Трудности при изменении сознания

Юрий Анников 2
В размышлении «Вместо третьей мировой…» (http://www.proza.ru/2017/08/28/670)  задаётся вопрос: ЧТО надо изменить внутри нас всех, чтобы отказаться от власти силы, угрожающей гибелью человечества, и  признать естественную власть Жизни. И для людей, и для всего живущего на земле.
Оказалось: менять надо общечеловеческое сознание.

Слышна реплика: «всего лишь?!» И, к сожалению, скрытая ирония этой реплики обоснована опытом многовековых радужных «утопий» и не совсем внятной пословицей: «Благими намерениями устлана дорога в ад». 

 Но! В каждом, даже самом лукавом противодействии, таится подсказка!
Так что задумаемся: если в самом начале любого светлого, но непривычного замысла кто-то, сразу же, торопится наложить насмешливое клеймо «утопия!», то… не является ли это «быстрым реагированием» тёмных сил? Причём, того же лукавого змея, который тёмным намерениям, наоборот, покровительствует и помогает уверовать в них. 
Так что… выйдем «на воз-дух» из компании насмешников понятия «утопия». 

Туманнее смысл изречения «Благими намерениями устлана дорога в ад». 
На мой взгляд, оно тоже от лукавого. Хотя бы потому, что слишком витиеватое. Почему бы, наставляя ученика, не требовать просто и ясно: «надо меньше говорить, а больше делать»! (Подробнее на эту тему см. в примеч. 1).

Конечно: когда все привычные методы лечения недугов только ухудшают здоровье, нужно признавать, что речь идёт о системных ошибках в твоём отношении к жизни. И нужно  менять сам образ жизни, привычки, отношение к  людям, к природе... То есть, по сути, о смене твоего мировоззрения. А, значит, и о твоём отношении к Богу!
Наконец, вспомним, что речь одёт не о тебе, не обо мне, а… о нас ВСЕХ !

Вывод: снисходительно-насмешливая критика необходимости изменения общечеловеческого сознания (ОС) – поверхностна, вредна и уводит от самого нужного в сегодняшней людской жизни дела.

Теперь можно вникать в само Дело изменения ОС.

Да,  самим людям почти непосильно взрастить понимание: как правильно жить ВМЕСТЕ без войн, без желания одного народа обмануть и обхитрить другие народы…
Поэтому для начала – надо обратиться к опыту предков.
Что делали великие Мастера прошлого, когда брались за очень трудное дело? Сначала они переходили на постную пищу.  Это вынуждало «дурь и блажь» земного тела угомониться, мыслям сосредоточиться на духовных устремлениях, а про-СВЕТ-лённой душе лучше внимать голосу Бога.
Взор Мастера устремлялся в Небо, а душа молилась: помоги, Боже, в делах праведных!!
И необъятное Дело начинало наполняться Духом созидания и становиться Творением на века!

Значит, и общечеловеческое светлое Дело сможет черпать СИЛЫ, надеясь на помощь Неба!
И пусть одному народу в этом ОБЩЕМ светлом Небе будет виден Бог, другим Аллах, Будда… Главное, что верующая часть человечества сможет обрести помощь Духовного мира.

А как же неверующие люди – атеисты? Ведь нынешняя шаткая стабильность жизни, опирающейся на постоянную угрозу взаимного разрушения, – это ЗЛО, которое незаметно приучило людей… считаться со злом, как необходимым опасным хищником. Мы потакаем желанию Зла менять свой внешний оскал, в соответствии с запросами моды на обновляемые виды вооружения… Но, только ли виды вооружения? Нет, конечно!
Везде, куда проникает ИЗОЩРЁННЫЙ человеческий разум, не сдерживаемый запретами праведного жития, – там всё получает лукавые подсказки! И Зло проникает в космос, лазерную технику, искусственный интеллект, информационные технологии… А через СМИ и рекламу – начинает управлять сознанием потребителя.

И люди не заметили, что именно хищное ЗЛО стало хозяином в нашем  земном жилище. А мы – его «обслуживающим персоналом»! Так человеческая гордыня попадает в рабство изощрённости собственного разума!  Змея, кусающая себя за хвост!
А с чего начиналось? С суетной и кричащей свободы, с гордыни звания «человека разумного», с неумения ценить простоту, но похваляться хитростью.

Так что и умные атеисты, понимающие, что безнравственная жизнь – порочна, созрели в желании отвергнуть привычное зло и утвердить стремление к взаимной доброжелательности. Одним из ярких примеров такого понимания у мыслителей прошлого является известный всем философ 18 века.

Он утверждал: что невозможно доказать существование Бога, но доказывал, что люди нуждаются в вере в Бога. По его мнению, «разумному существу должно быть ясно, что моральные правила не имеют исключений. Это означает следующее. Все без исключения, а не только возлюбившие добродетель, должны быть правдивыми, честными и т.д. Такова обязанность каждого человека, даже если он этого не осознаёт. Во-вторых, человек должен быть неизменно правдивым и честным. Даже если ложь сулит вам огромную выгоду, вы не должны лгать».  (Ссылка на литературу в прим. 2). Там же приведены максимы этого философа. Его имя – Иммануил Кант.

