Алексей Негодайло мой путь в бобслей и обратно

Ника Песчинская
Алексей Негодайло: мой путь в бобслей и обратно


...Этого олимпийский чемпион Алексей Негодайло никому не рассказывал: о своих проблемах с нервами, о бессоннице, из-за которой он однажды «завалил» важнейший финал на соревнованиях по легкой атлетике. Но именно эта неудача привела его в бобслей, к олимпийскому золоту. И вот его путь в большом спорте окончен: летом 2017 года Алексей Негодайло официально объявил о завершении карьеры. Теперь нужно возвращаться – со льда на землю. Не больно?..


Жизнь без спорта

На самом деле, уходить оказалось гораздо труднее, чем идти. Спортсмен, которого преследовали травмы, отчаянно цеплялся за каждую попытку все же остаться в спорте. И эти бесплодные надежды подтачивали еще сильнее: лучше сразу обрубить, но кто же бросает, не испробовав все возможности? В спорте всегда нужно бороться до конца. И кто знает, к чему это приведет?..

- Леша, такой вопрос: можно ли подвести некий материальный итог твоим занятиям спортом: на что в жизни заработал олимпийский чемпион? Квартира, машина?

- То, что вы назвали, это есть – квартира, машина. Но главное – есть багаж знаний, которые я приобрел благодаря спорту. Это – самое важное, и то, что всегда будет со мной. Те качества, которые я приобрел в спорте – упорство, целеустремленность, это постоянные поиски, когда в каких-то вариантах не отчаиваться, – эти качества люди иногда ищут всю жизнь и найти не могут. Материальное все может уйти. Но я никогда не потеряю себя, не потеряю свою голову.

- Как ты сейчас чувствуешь себя без спорта?

- Отлично!

Он и на самом деле нисколько не выглядит удрученным. Негодайло – из тех людей, что умеют переключаться. Он свой выбор сделал, и он уже здесь, в обычной жизни. Алексей никогда не упускает возможности встретиться с публикой, бывает на всех мастер-классах и соревнованиях, куда его зовут в качестве почетного гостя. Ведь спорт дал Алексею очень многое, теперь – его очередь.

Мы беседуем на стадионе «Труд», где прошла спортивная юность Алексея Негодайло. Тут его хорошо знают, то и дело подходят поздороваться тренеры. Леша остался «своим» в спорте для всех, кто его знал. На редкость вежливый, улыбчивый молодой человек. Интеллигентный. Сын врача и преподавателя. Родители его, слава Богу, живы и здоровы. Как только сын занялся бобслеем, ушли на пенсию. До этого отец, Александр Яковлевич, долго работал преподавателем анатомии и физиологии в медицинском колледже, а мама, Светлана Константиновна, была заведующей терапевтическим отделением в поликлинике №2.

- Их развлекал мой бобслей! – улыбается сын, - они постоянно смотрели, погружались, ждали ночью трансляций. Верили и всегда радовались победам.

- А если поражение?

- Да, переживали, наверное, но никогда не показывали виду.

- А какие необычные подарки ты им привозил?

- Ой, – задумывается Алексей, - а я и не помню, чтобы привозил что-то выдающееся. Мы же особо по городам не гуляем. Вот спортсмен вроде везде катается, но нигде не может выйти: только соревнования – тренировки, ничего не посмотришь. Так что все заканчивалось подарками из дьюти-фри: конфеты, вино, духи. Что-то в аэропорту успеешь схватить.

- А товарищам по команде возил презенты из Иркутска – того же омуля?

- Если честно, меня много раз просили, но я так ни разу и не довез. Не получилось. Вы можете написать, что я возил друзьям омуля и кедровые орешки, но на самом деле этого не было.

…А там внизу, дорожки стадиона – нагретые от солнца. Интересно, ноги сами на дорожку не просятся?

- Не-ет! – смеется Алексей, категорически отмахиваясь, - они свое отбегали!

- Не было мысли перейти в другой вид спорта после бобслея? Ты же молодой – 28 лет. Или все, «наелся»?

