24 глава. Синтаксические фигуры речи

Элла Лякишева
         Иллюстрация из интернета.

                Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
                Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

          ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)

       Объясняемые термины: АНАДИПЛОСИС.  АНАФОРА.  ЭПИФОРА.  АНТИТЕЗА.
              ГРАДАЦИЯ. ИНВЕРСИЯ.   ОКСЮМОРОН.   ПАРАЛЛЕЛИЗМ.      

       Этот раздел главы посвящен второй группе художественных средств, с помощью которых рождается Поэтический образ.

      Это особые способы построения предложений – синтаксические (стилистические) фигуры речи.

     АНАДИПЛОСИС (от греч. «повторение»)  - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего:
                О, весна,  без конца и без краю,
                Без конца и без краю  мечта!       (А.Блок)
               
   АНАФОРА (от греч. «anaphora» - вынесение вверх) – повторение одинаковых элементов в начале предложений или строк. Различают её виды:
         
          1.звуковая (повторение одинаковых звуков):
                Грозой снесённые мосты,
                Гроба с размытого кладбища.     (А.Пушкин)

         2. морфемная (повторение одинаковых морфем):
                Черноглазую девицу,
                Черногривого коня!               (М.Лермонтов)

         3. лексическая (повторение одинаковых слов):
                Не напрасно дули ветры,
                Не напрасно шла гроза.           (С.Есенин)

        4. синтаксическая (повторение одинаковых синтаксических конструкций, то есть параллелизм):
                Брожу ли я вдоль улиц шумных,
                Вхожу ли в многолюдный храм,
                Сижу ль средь юношей безумных,
                Я предаюсь моим мечтам.          (А.Пушкин)

        5. строфическая (повторение одинаковых слов в начале строф). Примеры – у  М.Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива»), у К.Симонова («Жди меня»).
      
     ЭПИФОРА - повторение слов в конце строк:

Солнышко утром в колодезь озёр
Глянуло – месяца нет…
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло – месяца нет…            (С.Есенин)

 Если же одинаковые слова повторяются в середине строки,  то перед вами другая фигура - СИМПЛОКА:

Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.       (В.Лебедев-Кумач)

    АНТИТЕЗА (от греч. «antithesis») –  противопоставление,  служащее для усиления выразительности речи и чувств.
               
 Основа антитезы -  антонимы (греч. «anti» - против,    «onyma» - имя) – слова  с противоположным значением:

Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро ПЛОХОЕ,
А ХОРОШЕЕ долго живёт.         (К.Ваншенкин)

     Каждое слово при  встрече с противоположным по значению раскрывается полнее. Яркий пример  использования этого приёма в поэзии - стихи Франсуа Вийона, прочитанные им на поэтическом  состязании при дворе Карла Орлеанского, любившего словесные игры. Перевёл их Илья Эренбург:

От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё – я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
               
    Виды антонимов:
1) разнокорневые (хороший – плохой, чистый – грязный),

     2)однокорневые (добрый – недобрый, общественный - антиобщественный),

     3) контекстуальные, приобретающие противоположное значение лишь в конкретном тексте, как, например, у Державина:
                Где стол был яств, там гроб стоит.

 Здесь противопоставлены «яства» (символ изобилия) и «гроб» (символ смерти), хотя в обычной речи они вовсе не антонимы.

    ГРАДАЦИЯ — цепь однородных членов с постепенным нарастанием (называется климакс) или убыванием (антиклимакс) значимости  или  чувств:

     «Пришёл, увидел, победил», знаменитая фраза Цезаря, — градация-климакс.

Пример градации-антиклимакса:
                Никто не даст нам избавленья,
                Ни бог, ни царь и  ни  герой.          
                («Интернационал»)
               
    ИНВЕРСИЯ - нарушение привычного порядка слов, когда нужное слово ставится на необычное для него место. Если поэт хочет подчеркнуть важность чего-либо, он выносит нужное слово в начало строки или  в конец, делая его логически ударным.  Примеры инверсии:
                а) определение стоит после определяемого слова:
                Сижу за решёткой в  темнице СЫРОЙ...       (А.Пушкин)
               
                б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова:
                На севере диком стоит ОДИНОКО...              (М.Лермонтов)
               
                в) сказуемое перед подлежащим:
                РОНЯЕТ лес багряный свой убор...               (А.Пушкин)
          
    ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – сочетание противоположных по смыслу слов - фактически это парадоксально звучащая антитеза:               

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка.                (А.Блок)

  Оксюморон  можно встретить в названиях произведений:
 
«Оптимистическая трагедия» В.Вишневского,
 «Живой труп» Л.Толстого,
«Мёртвые души» Н.Гоголя,
«Горячий снег» Ю.Бондарева.
 
   Поэты любят эту фигуру, так как она сразу же обращает на себя внимание читателей парадоксальностью и необычностью:

Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.                (А.Блок)
                ***
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.                (В.Маяковский)
               
     ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ  КОНСТРУКЦИИ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ  ПАРАЛЛЕЛИЗМ) помогают объединить разрозненные детали в единый образ.

  Это: а) одинаковое построение следующих друг за другом предложений:
 
        Я звал тебя, но ты не оглянулась,
         Я слёзы лил, но ты не снизошла.          (А.Блок)

          б) композиционный параллелизм, основанный на сходстве сюжетных линий или  частей композиции: например, за  описанием осенней распутицы следует описание грустного настроения;

          в) хиазм —  когда в  соседних предложениях второе строится в обратной последовательности частей:

       Здесь Пушкина изгнанье началось
       И Лермонтова кончилось изгнанье.        (А.Ахматова)
                ***
        Испанский гранд, как вор,
        Ждёт ночи и луны боится.                (А.Пушкин)

            г) отрицательный  параллелизм особенно любим в народной песне:

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, -
Снова горе подымается,
Словно злая туча чёрная.

             Современные поэты тоже используют  такие конструкции. Мне ОЧЕНЬ понравились строки:   

Не заблудился я,
Но всё же поаукай.
Я не замёрз,
Но не гаси огня.
Я не ослеп,
Но протяни мне руку.
Я не ослаб,
Но пожалей меня.
         (М.Сопин. «Судьбы моей поле», М.: «Современник»,1991)


                Продолжение на  http://proza.ru/2022/04/09/427