Главная историческая тенденция

Жарасбек Коргамбаев
Пространство развития человека и личность
 
Мы уже видели, что деньги вне капитала – это просто индивидуальные отношения, которые могут стать человеческими, освободившись от денежной оболочки, но никак не основание общества. Стало быть, социализм и капитализм тем и отличаются друг от друга, что второе просто ликвидирует первое как общественную форму (формацию).  Суть же состоят в том, что социализм дал ход развитию денег как таковых, накрепко привязав людей к ним. Рабочие получали только деньги как потребительную стоимость (зарплата), и ворованные деньги были такими. Просто эти деньги, свободные от капитала (производства), могли только самовозрастать согласно той исторической функции, которую они выполняли на заре капитализма, но они уже в капитал не превращались. Это мертвые деньги, и только мы придумали, глядя на Запад, эту функцию денег, и вообразили, что деньги, находящиеся в руках индивидов, будут превращаться в капитал, а люди навсегда останутся капиталистами и рабочими. Но история все предусмотрела, рассчитала даже мелочи. И я бы даже сказал, что все это делает Бог. Вот отсюда и подумайте, как мы можем глубоко проникнуться идеей Бога и уверовать в его могущество, силу.
Социализм наглухо всем закрыл путь  как раз к капиталистическому развитию, уничтожив капитал и заменив его деньгами, но, как видели, каждому открыл путь к "индивидуальному обогащению" и "свободному потреблению" (люди могли стремится только к этому), и в обществе все приспособилось к этому. А это значит, что оно объективно приспосабливается к индивидуальному развитию людей, отрицая их прежнее общественное развитие. И это происходило в той мере, в какой действительно расло общественное богатство, которое распределялось "по труду и по статусам". А политическое подавление только обостряло страсти людей и тем способствовало, напротив, их развитию в самостоятельную силу, которая в этой форме уже никогда не вернется к капитализму, а наоборот, до полного скончания своего века будет разрушать все живое на свете, пока люди наконец не одумаются.

Капитализм, как раз напротив, впервые открывал все дороги человеку, чтобы он как раз безгранично развивался в направлении своего экономического осуществления, став владельцем денег. Представьте себе, в средних веках, когда капитализм находился еще в пеленке и зарождался, только единицы имели деньги, и, следовательно, только они могли, накопив их, превратить их в капитал. А здесь произошло чудо. С распада империализма деньги оказались в руках миллионов людей. И эти деньги еще были способны объединяться и создавать богатство. И они создавали капитализм на протяжении всего прошлого столетия, пока не распался социализм. А теперь деньги уже отказываются работать и на этих "капиталистов". И Западный капитализм уже вступил на путь саморазрушения (социализма).

Социализм сосредоточил деньги в обществе, и государство ими манипулировало как с политическим рычагом, и этим направляло все общественное развитие, подавляя буржуазные тенденции и частно-собственнические стремления людей. Капитализм, напротив, все деньги отдал людям, и они ради своего собственного экономического осуществления бессознательно двигали своим обществом. Тем самым капитализм, индивидуализируя капитал, создавал «сказочное богатство», стимулируя этих людей. А социализм же, индивидуализируя богатства социализма, индивидулизировал людей и тем подготавливал условия для того, чтобы каждый человек в итоге мог деградировать. Другими словами, он людей освободил от общества, которое прежде организовывало их деятельность, и тем всех поставил в такое положение, в котором каждый должен думать и бороться сам, манипулируя деньгами. И деньги осуществляли и осуществляют сейчас именно это. И это происходит не по законам "рыночной экономики". "Рыночную экономику" у нас придумали.

Вот почему социализм привязал каждого человека к деньгам и тем каждого сосредоточил на самом себе, чтобы никого не интересовало ничего, кроме его собственного блага. Человек у нас поистине стал персонифицировать деньги, прямо как в средних веках. Только люди этому сопротивляются, желая просто безгранично обогащаться и просто не желая расстаться со своими сладкими иллюзиями «обогащения», будто смысл жизни человека, сложившегося исторически, и впрямь сведено к этому. И поразительно, что вся постсоветское пространство зациклено на этом отношении человека как на вечной сущности нашей жизни.