- Не то что «наелся»… Я умею переключаться. Это очень полезно в жизни – когда надо перейти на другую деятельность. На какую именно? Пока не хочу говорить, но есть планы определенные.


Золотые зерна воспоминаний


- Давай оглянемся назад, вспомним самые яркие моменты в спорте? То, что врезалось на всю жизнь.

- Конечно, очень большой вклад в мою спортивную жизнь внес мой первый тренер, Клавдий Евгеньевич Заграйский. Я пришел к нему из юношеского спорта, в четырнадцать лет, и ушел в восемнадцать. И эти четыре года стали очень ценными: тренер заложил в мою голову некий фундамент, в плане понимания жизни, тренировочного процесса. И болел за меня, и как-то оберегал, можно сказать. А потом был Василий Лаврентьевич Шкурбицкий – я перешел к нему, тогда уже пошли и другие результаты, и уровень соревнований повыше. И вот однажды я поехал на соревнования в Волгоград. И у меня сильно заболела спина. Я не мог бежать вообще, разогнуться не мог! Не знаю, что это было вообще, какая-то травма. И в полуфинале забега на 60 метров я еле добежал. Кажется, это была юношеская «Россия». И все, приехал расстроенный. И через год снова в Волгограде на тех же соревнованиях я занял второе место. Это была первая моя медаль. У меня было такое счастье – когда я понял, что я могу! Вот этот забег я хорошо помню. Результат был 6,78 сек – я пробежал по личному рекорду, а норматив мастера спорта на тот момент был 6,84 сек – то есть я значительно превысил «мастера». Я трудился, пахал пять лет и стал призером! Это было для меня реально счастье какое-то. Мы же тренировались не ради денег. Мне платили, помню, 4 тысяч рублей «на питание» – так это называлось. И вот я стал серебряным призером. После этого мне сумму подняли до семи тысяч рублей – я стал миллионером! – с наигранным пафосом говорит Алексей. И смеется от души.

А потом, вспоминая тот, другой случай, он уже не веселится. И голос у него становится другим.

- И потом… Волгоград, видимо, для меня стал каким-то особым городом… Точка отсчета. Через года два я туда снова поехал – уже на молодежное первенство. Я шел лидером… Я особо это никому не говорил, но у меня были проблемы с нервной системой. Я не мог спать ночами. Мы готовились очень сильно, я выступал третий год по молодежи – заключительный, и, конечно, настраивался эту «Россию» только выиграть. Лидеры, такие, как Александр Бреднев, уже ушли во взрослый спорт, и я боролся только сам с собой. И в этот период я месяц боролся с бессонницей: все пробовал, разное снотворное – не помогало. А при этом результаты были очень крутые! И вообще было все классно. И вот я еду на первенство России. В ночь перед стартом поспал всего час, только под утро заснул. Утром выпил энергетик, пробежал, выиграл свой забег. Прихожу в отель, пытаюсь спать – бесполезно. И состояние такое… странное: вроде ты сонный, но в то же время можешь бежать. И я бегу полуфинал, выигрываю его и попадаю в финал с лучшим временем. И все, я – кандидат на победу! И вот финал – а я вообще никакой… Меня тянет спать, я с этим борюсь, начинаю бежать – меня «зажимает», я бегу на «жестких» ногах, не могу расслабиться… И становлюсь третьим. Расстраиваюсь, приезжаю в Иркутск. Прихожу к директору Школы высшего спортивного мастерства Анатолию Борисову. И все как-то совпало, наверное, звезды сошлись. Потому что как раз в то время наш пилот Александр Зубков искал новых разгоняющих, молодых. А там в бобслее были ребята, бывшие легкоатлеты, которых я обгонял. И у них было все хорошо, и зарплата побольше – не четыре тысячи и не семь. А я их обгонял и сижу тут, не знаю, что делать: мне уже двадцать один год – и что, идти работать за копейки? На шее у родителей – да такого не может быть! А Борисов говорит: «У нас через месяц тесты в Москве!» А я после первенства России еще «готовый», форма не успела уйти. И вот этот месяц мы поработали – и меня отправил Борисов в Москву на тесты.


