Горькая... еврейская доля

Виктор Песин 2
             ГОРЬКАЯ…ЕВРЕЙСКАЯ ДОЛЯ
        АСПИРАНТУРА И ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА
   Сразу хочу успокоить читателей. Строчки эти пишутся не в обездоленных, бесправных еврейских местечках дореволюционной России или на обломках фашистских лагерей смерти, а во вполне процветающем государстве Израиль, созданном в первые послевоенные годы в соответствии с резолюцией ООН.
   Ну, а если не еврейские местечки и не фашистские лагеря, а вполне благополучное  государство, то заголовок «Горькая…еврейская доля» как-то настораживает и даже пугает… Но об этом чуть позже, как говорится, на «десерт с душком» …
   За истекшие десятилетия население этой маленькой страны  из-за массовой алии евреев из многих стран мира на свою историческую родину значительно выросло и сегодня составляет более восьми миллионов человек…
   Но оставим процветающий Израиль и вернемся в мой любимый город Ленинград. В 50-е годы я, 13-летний мальчишка жил в коммунальной квартире в своей 10-метровой комнатке. Учился в техникуме промышленного транспорта.
Мама моя, увы, сделала попытку уехать с двумя сыновьями … в Израиль. Но наши славные сталинские чекисты обезвредили «мохрового врага», и мама по приговору «Десять лет лагерей» отбывала наказание в Тайшете, а затем в Потьме.
Старший брат служил в «славной» Советской Армии, а я три года был предоставлен самому себе. Учился в техникуме, получал стипендию и «шиковал» на 185 рублей. Этой суммы хватало лишь на скромный обед в столовой, а утром и вечером дома чай с печеньм. Так что я вполне мог гордо распевать популярную советскую песню «Как хорошо в стране Советской жить!»…
   Шли годы… Уже и мама вернулась из «не столь отдаленных мест», и брат – из армии, а я успешно окончил техникум, работал и  столь же успешно заканчивал учебу в институте железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Тему дипломного проекта мне предложил  сам заведующий кафедрой подъемно-транспортного оборудования доктор технических наук Евгений Наумович Гохбом.
  - Виктор, для вас, наверно, не секрет, что подавляющее большинство дипломных проектов идут на растопку в котельную, - улыбаясь, начал  он с такого необычного сообщения. – Поэтому, давайте сделаем проект, который с пользой будет внедрен в реальной жизни. Я считаю, что эта задача вам по плечу, а вы, как думаете?
  - Евгений Наумович, благодарю вас за доверие, но это так неожиданно …
  - Но вы же не из тех студентов, как тот из кораблестроительного института. Когда его при вручении диплома спросили: «Надеемся, что после завершения учебы у вас не осталось никаких вопросов?», новоиспеченный инженер смущенно ответил: «Не понимаю только одного: как такая махина – корабль … держится на воде и не тонет …» Довольный своей шуткой, Евгений Наумович от души смеялся …
От души смеялся и я.
  - Ну а теперь серьезно, - изрек мой собеседник. – Я дам вам все чертежи машины для очистки стенок полувагонов от угля. У современной машины, работающей на станции «Навальная», щеточные устройства полностью не прижимаются к стенкам вагона, и на них остается до пяти тонн груза. Ваша задача – «раздвинуть» щеточные устройства с тем, чтобы они полностью очищали стенки вагона от угля. А после защиты дипломного проекта позвоните мне домой, и я надеюсь, что вы сможете поступить в аспирантуру.
   Я не знал, как благодарить Евгения Наумовича …
   Время пролетело быстро. Я успешно защитил мой дипломный проект, и вскоре мы вновь встретились с Гохбомом. Он поздравил меня с окончанием института и назвал, какие документы подготовить мне для поступления в аспирантуру.
  - Ваши документы я сам представлю в отдел кадров. Время сейчас очень сложное, - пояснил он. – Позвоните мне через пару недель …
   "Время сейчас очень сложное, - недоумевая, повторял я слова Гохбома, - в чем сложность - то?" Но жизнь быстро ответила на мой вопрос.
  - Виктор, я должен вас огорчить, - сообщил мне по телефону Гохбом. – Даже у меня ваши документы не приняли. Что ж, остается одно: я возьму вас к себе на кафедру, и вы в качестве ассистента напишите и защитите кандидатскую диссертацию …
   Увы, но и в работе на кафедре мне тоже отказали … И тут меня осенило: так вот в чем сложность жизни. Израиль в 1967 году наголову разбил в шестидневной войне армии трех арабских стран, которым Советский Союз поставлял современное оружие. Кроме того, против Израиля воевали ... советские летчики на советских самолетах. В общем, наша великая родина испытала великий позор.   Но я-то тут причем? Ведь не я же напал на Египет, Сирию и Иорданию!
   В иные времена я бы не так остро воспринимал события на Ближнем Востоке, но теперь я был очень рад блестящей победе Израиля! Вот так я тогда стал частицей государства Израиль …
                3.10.2017 г