Гоголь-Центр Серебренникова. Шок

Светлана Сурина
  СПЕКТАКЛЬ "МАШИНА МЮЛЛЕР"
      ( Впечатление)      


 Любите ли вы театр?..

  А любите ли вы голых мужичков и дев на сцене?. .То есть абсолютно голых?..
 
  Вам,  наверное,  ещё не приходилось видеть это в таких количествах:  на сцене их было по 8 штук обоих полов.
 
     Сначала это вызвало у зала оторопь…
Но быстро осознав,  что они сами быстро не уйдут,  вы начинаете приспосабливаться к неизбежности провести с ними вместе два часа без права выхода наружу…
 
  Однако,  вожделения они не вызвали,  несмотря на кокетливые поигрывания своими гендерными  достоинствами…Было очень холодно в неотапливаемом театре,  и выглядели они синеватыми--  прямо по сезону…
  Как мы поняли,  по замыслу режиссёра Серебренникова, эти голые статисты должны были показать ненависть ко всему человечеству  -- злое,  грешное,  демагогичное…
 
  И хотя в основу  сюжета  взяты сцены  из романа  Шодерло де Лакло «Опасные связи»,  клеймящего ИЗЫСКАННОЕ  зло,  предъявленные нам в этом спектакле Вальмон (режиссёр всех скандальных спектаклей Москвы Константин Богомолов)  и маркиза де Мортей (телеведущая Сати  Спивакова-  жена  скрипача и дирижёра Спивакова--  оба не профессиональные артисты),  меняющиеся периодически полами,  невнятно и смачно произносили монологи о грубом зле, о безумно ненавистном и манящим  сексе …

   Как описывал подобные ситуации любимый  театром Бунин, «свои монологи они произносили с  пошлой певучестью,  фальшью и глупостью в каждом звуке с назойливой томной страстностью…»…
И очень громко,  и слишком долго…
 
  Голые люди на заднем плане никакого отношения к героям не имели:  у них задача была—поскорее согреться,  для чего весь табун дружно переходил на марш,  потом на гимнастику всех частей замлевших тел; периодически они устанавливались в ряды на голых четвереньках,  изображая опоры для задниц героев…
 
  Закрадываются в голову философские мысли: как этот ребус следует  решить? Как факт демонстрации перед нами нашего народа,  измордованного муштрой, унижением одетых правителей…Над их головами периодически вспыхивают кадры расстрела толпы танками,  пулемётами,  огнемётами..
 
  Но голый сам по себе--  это ещё не грех,  чтобы за это  так жестоко казнить..
  Для этих целей необязательно было раздевать народ до гола.
 
  Надо бы подумать и о зрителях: всё-таки столько пенисов,  отверстых  взору,  в одном помещении,  если это не баня,  очень трудно проглотить…
    Создавалось ощущение,  что мы в зоопарке перед  диковинными животными,  когда клетки куда-то унесли…
 
  И чуть –чуть пугали бегущие строки на экране,  умиротворённо успокаивающие,  что всех нас роднит только смерть
 
   Может быть,  выражая ненависть ко всему человечеству ( чего уж тут мудрить--  оно того заслуживает),  хотелось бы,  чтобы нас,  зрителей, на эти два часа вычленили из этого человечества…
 
  Конечно,  жалко режиссёра,  обиженного нашей властью: вон сколько у него нашлось идей в его странной маленькой изящной голове с шапочкой на затылке и серьгой в ухе,  но он-то в эти минуты  уже  под арестом у себя дома среди приятных тёплых вещей,  а мы сидим  прямо на ступенях с подстилкой  в холоднющём зале и смотрим с содроганием на голых валяющихся на полу актёров,  смысл появления и игры их на сцене так и не был нами уловлен…
 
  Но если мы чего-то не понимаем,  это вовсе не значит,  что этого не должно быть:  ведь если тело обнажают,  значит это кому-нибудь нужно?..Значит, это необходимо,  чтобы в Московских театрах (Гоголь-Центре,  Еромолова у Меньшикова,  в Ленкоме у Захарова,  в МХТ у Табакова)  каждый вечер появлялся 

на сцене  хотя бы один голяк!...

(И все-таки Серебренников нам дорог и любим...
Пусть свобода подарит ему еще много гениальных несуразностей.)