Новая жизнь в бобслее

На тестировании, которое стало отбором в российскую команду бобслеистов, проблем не возникло:

- Спринт я у всех выиграл, остальное тоже особой сложности не представляло: тройной прыжок, взятие штанги на грудь и бег с тачкой. Причем с тачкой я бежал с ней впервые в жизни, куда-то в сторону меня повело…

- Очень неудобно было?

- Вообще! – оживляется Алексей, – ты бежишь, пытаешься, а она в другую сторону едет. А вообще, тачка управляемая – когда умеешь, то ее можно пальчиком двигать. Как руль машины – ты же его не крутишь, а чуть-чуть, и уже чувствуешь машину. В упражнении с тачкой я показал третье время, но мне разрешили пробежать еще раз, и я выдал уже второй результат. И московские тренеры сразу стали подходить, интересоваться: какие у меня результаты, где я занимаюсь? И я думаю: ничего себе, я кому-то нужен, оказывается? А это сборная России, между прочим! Вот это мне очень запомнилось. Это был такой момент определенного счастья. Первая медаль на первенстве и вот этот отбор – это я запомнил очень сильно.

- Вот как вышло: провал в легкой атлетике привел к взлету. А если бы его не было…

- Да, да. Абсолютно так. Я бы остался в легкой атлетике – если бы выиграл тогда молодежное первенство. И вряд ли бы попал в сборную России. Уж не говоря о том, чтобы стать олимпийским чемпионом. Так и бегал бы…

- Кстати, проблемы-то со сном ушли?

- Да, кстати, ушли! Представляете?!

- А с чем ты это связываешь?

- Хм. Не знаю! Вы первая, кто спросил. Но это правда: я тогда вернулся домой после первенства России, и спустя какое-то время они ушли! Такое у меня было, видимо, перенапряжение в легкой атлетике… Все это меня гнало, гнало, я с этим не мог справиться… И в итоге я этот период перескочил – и результат пошел.

Всего-то три года понадобилось Алексею Негодайло, чтобы стать олимпийским чемпионом. В соревнованиях четверок Алексей Негодайло и пилот из Братска Александр Зубков на двоих принесли Иркутской области две золотые медали. Первые в новой истории страны – до того у нас были чемпионы только при СССР.

Чудо! И самое главное – ведь в момент триумфа в Сочи иркутянину было всего-то двадцать четыре года. Сколько еще олимпийских циклов у него впереди? В бобслее выступают и за сорок. Можно смело идти вперед.

- Наверное, когда ты стоял на пьедестале Сочи-2104, будущее виделось прекрасным и сияющим?

- Нет. Я начал еще сложнее путь. Я бросил то, что объективно умел, и начал то, в чем вообще не разбирался. То есть, это риск определенный был, и это уже шла ва-банк игра. По договоренности с главным тренером сборной России Пьером Людерсом я переквалифицировался в пилоты.

Почему риск? Потому что в России так было не принято:


- Раньше в пилоты приходили из санного спорта: те же наши Александр Зубков, Александр Касьянов. Легче, конечно, когда пилот саночник, он все эти трассы знает еще с детства. В санный спорт приходят в детстве, а в бобслей – с 18-20 лет. И выгоднее взять человека, который уже привык к скорости. Этот фактор никуда не денешь. Человек просто меняет машину: сани – на боб, где чуть другое управление. Но те же немцы давно пересадили на руль разгоняющих, легкоатлетов. Я попал в бобслей за три года до Олимпиады, и за три года получилась медаль. И я помню, что думал так: если так же пахать, как я пахал до этого… Я абсолютно верил, что если сейчас «утону» полностью в пилотировании, целиком этому отдамся – то результат будет, сто процентов!

- Максимализм?...

