продолжает свои рассуждения:
          - Хотя, хрен его знает, конечно: самолёт такая непредсказуемая штука... - и, буквально в следующую секунду вновь заходится в приступе неповторимого безудержного смеха - А-ха-ха-ха!!
          - Ну и гад же ты, Жора! - не выдержав срываюсь я за ним. - Твой юмор - самый лучший черный юмор в мире! А-ха-ха...



фото 1с



           Мне где-то недавно довелось прочитать, что узбекская авиакомпания "Хаво Йуллари" занимает чуть ли не второе место в мире по части питания. И знаете, несмотря на относительно небольшой стаж моих авиа-перелетов, я скорее склонен согласиться с этим утверждением. Во всяком случае, ничего подобного не доводилось мне встречать, пользуясь услугами разных компаний (Эйр Балтик, Райанэйр, Люфтганза, Финнэйр), не говоря уже про отечественные. Впрочем, судите сами...
           Итак, что же входит в состав питания, предоставляемого авиакомпанией "Хаво Йуллари"?


фото 1


           Во-первых, как правило, вам предлагают на выбор три варианта горячего (мясо, рыба и - для вегетарианцев). Именно так было, когда я летел туда. В нашем случае было следующее: говядина либо курица или "трава". Я выбрал курицу с рисом. Забегая немного вперед, вынужден признаться: каюсь, но на обратном пути я забыл заснять на смартфон свой обед. Зато, с удовольствием предоставляю перечень продуктов, входящих в питание. Ну а вам лишь остаётся, поверить мне на слово, либо убедиться в этом воочию, купив билет в Ташкент, Бухару, Хиву или Самарканд. Заверяю вас на сто процентов - не пожалеете!


Горячее:
Бухарский плов "Ош-и софи", с приличными кусками говядины;

Салаты и легкие закуски:
Овощной салат (половинка томата, 1/3 свежего огурца, укроп);
Мясной контейнер (кусок пастормы, два кусочка сервелата + маслинка + зелень);
Пакетик с курагой;
Пакетик с очищенными орешками (арахис);
Масло сливочное;
Сыр плавленный;
Булочка, хлеб;
Майонез;
Горчица;
Специи (соль, перец черный);

Десерт:
Черносмородиновый джем;
Одно яблочко;
Внушительный кусочек "Медовика";
Сахар;
Естественно, чай, кофе...


           Главное - что "горячее" и в самом деле, словно с пылу с жару! А теперь вот скажите честно: способен ли нормальный человеческий желудок осилить подобный рацион? Признаюсь честно: я с трудом схомячил половину, после чего откровенно сдался, как тот немецкий барон-обжора из художественного фильма моего детства "Слуги дьявола" (1970) - "Генух"!
           Я уж, тактично промолчу про влажные и обычные салфетки, зубочистку и прочее, по мелочам... Причём, никто у вас не отнимет зубочистку, дескать, "хватит, мол, попользовались и - будет: дайте теперь и другим поковыряться!" Всё одноразовое! Так что, Михаилу Михайловичу Зощенко не к чему тут придраться.
           Воду нам предложили сразу же, едва пассажиры успели расположиться в своих креслах. На выбор: с газом или - без. Соками (яблочный, томатный, апельсиновый) и напитками ("Спрайт", "Кола", "Фанта") можно утолять жажду в любое время, на протяжении всего полёта.


фото 2а


           Это - что касаемо плюсов. Минусы тоже, не замедлили сказаться, едва я очутился на родной земле.
           - Женщины влево, мужчины - вправо! - последовала команда на узбекском языке, как только мы, сойдя с трапа самолёта, неорганизованной толпой ворвались в здание бухарского аэропорта, оказавшись всего лишь у двух стоек паспортного контроля.
           - Приехали! - удовлетворенно вырвалось из меня, где-то на подсознательном уровне воскрешая в памяти отдельные эпизоды из непревзойденного кино-шедевра режиссера Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" ("Лейла, Фатима, Зейнаб... Гульчатай!")
           Я, почему-то, умудрился оказаться на "женской" половине (видать, в силу исключительной привычки, быть всегда и во всём хозяином курятника). Однако благоразумие всё-же взяло верх и я вовремя переметнулся в мужское стадо.
           Впрочем, мои оппоненты убеждены, что в подобном "разделении" есть свои несомненные плюсы: меньше шансов быть затисканной и затоптанной в мужской толпе. Вы же не хотите, чтобы ваша сестра, мать или жена оказались в подобной ситуации? И вроде бы, вполне разумно. В общем, как говорит товарищ Сухов: "Восток - дело тонкое". Эт точно!
            И ещё, почему-то, в сознании всплыли картинки из небольшого франкфуртского аэропорта (Ханн), когда мне впервые в жизни довелось вылететь "заграницу". Нет, не той всемирно известной авиагавани Германии, что занимает второе место в Европе (после "Хитроу") по пассажирообороту и в котором чуть ли не каждую минуту производится взлёт и посадка многочисленных "бортов". А тот, что расположен в 80 км от Франкфурта на Майне. Мне даже показалось, что он меньше бухарского аэропорта. Но - умудряется без труда и в короткий срок принять пропустить через себя десятки огромных лайнеров со всего мира. Здесь же, процедура паспортного контроля и получения багажа затянулась ровно на два часа. И это всего лишь один небольшой "Boeing 757-200", вмещающий не более 200 человек. А чуть позже мне доведется узнать о том, что наш аэропорт, оказывается, занял первое место в стране по... безопасности, во что я охотно поверил. Ибо провожающих и встречающих вообще не подпускают к зданию аэропорта!
           А вот справка из "Википедии":
           "Лучший аэропорт года стран СНГ, в категории терминалов, обслуживших от 100 до 500 тысяч человек.
            31 октября 2011 года был открыт новый пассажирский терминал, пропускная способность которого составляет 400 пассажиров в час."

 
           Родившийся в СССР и вскормленный советской властью и идеологией, я с ранних лет понял, что такое враньё, лицемерие, двуличие, двойные и даже тройные стандарты. Что правда и ложь (как две подружки-нюшки, взявшись за руки) совершенно спокойно могут сосуществовать, идя по жизни вместе. Что следует всем улыбаться и не показывать своего истинного лица, скрывая его под маской радушия и доброжелательности. Что обо всём об этом прекрасно осведомлены и все остальные, но... произносить этого вслух ни в коем случае нельзя! Надо быть осторожным, предусмотрительным, а главное - не терять бдительность и быть всегда начеку!
            Наверное, этот непреодолимый страх достался нам от наших предков по генам, с тех самых революционных времен, коей дате на днях исполнится 100 лет. Лично мне он достался от моего прадеда Саида, репрессированного в 1938 году и высланного в тюрьму Занги-Ата, где он и скончался. И этот страх сопровождает по жизни, сковывая мою истинную природную свободу и заставляя меня быть во всём осторожным и внимательным, словно идёшь по заминированному полю.
           Вот и сейчас, в обстановке строжайшего контроля, недоверия и подозрительности, под прицелом десяток видео-камер, я вместе со всей разномастной толпой переползаю от отного кордона к другому, медленно но неуклонно двигаясь по направлению к своей заветной цели - к свободе. И всякий раз вздрагиваю, когда со стороны доносятся окрики или команды служителей порядка. Мне кажется, что вот сейчас один из них положит мне сзади руку на плечо и строго осведомится: "Голиб Саидов?! Вот Вас-то мы как раз и ждали!" Мгновенно потеют руки, а в горле, почему-то, всё пересыхает: я не в состоянии проглотить даже собственную слюну.
           В общем, когда через пару часов я вышел из здания аэропорта, мне впервые по-настоящему удалось глотнуть свежего бухарского воздуха, который как оказалось, тоже имеет свой особый неповторимый аромат и вкус и который невозможно спутать ни с чем на свете! Он пахнет свободой и любовью, добром и... мамиными руками. Одним словом, родиной и детством.
           Наконец, пройдя заключительную преграду, я упал в объятия своего старшего брата.
           - Слушай, чего ты так долго? Я весь продрог, пока дождался тебя! - пожурил он меня.
           Температура в то утро была не выше 18 градусов по Цельсию.


(Продолжение следует...)