По ком воет Жиронская волчица?

Вячеслав Романович Каминский
По дороге Геракла
Какое отношение Христофор Колумб имеет к затерявшемуся среди Пиренейских гор испанскому, а точнее каталонскому городу Жироне? Ведь великий мореплаватель здесь отродясь не бывал. Да и зачем ему сюда было наведываться, когда вокруг города одни горы высокие. Но неспроста же, в 1992 году в честь 500-летия открытия Америки Колумбом, в самом центре Еврейского квартала Жироны был установлен этот весьма замысловатый памятник — подарок жителей Хайфы. Конечно же, неспроста. Автором его является известный израильский скульптор Майслер, чьи работы украшают многие города мира.
Сам памятник дает некоторую разгадку, почему он стоит именно здесь, а не в каком-то другом месте. И если с одной его стороны на нас стремительно несется под всеми парусами каравелла с самим Христофором Колумбом, высматривающим в пучинах вод новый континент, то с другой — мы видим тех, кто спонсировал Христофору эту экспедицию, давал деньги на открытие новых земель. А спонсировали ее те самые евреи, которых буквально за день до отплытия кораблей Христофора, специальным королевским указом изгнали с испанских земель. В том числе, естественно и из славного города Жирона, где располагалась самая большая еврейская община Каталонии. Та, что и спонсировала экспедицию Колумба. Так испанский король Фердинанд второй Арагонский и его дражайшая супружница Изабелла Кастильская отблагодарили тех, кто сделал немало для развития и процветания Испании в целом и города Жирона в частности. Ведь, когда в 889 году, как утверждает летопись, здесь обосновались первые двадцать еврейских семей: врачей, ювелиров, ремесленников, торговцев, то и тогда уже Еврейский квартал или Жиронский Кол, как стали называть это место горожане, превратился в один из самых зажиточных районов города. Ну а уж когда тут по приглашению самого Архиепископа поселилась богатая и многочисленная еврейская община, Жирона вообще расцвела.
Конечно, пришла она не на пустое место. Ведь, как известно, город этот был основан еще в те далекие времена, когда в этих краях обитал трехглавый великан Герион, безответно влюбленный в местную красавицу Пиренею. Ту самую, которая запала в сердце основателю Испании – Гераклу, когда он пришел из Древней Греции в эти места совершить свой десятый подвиг, а именно найти и похитить у Гериона стадо волов. Не стану пересказывать всю полную драматизма историю о том, как жестокий Герион от ревности сжег в лесу свою возлюбленную Пиренею, как Геракл решил отомстить за ее смерть. Но именно после всех этих нешуточных баталий и гибели Гериона три его сына на освобожденных Гераклом землях основали новый город, дав клятву очистить имя отца. Так, согласно легенде, и был основан город Жирона. А на том самом месте, где Геракл похоронил бедную Пиренею, навалив на ее могилу огромные камни, образовались Пиренейские горы.
Впрочем, есть и более правдоподобная история о происхождении Жироны. Хотя и она уходит в далекое прошлое, когда еще в семидесятых годах до нашей эры, проходя по «Дороге Геракла», древнеримский полководец Помпей основал здесь небольшую крепость, дав ей имя Герунда. И хотя с тех времен прошло уже более двух тысячелетий, стены эти до сих пор оберегают, а скорее украшают Жирону. Мы сами ходили по этому многокилометровому променаду (не всему, естественно), получая от этого огромное эстетическое удовольствие. Справедливости ради стоит сказать, что стена эта не совсем древнеримская. За минувшие тысячелетия ее неоднократно подновляли, удлиняли и совершенствовали. Но мы на это не в обиде.
Впрочем, с тех далеких времен сохранилась не только крепостная стена, но и фрагменты некоторых античных сооружений и даже целая башня Жиронелья. Та самая, в которой во времена еврейского погрома 1391 года, когда разъяренная толпа терзала десятки ни в чем не повинных людей, спасались от рук инквизиции те, кто на протяжении многих лет создавали могущество и величие Жироны.
Но вот что интересно, сегодня, когда давно уже все евреи изгнаны из Жироны, а многие даже сожжены, главной ее исторической достопримечательностью является… Еврейский квартал. Его еще называют Эль Калль, что в переводе с иврита — «община». Мы гуляли по этим длинным, узким, кривым улочкам, зажатым между высоких стен, проходили сквозь арки с изображением звезды Давида, спускались и поднимались по многочисленным лестничным подъемам и спускам, стараясь представить, как жили, чем занимались, о чем думали в те далекие времена члены этой многочисленной общины. Многие годы они верой и правдой служили испанской короне и наивно верили, что обрели здесь вторую родину, но были подвержены жестоким гонениям и пыткам.