- Нет, это были рациональные вещи. Когда тренер, олимпийский чемпион Пьер Людерс, тебя готовит, и помогают другие квалифицированные тренеры, и есть оборудование – это решение было абсолютно обоснованно. Мы готовились, перед нами были поставлены очень серьезные цели и задачи. Была создана «экспериментальная сборная России». Хотя это только у нас, в России считалось экспериментом, а для всего мира это уже абсолютно нормально – что разгоняющий переходит в пилоты. Потому что уже совсем другие мерки везде.


Переворот и падение

И вот в сборной России решили сделать попытку переворота. Изначально в этом проекте «стань пилотом» участвовало 6-8 человек. В первый сезон поехали трое, рассказывает Алексей Негодайло, доехали до конца сезона – двое.

- И на следующий сезон я остался один, - вспоминает иркутянин, - и даже сумел занять четвертое место в общем зачете Кубка Европы. То есть, результат достаточно неплохой, я считаю. Я ведь после Олимпиады почти не отдыхал, как это обычно принято, а сразу пошел готовиться в пилоты. Я сделал около 380 заездов – это очень много. Обычно новый пилот делает около ста заездов. Но здесь была усиленная подготовка. Год за три, можно сказать. Хотя психологически, наверное, каждому хочется – отдохнуть после Олимпиады. Потому что олимпийский сезон был очень тяжелый: и психологически, и физически. Для спортсмена ничто не сравнится в этой жизни с Олимпиадой.

- Зачем же так форсировали? Неужели надеялись успеть к следующей Олимпиаде-2018?

- Нет, я рационалист и понимаю, что все равно лет восемь должно пройти.

- Вспомни свои первые ощущения в качестве пилота?

- Я упал! Первый раз в жизни перевернулся. Система подготовки такова: никто же не знает – как это, ехать? Мы знали в теории… Сначала нас пускали с шестого виража и без разгона, но все равно – нам казалось так быстро! Потом поднимали все выше… И вот все пытаешься пытается понять – как он управляется, этот снаряд? Вы машину водите? Это как опыт за рулем: поначалу боишься за все – как повернуть, сколько осталось до бордюра, как там другие на дороге? Здесь – то же самое, это приходит с опытом, навык вождения. Поначалу тебе все кажется очень сложным, ты не чувствуешь скорость, тебе говорят – попробуй исправить. Если ничего не получается, ты не выполняешь инструкции тренера – тебя снимают. А если выполняешь – то ты уже считаешься обучаемым человеком. Это, конечно, сложнее, чем вести машину по городу. Но это реально: год, два, три... Вот Александр Зубков ушел из санного спорта – и он далеко не сразу поехал. То есть, надо было терпеть и ждать.

Хронология событий: в феврале 2014 года Алексей становится олимпийским чемпионом Сочи. Летом – сборы, привычная пахота. Следующая зима – 2014/15, создается экспериментальная школа. Алексей Негодайло в качестве пилота регулярно участвует в соревнованиях, стартует в Кубке Европы. Пока все хорошо. Следующая зима: 2015/16 – самый успешный сезон для Негодайло в качестве пилота: он становится пятым в общем зачете Кубка Европы в двойках. Он на слуху, о нем много говорит центральная пресса:

«Олимпийский чемпион Сочи Негодайло перешел из разгоняющих в пилоты. В нынешнем сезоне он выступал на этапах Кубка Европы и был включен в число участников гонки двоек на чемпионате мира, проходящем в австрийском Иглсе, где занял 25-е место».

«Российский пилот Алексей Негодайло получил важный опыт, выступая в гонке двоек на чемпионате мира, хотя и не смог добиться высокого результата, заявил главный тренер сборной России Пьер Людерс».

«Главное было – получить опыт выступления на таком большом соревновании. У него все равно был ряд хороших заездов, и я им вообще не разочарован. Негодайло еще нужно время, чтобы полностью состояться как пилоту, но он уже сейчас показывает хорошую динамику. В случае с каждым пилотом два-три года уходит на то, чтобы посмотреть, как движется кривая его развития. А на чемпионате Европы в Санкт-Морице Негодайло в некоторых заездах легко попадал в топ-20», - говорил Пьер Людерс.

В общем, все шло к осуществлению его мечты. Примерно в то же время его начала беспокоить травма – дело вроде бы обычное для спортсмена.

