Душистый хлеб

Екатерина Литвинова 2
 
                Светлой памяти схиархимандрита Гавриила



 В Павловку мы приехали первый раз вдвоём с молодым священником Николаем.
Стоял тёплый май, цвела сирень.
Навстречу стремительно вышел простоволосый батюшка:
- А Вы знаете, мать Екатерина, у меня греческая фамилия - Придуракис! Меня так и называют - отец Придуракис!
Ничего, что я в такой мятой одежде, вам не будет стыдно погулять со мной по улице?

  Захотелось разуться и пойти за батюшкой босиком по траве.
-Не смущайтесь, что я вас так называю - "мать Екатерина" - как ощущаю вас, так и говорю...
 
  Сидим на лавочке у домика батюшки, на сердце так радостно, как в детстве, улыбаемся.
 Батюшка делает глубокий вдох:
- Отец Николай, чувствуешь, какой воздух?.. У вас в городе такого нет! Всё цветёт, пахнет-то как!
- Батюшка, у меня насморк, не слышу запахов...
- Пойдёмте, покажу вам звёзды - в городе таких не видно! Смотри, отец Николай, прямо над нами какое созвездие?
 Молодой отец снял очки,протёр,и сокрушённо пожал плечами:
- Да я же слепой, батюшка! Не вижу без бинокля...
И тут батюшка, даже привстал с лавочки от восхищения:
- Какой же ты счастливый, отец!

 За столом - самопечный душистый хлеб. Батюшка подвигает тарелку с рыбой:
- Вот если кто капризничал, отказывался съесть рыбу, мой духовный отец после и сам целый месяц рыбы не ел... Мать Екатерина, вы знаете старца Виталия?
 Понимаю, что если не осилю эту тарелку, то после нашего отъезда батюшка тоже месяц не станет есть рыбы. Под взглядом улыбающегося батюшки вымазываю пустую тарелку хлебом.

 В келье достаёт старый проигрыватель, ставит пластинку - Реквием Моцарта:
- Знаете, что это за произведение? Необыкновенно! Сколько силы!
Замечая, что я уткнулась в книгу, ставит пластинку сначала:
- Мать Екатерина, это надо слушать!
 Уже потом, вскорости после поездки, я начну хоронить своих близких одного за другим...
Батюшка не сказал об этом, просто заставил слушать Реквием два раза.

- Приезжайте, хлеба такого в городе не пекут! Вот за хлебом и приезжайте!
От этих слов cтало тепло на сердце. Когда много позже, оставшись одна, постучалась в окошко батюшки, подумала: "Он будет рад!"

 Уезжая, оглянулась: батюшка кланялся нам вслед земными поклонами...
Глаза наполнились слезами. А после того, как в сумке с душистым хлебом нашла деньги, долго ещё от слёз благодарности не видела дороги...


                (Продолжение будет)