Когда-то на этих улицах горели костры инквизиции, на которых сжигали непокорных, тех, кто не желал принять другую веру, а в их домах… устраивали погромы. Тогда же по указу короля испанские власти распорядились изгнать из страны всех иудеев, не принявших католичество. Так Фердинанд II одним росчерком пера погасил свой долг, который он и его предшественники задолжали еврейской общине. Большинство ее членов, опасаясь за собственную жизнь и жизнь близких, бросили свое имущество, ведь ни золото, ни бриллианты, ни другие ценные вещи брать им возбранялось, и бежали из страны… в Турцию. Что дало право турецкому султану Баязиду II язвительно заметить: «Испанцы выгнали тех, кто сделал их богаче».
Но вот что интересно, сегодня, пожалуй, только в Жироне можно наблюдать в первозданном виде старинные дома евреев, такими, какими они были еще в те далекие годы. Гуляя по узким улочкам Еврейского квартала, мы видели эти строения с глухими стенами без окон, поскольку евреям запрещалось устанавливать их с наружной стороны здания, а только во двор. В этих домах сохранились и небольшие отверстия для мезузы — свитка пергамента с отрывком из молитвы. То, что здания эти дошли до нас в первозданном виде вовсе не чудо. Просто те бедные католики, которые после изгнания евреев поселились в их домах, не в состоянии были заняться перестройкой. Вот благодаря этому они и сохранились до наших дней.
Впрочем, в Еврейском квартале есть и другие интересные сооружения. И в первую очередь – это, конечно же — Кафедральный Собор. Католический, естественно, который вырос на месте сожженной синагоги. Правда, справедливости ради стоит заметить, что еще раньше на этом месте стоял древнеримский храм Аполлона. Но к моменту строительства синагоги он был уже разрушен. А вот Кафедральный собор дожил до наших дней. В нем переплелись и романский стиль, и готика, и ренессанс, и барокко. А что ж вы хотите, строился-то он более ста лет, вот и намешал всякого. Но от этого нисколько не потерял. А может даже и приобрел.
Но, пожалуй, главной изюминкой этого собора стала парадная лестница, ведущая прямо в храм, аж в 90 ступенек. Она появилась здесь гораздо позже, уже в XVII веке. Дело в том, что соборная площадь была столь маленькая, что во время больших католических празднеств, здесь из-за обилия молящихся происходили массовые беспорядки и столпотворения. Вот таким образом, за счет гигантской лестницы, которая долгие годы была самой большой в Каталонии, и увеличили площадь.
Но, лишь только была сооружена лестница, как тут же появилось поверье, мол, прежде чем попасть внутрь храма, надо начать отмаливать грехи. По одному на каждой ступеньке. А что, не так уж и много…
Впрочем, в Жироне бытует поверье и покруче. А именно – целовать Жиронскую львицу в самое непотребное место – в зад. Притом, что сама эта львица, изваянная из мрамора неизвестным скульптором еще в XI веке похожа на что угодно, только не на африканскую кошку. Да и вообще, причем тут львица, если скульптуру эту установили в честь совсем другого священного животного – Жиронской волчицы, той, которая еще в древнеримские времена своим воем предупреждала горожан о приближающейся опасности и тем самым спасала им жизнь. Вот и захотел неизвестный скульптор увековечить в камне образ священного животного. И ведь увековечил.
Но как Жиронская волчица стала вдруг львицей? Загадка, которую до сих пор пытаются разгадать британские и не только британские ученые. Мне вот представляется, эта история примерно так: когда безымянный скульптор, хотя скорей всего в те далекие времена он имел и имя, и даже фамилию, представил горожанам свое детище, то поверг их в некоторое смятение своеобразным видением образа волчицы. Ну не бывает таких волков… Знаем – видели… Вот и предположили горожане, что, может, автор изобразил вовсе не волка, а льва, с кем жителям Жироны еще встречаться не доводилось. Ну а скульптор не стал их в этом ра-зубеждать. Конечно же это вылитый лев. Точнее, львица. Точь-в-точь, как настоящая…
Да, ну зачем это животное нужно целовать в то самое место? Впрочем, и этой загадке тоже есть свое объяснение. Когда Жиронскую львицу установили у входа в город, пытливые стражники таким образом проверяли кто перед ними – настоящий житель Жироны или пришелец, которому этот тайный пароль – пропуск неизвестен.
Ну а уж сегодня тысячи вездесущих туристов облобызали мраморный зад бедному животному до блеска. Для удобства к нему даже металлическую скамейку подставили. Многие верят, что этот поцелуй принесет им счастье и удачу. Не хочу их разочаровывать, но целуют они зад ненастоящей львице, а всего лишь копии. Потому как настоящая, на всякий случай, надежно припрятана в художественном музее города. Впрочем, какая разница. Главное верить! И надеяться, что еще не раз удастся вернуться в этот замечательный город. Со своей полной драматизма историей, особым колоритом и неповторимым очарованием.