Культурно-историческая концепция патологии эмоций

Виталий Джу
Труды научного семинара
«Теоретические проблемы клинической психологии» 2012 год.

Кириллов В.А.

К вопросу о культурно-исторической концепции патологии эмоции: страх
и тревога.

На сегодняшний день все большая распространенность эмоциональных
расстройств делает актуальным концептуальный пересмотр представлений об
их природе. Собственно единой общепринятой концепции эмоциональных
расстройств в научном дискурсе не существует, что еще раз подтверждает
необходимость ревизии этой темы. Видится наиболее перспективным
рассмотрение проблемы в парадигме культурно-исторического подхода.
Одним из базовых и наиболее важных в данном контексте понятий
культурно-исторического подхода является понятие высшей психической
функции (Выгоский Л.С.Развитие высших психических функций, М., 1960).
Высшие психические функции это «специфически человеческие психические
процессы. Они возникают на основе элементарных психических функций, за
счёт опосредствования их психологическими орудиями». (Соколова Е.Е., 2006.).
Не единственным, но основным критерием отличия высших психических
функций от элементарных является их опосредствованность, представляющая
собой процесс, который «совершается на разных уровнях психического
отражения и зависит от многих детерминант: от содержания выполняемой
деятельности, от ситуации, в которую данная деятельность включена, от целей,
которые ставит перед собой человек, от степени иерархизации его мотивов, от
самооценки, от восприятия людей, с которыми человек вступает в общение, от
направленности личности» (Зейгарник Б.В. Патопсихология, 1986 с.14). Но при
рассмотрении ВПФ крайне мало затрагивалась сфера эмоций. Тем не менее,
потребность в этом рассмотрении, как выше было сказано, есть, и, по аналогии
с иными психическими функциями, можно говорить о низших (элементарных)
и высших эмоциях.
Главный признак, отличающий низшую эмоцию от высшей, состоит в
том, что в случае низшей – представление не основывается на фактическом
опыте. Так же можно перечислить еще несколько важных критериев различения
низших эмоций от высших: низшая эмоция всегда имеет непосредственный
источник переживания, не осознается, поведенческая реакция на нее
непроизвольна и нерегулируема, представляет собой, нецеленаправленную
реакцию, обусловленную внешними обстоятельствами и физиологическим
ответом на них. Высшая же эмоция, наоборот, континуальна и имеет
опосредствованный источник переживания, так или иначе осознается
человеком, представляет собой реакцию на уже пережитый фактический опыт,
обусловленный индивидуальным и культурно-историческим контекстом. Таким
образом, высшие эмоции являются продуктом смысловой переработки низших
эмоций.
Если был бы возможен идеальный эксперимент, он мог бы помочь
обнаружить, что сознание не существует без эмоций, потому что эмоции
являются фундаментальным элементом высших психических процессов.
Следует отметить, что содержанием перехода от низших к высшим
эмоциям является опредметчивание. Этот процесс может быть представлен в
виде формулы: потребность + культурно обусловленное представление о
предмете, способном его удовлетворить (например, «голод») + представление о
предмете (например, «яблоко») + чувство насыщения. Переход от низших к
высшим эмоциям представляет собой итеративный процесс, параллельный
процессу формирования высших психических функций.
В частности, в рамках культурно-исторической концепции эмоций мы
рассмотрим предложеную нами теорию на примере соотношения тревоги и
страха, как элементарной и высшей эмоции. Тревогу, можно рассматривать, как
реакцию на возможную угрозу целостности. Функция тревоги, в этом случае,
заключается в том, чтобы собрать как можно больше внешней и внутренней
информации об угрозе целостности. Страх является результатом тревоги,
прошедшей через выше описанные стадии, функцией которого является поиск
адекватного выхода из сложившейся угрожающей ситуации. Опредмеченность
страха сужает спектр возможных выходов из угрожающей ситуации. Страх же
можно определить, как реакцию избегания конкретной осознанной предметной
угрожающей ситуации.
Процесс развития эмоций тогда можно разделить на три стадии: первая
стадия – элементарная эмоция, характеризующаяся примитивными
проявлениями (мимическими и пантомимическими паттернами); вторая стадия
это протоэмоция, характеризующаяся более выраженными проявлениями,
обусловленными культурно-историческим контекстом; третья стадия это
высшая эмоция, характеризующаяся более выраженными эмоциональными
проявлениями. На примере эмоций тревоги и страха могут быть рассмотрены
все три стадии развития – от элементарной эмоции тревоги до высшей эмоции
страха. Первая стадия тревоги характеризуется длительным представлением о
возможной угрозе целостности организма. Вторая стадия предстрах
характеризуется способностью опознать возможную угрозу. На этой стадии
предстрах можно представить в виде формулы: тревога + информация о
возможном воздействии («мама сказала, не суй пальчик в розетку»), культурно-
исторический опыт, то есть опосредствованный опыт субъекта, но без
реального опыта получения вреда. Третья стадия наступает с приобретением
субъектом реального опыта столкновения с ситуацией, означающей предмет
угрозы. Страх можно представить в виде формулы: тревога + информация о
возможном воздействии («мама сказала») + реальный опыт («получил разряд
тока из розетки»).
Ответ на вопрос о том, как происходит развитие от низшей эмоции к
высшей эмоции, позволяет выдвинуть некоторые предположения о механизме
возникновения эмоциональных расстройств. Возникновение эмоциональных
расстройств связано с искажаемо опосредствованным опытом, либо подменой
реального опыта ложной информацией. Например, фобии возникают в
ситуации, когда реальный опыт трактуется субъектом в искаженном
дезадаптивном виде. Например, человек получил искаженную информацию из
СМИ об авиакатастрофах, а позже когда ему пришлось лететь на самолете, он
оказывается на борту, и у него возникает «необъяснимая» паническая реакция, а
позднее - реакция избегания полетов. В результате формируется фобия.
Стадии развития фобии – выглядят в соответствии с вышеописанной
моделью:
1) Тревога.
2) Предстрах = «тревога + ложная информация, полученная субъектом
(например, о самолетах) (культурно-исторический опыт)
3) Страх = «тревога + ложная информация, полученная субъектом
(например, о самолетах) (культурно-исторический опыт) + реальный опыт
(например, факт пребывания на борту в самолете).
Таким образом, из выше приведенных рассуждений следует, что
эмоциональные расстройства развиваются, как следствие ложного объяснения
реального опыта.

Литература:
1. Выготский Л.С.Развитие высших психических функций. – М., 1960.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского
университета, 1986.
3. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Общая психология: В 7 т. /
Под ред. Б.С. Братуся. – М.:Академия, 2006. – Т.1