Там лучше!

Олег Сенатов
К обширному архиву семейных фотографий, до этого мною почти не потревоженному, я как-то обратился с одною конкретной целью – найти, и посмотреть в лицо как можно большему числу своих предков. Поскольку для решения этой проблемы у меня не было никаких документов, кроме фотографий, мне пришлось ее решать лишь путем выявления фамильного сходства изображенных на них персонажей, и датировки снимков по признакам «духа времени». На самообучение этим двум методикам мне потребовались целых два летних месяца «нехорошего» 2017 года.
Наконец, поставленную задачу я решил, точно установив одну прабабушку, одного прадеда, одну прапрабабушку, и одного прапрадеда, а также, с высокой степенью достоверности предположив «находку» еще одной пары старших предков: другой прапрабабушки и другого прапрадеда. Для идентификации мне потребовалось их отделить от нескольких десятков других персонажей, заполнивших как индивидуальные, так и групповые снимки – родственников, знакомых, сослуживцев, слуг, «пропахать» целую эпоху с 1880-х до 1900-х годов, побывать там во многих местах.
Теперь, когда этот труд завершен; казалось бы, можно запихнуть фотоархив куда-нибудь подальше, и включиться в современную жизнь, но нет – старые фотографии не отпускают. Вот, например, первоначально оставленный без внимания снимок: на засыпанной снегом лесной просеке стоит солидный мужчина, на вид – лет сорока. В его руках – веревка, привязанная к деревянным салазкам, на которых сидит девочка лет десяти. За санками стоит молодая женщина, наклонившись над девочкой, и ее приобняв. Теперь, когда я хорошо знаком с моей прабабушкой Любовью Петровной, я ее в молодой женщине узнаю; следовательно, девочка – моя бабушка Мария Алексеевна. Кто же тогда этот солидный мужчина? По возрасту он ей в отцы не подходит, тем более что я предположил, что отцом Любови Петровны является пожилой мужчина в седых бакенбардах с группового снимка, сделанного во дворе, где на фоне кирпичной стены в ряд расставлены стулья, на которых, кроме него, сидят шестеро женщин, (одна из них – моя прабабушка; радом с ней стоит девочка лет семи, похожая на ту, что сидит на санях), а двое мужчин в офицерских фуражках стоят за стульями. Но мужчина на снимке с санями имеет портретное сходство с предполагаемым отцом моей прабабушки, и если он – ее брат, то не он ли стоит за стульями на снимке во дворе? – Трудно сказать: снимок нечеткий. Кроме того, я вспомнил о еще одной не использованной мною фотографии, где на фоне входной двери деревянного дома снялись трое женщин; двое из них в шутку надели офицерские фуражки – они явно сняты с тех мужчин, что стояли за стульями на фото во дворе – значит, эти снимки сделаны в одно и то же время; следует ли из этого, что деревянный дом, на фоне входа в который они сфотографированы, стоит в этом же дворе? Это тем более важно, что этот вход попал  и на другие снимки. И тот же ли это деревянный дом, на фоне которого десять-пятнадцать лет спустя сделана групповая фотография, где присутствуют моя прабабушка и ее дочь, ставшая стройной интересной девушкой – моей будущей бабушкой Марией Алексеевной? Или, например, что за двухэтажный нарядный особняк послужил фоном для фотоснимка, на котором изображена моя бабушка в девическом возрасте? – Вроде бы, она выросла отнюдь не в хоромах. А эта лесная просека, снятая в зимнее время – та же ли она самая, что изображена на многочисленных снимках летнего леса? Вот бы пройти этой просекой, и увидеть, где она кончается! Или узнать судьбу деревянного дома, в котором прошли детство и юность моей бабушки Мария Алексеевны!
……………………………………………………………………………………………..
По мере того, как я все глубже и глубже всматриваюсь в старые фотографии, число таких вопросов только множится; обнаруживается все больше персонажей, которые мне становятся небезразличны, находится все больше мест, которые завораживают. По мере того, как тот, давно ушедший мир разворачивается передо мною, я испытываю к нему все большее влечение; постепенно он меня в себя затягивает, и чем глубже я в него погружаюсь, тем меньше меня интересует современный мир, в котором я сейчас обитаю.
                Сентябрь 2017 года