- Это была травма голеностопа, связанная с изменением связочного аппарата. Это от нагрузок. В бобслее это – самые распространенные травмы: ахиллово сухожилие и колени. Связочный аппарат, который держит голеностоп. Мы же постоянно атакуем лед со снаряда. Мы двигаем двухсоткилограммовый снаряд под углом, своими ногами! Это постоянно рывок, постоянно стрессовые нагрузки. А при этом холод, может, кровообращение где-то хуже... Мне врачи клеили тейп, ставили уколы, мы делали перерыв на отдых – ничего не помогало. И вот этот самый удачный сезон оказался моим заключительным…



Сделал все, чтобы вернуться

Тогда еще никто не думал, что это не просто надолго, а навсегда. Меньше всего хотел об этом думать и сам спортсмен. Он решил: если дать хороший отдых…

- Так думал не один я. Тренеры мне сказали – надо провести в Москве комплексное лечение. Две недели я провел в отделении, мне круглые сутки делали процедуры. В итоге настало вроде бы улучшение…. Но все равно не до конца. Летом мы договорились, что первую часть сезона я пропускаю. Потом я начал опять готовиться – и снова все началось, травма дала о себе знать.

В общем, лето 2016 года Алексей посвящает лечению, и зимой 2016/17 он уже не тренировался – только пытался восстановиться. Но все зря. А ведь мы так болели за него! Он на самом деле сделал все, чтобы вернуться.

- Это печально все. Можно было, наверное, раньше все оборвать и начать серьезно лечиться. Но сезон пилотирования – это очень дорогого стоит. Это же опыт, который потом никуда не денется. Наверное, это спешка была какая-то небольшая. Я физически просто не смог.

Уже минувшей зимой, в сезоне 2016/17 Алексей Негодайло не тренировался. Он еще лечился, но уже понимал, что о большом спорте можно забыть.

- Когда всю жизнь готовился, работал, тренировался, а тут факторы, с которыми ты вообще не можешь справиться, никак! Ну… Как-то это надо быстро пережить и начать новую жизнь.


Новая жизнь


Сейчас Алексей открыл в Иркутске свой небольшой проект по спорту:

- У меня есть сейчас небольшой фитнес-клуб, я бы не назвал это каким-то бизнесом, просто занятия, в одном из спальных районов Иркутска, для женщин.

- Получается? Группу-то набрали?

- Да, хотя летом тяжело, мы открылись в такое время, когда лучше не открываться – в апреле. Пока тяжеловато, но все равно не в минусах идем. Я люблю быть в какой-то «движухе». Вот даже сейчас этот фитнес – было голое помещение, надо было сделать полностью, с нуля, спортивный клуб. Я же спортсмен! А не предприниматель. Я два месяца только искал помещение, потом строительные моменты, где я не разбираюсь, да и в фитнесе женском я тоже, по сути, не понимаю ничего. Но в городах, где мы соревновались, я видел красивые залы, красоту вот эту… И подумал: почему бы не создать свой фитнес-центр? Небольшой, уютный. Но это так, это больше для саморазвития. Чтобы понять в жизни: как вообще строится мелкое предпринимательство? Может, к чему-то большому это приведет. Все же начинается с чего-то небольшого: начинаешь этим заниматься, обрастать, думать…

- Посетители знают, что клуб открыл олимпийский чемпион?

- Возможно, знают. Я особо не кричу об этом. Тут это не имеет значения. Другое дело, если бы я открыл школу общефизической подготовки Алексея Негодайло – возможно, тогда имело бы ценность мое имя в спорте. А здесь массовый спорт, для женщин – что я им могу дать как олимпийский чемпион? Ничего. Я надеюсь, что буду полезен к какой-то сфере выше, чем просто вести тренировки.

- Может, настало время реализовать свои мечты? Вспомни, о чем ты мечтал в детстве?

- Я мечтал быть спортсменом и стать олимпийским чемпионом. Но только по легкой атлетике! А получилось – в бобслее.