Умер Пьер - отрывок из романа Притомный

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2017 10 03
 

Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  дату "ближайшей редакции".


                Из материалов к роману «Притомный»


Лидия Кузьмина-Сапогова
                УМЕР ПЬЕР
(из романа «Притомный»,
часть III – «Питер бока повытер»,
отрывок из главы «Умер Пьер»)


                «Говаривала тетушка Ирена:
                «Живем от Мендельсона до Шопена…»
                Хранила пачку писем из Парижа –
                Их перечтя, шептала: «Ненавижу!» –
                ^ … ^
                А я еще французский не учила,
                Но понимала слово «мезальянс».
 
                Из стихов Екатерины Горбовской


           Аааааааа! Обожгла рукууууууу!
Лежащий  на столе телефон запел – на полную громкость! - когда я наклонилась к духовке в сантиметрах от него. Дёрнулась от неожиданности.

«Кошмар! Позор! Кабак! Бедлам!
Да что такое, в самом деле?
Порядочных женщин, воспитанных дам
Держать буквально в черном теле»?

Захлопнула духовку, уронила телефон.

«Чтоб он подох, так черта с два,
Добра не жди от паразита.
На кой мне дьявол моя голова,
Когда она три дня не мыта»?

Неприлично выражаясь, метнулась к раковине и сунула руку под холодную воду.

«Где мыло? где мочалка? где?
Где крем, хотя бы для бритья?
Кто экономит на чистоте,
Тот или вор, или свинья»!

По рингтону - звонит Амура.
Аля Мурашова получила это прозвище в школе ещё - по причинам прозрачным. Ни лук, ни стрелы в том смысле нужны ей не были: все представляющие интерес объекты бывали ранены - или сражены - лишь при взгляде на ротик в форме натянутого лука же, и стрелами ресниц, и… не говоря о прочем. Выделялась уже в первом классе, как грациозный котёнок среди неуклюжих щенков. С годами суть дела не поменялась.

Амурка – свой человек. Бесцеремонная, вспыльчивая – пороховая! Властная. Но умница и - крепкое плечо. Мы нечасто общались - расстояния, суета. Но без ущерба отношениям. Главное слово при пересечениях - варианты "помнить": а помнишь? - помню...
Рингтон такой сама себе выбрала. Самоиронична. В ней правда было что-то от Эмилии…

Подождёт. Стужу руку.
Добро, что хоть левую …
Морщась, я ухватила мобильник и жалобно алёкнула.
- На письма не отвечаешь, трубу не берёшь! -закричала Амура громче Долиной.
- Не смотрела почту после пяти, у нас гости, - отстраняя ухо, пробурчала я.
- Угадай, что у меня на безымянном пальчике?

Я тупо посмотрела на свободную левую руку. Через все пальцы шла багровая полоса.
- Ау! «Обручальное кольцо! Не простое украшенье»! – пропела Амура.
- Ты стопятьсот лет замужем, - тормозила я.

Амура зашипела рассерженной кошкой:
- Номинально! Фактически нет!
И замурлыкала:
- А это кольцо мне сегодня надел Ванечка! С предложением!

На языке вертелось «сначала разведись»… и Ванечка этот… но я героически выдавила:
- Поздравляю…

Амура вздохнула.
- Неискренне, мадам…

И без перехода:
 - Ты билет взяла?!
- Да, да, приеду через две недели.
- Здравствуйте, я ваша тётя! Донна Рррроза д’Альвадорец! Ты ж через неделю хотела! У нас же сбор!
- Ну… обстоятельства…
- Обстоятельства! Ни одного сиятельства! Кто опаздывает, кто…! Одноклассники! Дружный коллектив! Мне больше всех надо, да?!

Молчу.

- Так и знала, что подведёшь! Фу! Привези мне тех ваших конфет! И НЕ забудь СДЕЛАТЬ ТЕ ФОТКИ ЗАРАНЕЕ! а то я тебя знаю!
- Клянусь...
- А чего голос такой? Ты не рада меня слышать?!

Я вяло объяснила.
- Балда! Сразу бы сказала! А я понять не могу, в чём дело, ты как не ты! Пантенол! Живо! Есть?
- В ванной.
- Дуй! Потом ещё что скажу.

Обильно украсив руку пеной, я вернулась на кухню – в ванной била по ушам музыка из «зала».
Амура вздохнула.
- Слушай, позвони завтра Шуре. У неё бабушка умерла – Секвойя, помнишь? За полгода до ста лет! Завтра десять дней. А она мне только сообщила.