Так что нравственность – убедительна не только для людей веры. Она – некая земная потребность притяжения к духовным ценностям! И  вселяет надежду, что наука о Жизни, опирающаяся на праведные Нормы жития, сможет овладеть общим сознанием.
В наше время (и многие десятки лет ранее) – с проповедями о нравственности успешно выступал и выступает нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Выводы.
1. В наше время, когда хищное зло «стало домашним животным», вере нужен союз с высоконравственным разумом, даже если он пока не пришёл к выводу, что раз-ум  чело-века – одна из данностей Бога. (См. пояснения в прим. 3)
2. С другой стороны, сегодняшнему разуму нужна контролируемая светлыми устремлениями ДУМАЮЩАЯ вера!  А традиционная вера наших предков, не меняясь по сути, может менять внешнюю форму. Например, уделять проповедям, разъяснениям  половину времени службы. Или, совмещая одно с другим. Это – тоже трудности «приближения к Богу» ОС ! Ведь даже язык изменяется, потому что он – живой!
3. Итак, что имеем? Основанная на опыте предков вера в Бога. Атеизм, избавившийся от фанатизма и наполняемый необходимой для жизни нравственностью, доросший до согласия с выводами И. Канта. И готовый ДУМАТЬ о Боге. Пусть начальное понимание Бога для атеиста станет единственным Звеном, связывающим логику разума с алогичными, но абсолютно необходимыми Данностями понимания всех граней Жизни!

Но и это не всё. Нельзя забывать о большой массе людей «ведомых», готовых согласиться с мнением убеждённых идейных «поводырей». Да, они не претендуют на звание «личностей, ведущих за собой». Но! Вспомним, что для жизни нужен и простой бытовой труд обслуживания потребностей земного тела. Разум должен уважать ведомых!
Есть ли у идущих за «поводырями», свой способ чувствовать законы Жизни?

Да! Это – наблюдения за Природой, утверждающие Её гармонию  и чувство справедливости! Оно есть у всех народов. Особенность нашего народа в том, что он долго «запрягает», не торопясь преодолевая разные сомнения. Но, обретя уверенность в праведности выбранного пути, далее он двигается, никуда не сворачивая.

Итак, слагаемые общего сознания: Надежда на помощь Бога в праведных начинаниях ОС. Необходимость жить по-человечески – нравственно выверяя свои поступки. Постоянно вглядываться в Книгу Природы и читать Священное Писание. (См. примеч. 4).
Наконец, контролировать свои поступки, опираясь на чувство справедливости и сверх-разумную взаимосвязанность в природе. Это четыре необходимых опоры для становления праведного сознания человечества!

А, в первую очередь, общему сознанию нужно отвергнуть не только власть силы, но и «потемнение разума»: хитрость, изощрённость, заумные логические построения, гордыню, вседозволенность,… Всё это – благодатная среда обитания зла, ведущая к погибели всего живого и светлого!

Надо убедить думающих атеистов, что мысль человеческая имеет и вещественную (земную), и мнимую (духовную) составляющие общего комплексного ПОНИМАНИЯ Мира. А общая комплексная мысль управляет нашим поведением!
Для этого надо создавать науку о Жизни. Жизни такого ВЫСОКОГО СМЫСЛА, который позволяет приблизиться к пониманию не только того, «каков вещественный механизм»  возникновения жизни, но и «для чего она создана»? А это, по сути, равносильно признанию разумом праведных Заповедей Создателя.

Нужно создавать законы праведной Жизни! В которой Всё во Всём будет опираться на простоту, гармонию, творческий труд, доброжелательность и справедливость!  Какие-то нужные качества остались не упомянутыми? Да! например, любознательность, вечный голод мысли, поэзия, Красота… И, конечно, Любовь!


ПРИМЕЧАНИЯ

Примечание 1.
Обоснуем лукавство изречения «Благими намерениями устлана дорога в ад».
Добавим к этому изречению лишь одно слово: «ЛЮБЫЕ благие намерения… ведут в ад»
«Нет, заявлять об этом напрямую, не следует!» - заюлит защитник лукавого толкования. Достаточно, что это подразумевается. Зло взращивается завуалированными намёками!
Теперь вспомним, что имя «Благой» связано с обращением к Святому Духу. («…и спаси, Благий, души наши!).
Наконец, разве не с благих намерений начинался Промысл Бога перед Творением Мира?

Но в земной жизни есть примеры, когда лукавство «помогает» благим намерениям. 
Например, воспитываешь ребенка, стараясь делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом. Для этого нужно не только женское самопожертвование, но и трезвый мужской подход. 
   
Так что, лучше опираться на  другую ПРОСТУЮ пословицу: «меньше слов, а больше дела». И утверждать такое  правило: «Если благие намерения – всего лишь, прикрытие рекламной шумихи, то они могут привести к беде». Но! Благие намерения всегда лучше, чем скрытая злоба. И любое серьёзное благое дело начинается с благого замысла.
А шумливая реклама – приспешница зла.

Примечание 2.
Приведен текст со стр. 77 из книги «Философия» авторов Дженни Тейчман и Кэтрин Эванс. М., 1998.
Там же приводятся и максимы И. Канта:

МАКСИМЫ Иммануила Канта (1724 – 1804).
Быть правдивым.   Быть честным.   Не давать ложных обещаний. Быть благородным и благожелательным.
Не растрачивать впустую свои таланты.  Быть готовым наказать убийц и других, заслуживающих наказания.
Быть добрым по отношению к животным. Не совершать самоубийства.

Примечание 3.
Разум человека. Обратим внимание на корневые составляющие этих двух слов. И удивимся простой подсказке: «раз-ум чело-века» – это «раз»-овый ум личности («чело» это лицо), которой дан «век», чтобы, вникая в окружающий мир, понять некоторые законы земного мира. И, подключая в помощь чувство, уверовать в Бога, создавшего эти законы.
С позиции корневых подсказок, делаем вывод: словосочетание «Вселенский разум» - лишено смысла. 
А Знание Вечности (несопоставимое с разумом человека!), позволило Богу создать всё Мироздание. И Жизнь, и природу, и человека, и его раз-ум.

Примечание 4.
М.В. Ломоносов учил:
«Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению... Наука и вера суть две сестры родные, двери одного Всевышнего Родителя».