Таким образом, прежняя социальное устройство разлагается, и человек от него бежит и зупутывается в собственных противоречиях. И ему уже нужно освободиться от хаоса, созданного распадом этой системы. Теперь он выступает в денежной форме, борется с миром и т. д. И особенность капитализма на данном этапе, когда он уже полностью созрел и подошел к своему завершению, состоит в том, что крупная промышленность, характеризовавшая капитализм, распадается и размельчается, расщепляется и оказывается в руках людей. Тем самым система явно приспосабливается к развитию людей. И это сделало возможным технические нововведения и их постоянное совершенствование. Уже отпала надобность в больших скоплениях людей в гигантских заводах и фабриках, и на их место появляются более упрощенные и подвижные образования, уже способные давать ту продукцию, которую до этого довали эти гиганты, с наименьшим числом людей. И эта тенденция складывается определяющей. Известный американский бизнесмен и писатель Пол Хокен в своей книге «Я начинаю свое дело» пишет: «Исследования Берча продемонстрировали, что мелкое предпринимательство – главная движущая сила экономического роста в нашей стране и, начиная примерно с середины 70-х годов, основной источник занятости. Тридцать семь процентов занятого мужского населения и примерно половина работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес». В этом Хокен видит и путь развития личности, «величайшее наслаждение работой». Не только в американской экономике, но и во многих других странах эта тенденция является определяющей. Ее носителями являются не общество, а индивиды. Отсюда и стремление к личному успеху, восхваляемое Западом. А это — миллионы людей, предоставленные себе и стремящиеся к своему собственному благу, противодействуя обществу, — люди, которых вытесняет социальный капитал и технический прогресс. И после этого само собой разумеется, что в гигантских заводах и фабриках надобность отпадает,  и они размельчаются, индивидуализируясь, или их вывозят в страны «третьего мира», где такая необходимость еще не развилась и люди еще могут трудиться ради «хлеба насущного».

И в этом суть загадочности депрессии, возникшей во многих развитых странах Запада в конце прошлого века и продолжающейся до сих пор. Она охватила и Америку, и Японию и т. д., а так же суть девальвации, обесценения денег, которая вызвана разложением стоимости и самодовлеющим характером денег. Эта тенденция и идеологически, и конституционно оформилась во многих странах, для которых права человека, свобода его воли, демократические принципы – важнейшие категории гражданского общества. Уже во всем мире происходит то же самое, что и у нас. И в этом смысле весь мир действительно становится однородным, оказываясь под неограниченной властью денег, своеобразным и неожиданным для нас образом формирующей человека..

Прогресс здесь состоит в том, что в результате обобществления капитала деньги стали доступными каждому как результат превращения капитала в деньги. Раньше капитал был доступен только единицам. Концентрация капитала в отдельных руках привела к монополии, полностью свернувшей обшество. Преодоление монополии заняла десятилетия. Этот капитал и распадается не иначе, как превращаясь в социальную форму, которая в свою очередь породила индивидуализацию капитала как своего антипода. И здесь все приблизительно происходит так же, как и в социалистическом развитии.

Здесь и возникает новое движение, движение  ради человека, еще не осознаваемое, стихийное, соответствующее основному принципу “все на благо человека”, которое вызвало бурное развитие капитализма и его модернизацию. Развитие научно-технического прогресса привело к тому, что умственные операции стали преобладать над физическими и последние теряют значение, отодвигаются на задний план, в то время как первые развиваются. Изменяется характер производительного труда. Тем самым капитализм развивает интеллектуальный, умственный уровень своих граждан. Значение приобретает наука, которая превращается в непосредственную производительную силу. И это приводит к тому, что огромное большинство людей освобождается от непосредственного производительного труда и предоставляется деланию денег. Для большинства людей основной заботой становиться делать деньги. А это значит, так или иначе, участвовать в распределении и потреблении национального дохода, это значит, каждый участвует в нем по способности и умению делать деньги. И это уже заботит все общество. Таким образом, общество впервые от «прибавочной стоимости» повернулось к человеку. И теперь его стремлениям стало подчиняться общество. Что же нужно этим людям и куда они идут?