Шура и Амура – в школе подруги не разлей вода… «Шуры-Амуры»…
Дружней их были только сёстры Гаусс – «гаусята»…
Как давноооо…
Потом потихоньку отдалились. Шура, как многие из нас, давно живёт в другом городе. Мы не виделись… ого!
- Конечно, помню. Очень жаль…

Секвойей мы её звали именно за возраст, была она "по метрике" Серафимой.
Больше всего любили собираться у Шуры – такая жилплощадь стала бы абсолютным идеалом для тусовок – трёшка в центре! Родители с младшими близнецами уехали дослуживать на крайний север! Простор и воля!
Но была бабушка Секвойя, оставленная дуэньей.
Мы все ей симпатизировали. Добрейшее создание. И - блюститель чистоты нравов. А «нечистотой» было даже пиво и «недоюбки», сиречь мини… И окромя них много чего... А мы-то старшеклассники… А потом студенты…

С подростковой фигуркой – сзади пионерка, спереди пенсионерка. С басом почти штоколовским.
Она практиковала внезапные появления на пороге - и если успевала заметить «срам» – от того же пива или положенной на девичье плечо недевичьей руки и т.д. - полчаса вправления мозгов «нынешним» были гарантированы.
Выставление дозорных эффективным не оказалось – она могла не появиться вовсе, но внезапно – всегда, как расслабишься.
Выручало нас её слабое зрение – пока линзы наведёт при неярком освещении, можно кое-что подправить.

- Очень жаль, -  повторила я грустно, осознавая, что да – почти сто лет, все не вечны, но Секвойя! – Правда… жаль, славная была бабушка.
- Да ваще одна на поколение! А интуиция! Помнишь, на раз моего бывшего прорентгенила?

… Помню. Став совершеннолетней, Амура скоренько привела «аспирантного» почти жениха в гости – мы все разахались. Тааакой взрослый, тааакой… И в компанию вписался сходу.
Сияющая почти невеста после вечеринки (мы остались помочь с посудой) спросила мирно пьющую чай Секвойю:
- БабСим, правда, он у меня хороший? Умный и красивый?

Та степенно кивнула:
- Очень, очень хороший, умный и красивый, Алечка. Тока кобель.

Мы открыли рты. Это говорит бабСима?! Я уронила тарелки, Шура просыпала сахар. Амура пошла пятнами.

- Вы ж взрослые уже, чего миндальничать, - пожала плечами Секвойя и подлила себе чаю.

Амура дулась неделю. Разговаривала сквозь зубы. Шура нежно пеняла любимой бабуле – "ну зачем так? С чего ты взяла"?
Я поддакивала Шуре.
- Сама спросила, - отмахивалась бабушка. – Я ж не лезла? А врать не стану.

Прошло время…
- БабСим, ну как ты за вечер определила?!
- Поживи с моё.

Всё это проносилось в голове - и другое – я пропустила монолог Амуры: она тоже вспоминала что-то о Секвойе.
Потом мы говорили одновременно.
Помолчали.

- Да, и ещё. Умер Пьер.

- Алё-о! Ты слышишь?
- Пьер… ?
- Да, с сердцем что-то. Скоропостижно. Помнишь его птиц?

- Да алё! Ты где?!
- Помню…
- Ты в прошлом письме о нём расспрашивала, а я писала, что на пенсии, но работает и у него новая любооовь! Как свежий огурец был, моложе лет на десять выглядел. А через три дня он… Ладно, пока, разорюсь на счетах. В выходные по Скайпу поговорим. Есть новость круче! У нас с Ванечкой будет… Не скажу! Мучайся до новой связи!

Я сидела на кухне. Идти в грохот, хохот и дым гостиной не могла.
Пьер…
Сколько ж ему сейчас? Нет и семидесяти… То есть не будет…

Детские впечатления. Пьер – папин сослуживец и ровесник. Иногда бывал у нас.
Высокий, пышный, крупноносый, весь очень светлый – кожа, одежда, необильные остатки волос на блестящей голове, какие-то особенные в тонкой золотистой оправе очки. Очень белые (даже не по-мужски как-то) крупные кисти с особенно светлыми блестящими ногтями.
Холёный – сказала бы я сейчас. Импозантный. Респектабельный. Тогда таких слов в моём лексиконе не находилось.
Спокойный словно удав, с тихим мягким голосом, смущённой улыбкой и рассеянным взглядом. Мало пил (его уговаривали, даже стыдили - бессмысленно). Много курил. Охотно играл в карты – и удачно: «ну что поделаешь, опять повезло»!

Всегда приносил нам, детям, шоколадки. Всегда.

Однажды мы с родителями зашли к нему – пока они что-то горячо обсуждали, я (дошколёнок) в полном офигении бродила по одной из комнат его необычно «западной» квартиры – затейливые клетки с птицами были везде. Определила попугаев и канареек, остальных и не знаю до сих пор. Хотя Пьер что-то рассказывал нам потом, весело, увлечённо, только я вся была зрение, а остатки почти отключившегося слуха занимали щебет и прочие птичьи звуки. Вижу попугая, важно спросившего меня: «Как поживаешь»? – а потом что-то по-французски. И другого – очень строгого: «Где проездной»?!

