О реформах в Китае

Добрый Особист
Необходимость реформ заявляет о себе сама. Задача руководства страны осознать эту необходимость. Выработать чёткий план, предпринять необходимые шаги, контролировать процесс. Как это было в Китае. Китай любят ставить в пример. «Экономическое чудо», «Большой рывок, он же скачок». А как всё начиналось? Есть в КНР провинция Сычуань. Эта самая провинция имеет выгодное географическое положение и ресурсы, На территории  Сычуань сосредоточены: более 50% залежей ванадия, большие залежи кобальта, железной руды и титана, другие минеральные ископаемые. Кроме того хороший климат, наличие рек и озёр. Кстати 85% всех панд в КНР обитают именно на территории этой провинции. Про панд, просто к слову пришлось. Так вот, руководство КНР, осознав необходимость реформ и вообще изменений, решило начать эти самые реформы с этой самой Сычуань. В 1978 г. было принято решение. Правительство зорко следило за приведением своих указов в жизнь. Что же было сделано, в чём состояла суть эксперимента? А вот в чём. Главной особенностью и сутью этих мер был постепенный переход, от плановой экономики  – к рыночной. То есть к рынку было решено двигаться плавно и постепенно. А то ведь и панд погубить можно и не только панд, а и своих граждан. Ни какой обвальной либерализации экономики, ни каких «шоковых терапий» - панды их плохо переносят. Дались мне эти панды… Ну ладно. С этой минуты предприятия, которые все работали по плану, обрели право, реализовывать излишки своей продукции по рыночным ценам. Каждому предприятию давались плановые задания и выделялись ресурсы. Цены регулировало государство, в том числе и рыночные, которые «гибкие».  Централизованные цены постепенно повышались, оставаясь,  однако ниже рыночных. По этому ,предприятия стремились расширить рыночные продажи. А как же «невидимая рука рынка», которая всё отрегулирует и расставит по местам? Спросили бы Чубайс с Гайдаром. В журнале «Коммунист», где Гайдар трудился про это не рассказывали, по этому наша «рука рынка» запуталась в смирительной рубашке. Но вернёмся к Китаю. Плановые задания для предприятий выбирались не напряжённые, так, что бы оставить производителям возможность свехпланового производства. К тому же, рыночные цены могли превышать государственные лишь на 20%. В пределах этой величины и приходилось действовать. У кого лучше, качественней и дешевле – тот и выигрывал конкуренцию на рынке.  По мере роста мощностей эти задания увеличивались медленно, без «рывков» и «перегрева» Так постепенно доля планового производства была доведена до незначительной. Предприятия росли и крепли, ведь полученную прибыль они тратили на развитие.( Рядом стояло государство с дубиной. Это важно. )Этот процесс получил название «дуальной либерализации», ни где в Мире больше не использующийся – чисто китайское изобретение. Эта система имела и недостаток. Предприятия стремились купить как можно больше ресурсов по низким (плановым) ценам, с  тем, что бы произвести, как можно больше продукции, но уже по рыночным ценам. Как ни контролируй, а избежать этого не удаётся. Но эта «ложка дёгтя» легко компенсировалась огромной «бочкой мёда» экономического эффекта. Ценовые и материальные пропорции менялись очень постепенно и медленно. Предприятия и потребители имели возможность приспособиться к новым условиям. Смешанная система создавалась в Китае очень осторожно. В самом начале реформ, в 1978 году, шесть предприятий в провинции Сычуань получили право поставлять сверхплановую продукцию по свободным ценам. В следующем 1979 году это право было делегировано 100 предприятиям. Ещё через год система была распространена на государственные предприятия, производившие 60 % всей продукции. К 1984 году уже все предприятия стали участниками свободного рынка, однако рыночные цены могли быть выше плановых не более чем на 20 %. Это последнее ограничение было снято в 1985 году. При этом китайские реформаторы неукоснительно следовали принципу компенсации проигравшим: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для  предприятий. К 1993 году доля планового выпуска сократилась до 5 %, и план был отменён полностью. Таким образом процесс либерализации цен практически закончился, продлившись 15 лет. Панды (тьфу на них уже) не только не пострадали, но и размножились и вообще благоденствуют. Вот значит Китай и вот они мы, Россия то есть. С Чубайсами. Суть и цель реформ, у нас, была вовсе не приватизация и создание рыночной экономики, а в отъёме власти у «красных директоров» и «вбивание гвоздя в крышку гроба коммунизма». Процитирую великого реформатора.
- "Каждый закрытый завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма."(конец цит.)
И ещё вот, очень показательно - Из воспоминаний Паничева Н.А. - министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР:
"....В начале 1992 года я с трудом пробился на прием к и.о. премьера Гайдару, пришел к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился: - Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим. Визит продолжался не больше минуты." (конец цит.)
Комментарии, думаю излишни.
Ну хорошо, Чубайс с Гайдаром там гвозди вбивали, коммунизм не любили они. Только кажется мне (и не только мне), что вбивали они эти гвозди в головы нашим гражданам. Ну и в заключении (не люблю я этот термин, намекает как бы), вишенка на торт, так сказать. В г. Москва, столице нашей родины, приватизация шла по иному пути, нежели в остальной стране. Больше 20% предприятий сохранили значительную долю государственного участия. Таким образом г. Москва имел экономический эффект от приватизации сравнимый с эффектом по всей России,приблизительно, а именно, по объёму. В остальной стране (для бюджета), где ноль, а в большинстве и вовсе - минус. Есть о чём задуматься, граждане и товарищи, а так же прочие, которые нам уже не товарищи.