Пьер родился во Франции – от родителей-эмигрантов. Вот и звали Пьером, хотя документально Пётр. После совершеннолетия - один из семьи! - вернулся на историческую родину - в Москву... или Питер? Не помню подробностей, но гладким избранный  путь не был, ясное дело. В конце концов осел в нашем городе, не удержавшись в столицах.
Припоминая обрывки подслушанных взрослых разговоров, догадываюсь ныне о двух-трёх разводах – или «гражданских» браках? О том, «чем обычно чреваты мезальянсы» - почему-то запомнилась эта фраза. Слово засело.
Но в те годы вроде жил один. Хотя порой приходил с дамами.

Потом мы переехали – на новой квартире при мне он не бывал, может, позже, когда я отправилась учиться в Питер?

На работе его ценили. Три - или четыре? - языка – по тем временам…

Умер… ?
Сейчас?! – за пару недель до моего приезда. После стольких блужданий выйти на след! – такой горячий! ну кто бы мог подумать… была уверена, что он добавит недостающие паззлы. Ведь он меня вспомнил бы!… наверное…
Оборвал нить, которую держала с надеждой… по которой…

«Бессовестная! - сказала я себе. – Ч е л о в е к    умер. Безвременно. А ты… а тебе важно, что он теперь не откроет…»
Руку жгло. Щёки горели от стыда, жалости, злости. В груди комок. Я внушала себе, что так нельзя, что…
Да, он – просто знакомый, давно забытый дядя Пьер… и да, мне жаль его – просто как человека, как…

Но жалость, увы, не была чистой, себе незачем врать. Своей внезапной недосягаемостью он вернул меня в начало пути. Как в детской настольной игре – бросаешь кубик, делаешь N ходов – и попадаешь назад, на кружок №1.
 
Позор. Гадко! Так думать нельзя.

А что теперь делать? Те письма вели к нему – если он и не знал сам, то наверняка знал того, кто знает… Или хоть что-то объяснил… бы…


Ввалились три хмельные грации.
- Почему так долго? А мы курить! Нас с лоджии выставили – у них там мужскооой разговор! А ты красная как пожарная машина? А на лапе чего это белое? Пена какая-то? и ревёшь, что ли?! Что?!

- Руку обожгла, - всхлипнула я. И заплакала. Горько.
О Секвойе.
О Пьере.
О рухнувших надеждах.
От стыда.
От беспомощности…

Кстати обожгла– на боль можно списать слёзы…

- Да так сильно, что ли?!

Мне выразили сочувствие, художественно перебинтовали, сунули фужер энд сигарету.

- Нет… пойду в комнату… Духовку через 15 минут выключите. Приду…
- Не учи отца делать детей! Сиди иди, хозяйка подгоревшая, релаксируй, без тебя справимся!

… Умылась.
Физия пламенеет, конечно… Где пудра? И губы вспухли…
… Зависла в прихожей. Примеряя у зеркала допустимые выражения лица и подобия улыбок.
Чтоб не объяснять всем…

В те поры я верила ещё в подобные совпадения. То есть… не относилась к ним с особой подозрительностью…

Ноги не шли. Стояла у стенки, закрыв глаза.

Умер Пьер…

Что же теперь будет?

============ 2017 10 01 ========
               

                Примечания автора (I и II) 

                I

 Роман ПРИТОМНЫЙ включает 3 части:

1 - БЕСТОЛОЧЬ НЕНАГЛЯДНАЯ
 
2 – ХОДИТ ПТИЧКА ВЕСЕЛО
 
3 – ПИТЕР БОКА ПОВЫТЕР

(см Проза ру )


** Из словаря В.И. Даля:
 
ПРИТОМНЫЙ - "сущ., муж. свидетель, бытчик, очевидец, видок; кто был при том, о чем речь идет. Допросить притомных"...)


***«Бестолочь ненаглядная» - фраза из реальной жизни.
Так (ласково-укоризненно-увещевательно)
называл свою дочку один любящий, но объективный папа -
когда она его, мягко говоря, не радовала.
И требовалось дочке объяснить, что пока она ещё не всё понимает правильно,
а тем более делает, но - любимая всё равно.
В романе тоже так, по крайней мере, планируется на сегодняшний день.
"Папа может"...


****"Ходит птичка весело
По тропинке бедствий,
Не предвидя от сего
Никаких последствий" - из песенки 18 века)


*****«Москва бьёт с носка, а Питер бока повытер» - из словаря В.И. Даля.


                II
 

Песня «Хор фрейлин» из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо»: сл.Ю.Михайлова (Ю.Ким), 
муз.Г.Гладкова



LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL