Сердце друга 110

Гунаев Иса
* * *
Сулиман проводил Сергея, и вернулся в кафе.
Он сел на свое место, и заказал чай.
Теперь, оставшись один, он мог дать волю чувствам. Неописуемая грусть, боль и радость боролись в его душе. Он вспоминал отца, Хизира, и многих друзей и родственников, которые искренне за него могли порадоваться. Представил как отец был бы рад появлению на свет внука и играл с ним. Вспоминал друзей которые могли бы разделить с ним эту радость, но многие из которых, сегодня покоились в земле. Муса сидел в тюрьме. Иногда Сулиману казалось что он остался один на всем белом свете. Но на замену мыслям об ушедших, перед глазами появлялись лица живых. Мысленно разделяя с ними радость. Не заметно для самого себя, на лице Сулимана появлялась улыбка. Только сейчас он заметил на скатерти след от упавшей слезы.
- Слабак! - выругал мысленно себя Сулиман, вытирая глаза салфеткой. - Возьми себя в руки.
Чтобы высвободиться из плена атаковавших его эмоций, Сулиман быстро рассчитался с официантом, и покинул кафе. Усевшись в машину, он думал куда сейчас поехать и как провести остаток дня. Ему хотелось побыть в одиночестве, но он боялся что им снова овладеют грустные мысли и он снова может дать волю слезам. Домой он решил поехать ближе к вечеру, чтобы его не видели соседи. А сейчас, он решил поехать в городской парк где всегда многолюдно.
Припарковав машину на стоянке рядом с парком, Сулиман зашагал к самому парку. Здесь, в основном были молодые мамы со своими детьми. Кто в коляске, кто под ручку матери делал первые шаги жизни. Сулиман до сих пор мало внимания обращал на детей. Но сегодня, он видел в каждом ребенке своего сына. Представлял как и он будет здесь гулять с матерью. А он будет поодаль наблюдать за ними, радуясь каждому шагу, взгляду и улыбке сына. Сам он конечно, по обычаю, на людях не мог себе позволить быть рядом с сыном. Но дома, он отдал бы ему всю любовь без остатка, и мог позволить себе вдоволь наиграться.
Его умиляющие мысли прервал телефонный звонок.
Звонила Мадина. Она поздравила Сулимана и попросила, если он еще не решил, позволить ей дать имя внуку. Мадина хотела назвать внука, в честь одного из лучших друзей сына, Хасана. На что Сулиман конечно же, не раздумывая дал согласие.
- Ну, вот, Хасан! - после телефонного разговора с матерью, обратился мысленно Сулиман одновременно и к сыну, и другу. - Ты вернулся ко мне снова. И теперь, до конца моих дней, будешь рядом. Дай то Аллах.
С собой у Сулимана было не много наличности. В честь происшедшего события, он подходил к каждому ребенку и раздал садакьа, по купюре, за своего сына, и за имя, которым назвала его Мадина.
На улице уже темнело, когда Сулиман подъезжал к своему дому. Мадина с Розой находились в Грозном, рядом с Айшат. Как только Сулиман подъехал к дому, к нему подошла соседка - троюродная сестра Сулимана. Она поздравила его с рождением сына.
- Я приготовила тебе еду. - сказала сестра. - К нам ты все равно не зашел бы. Отец дома. Пойдем, я разогрею.
Сестра зашагала к дому Сулимана, но он сказал что сам разогреет. Сестра передала ему ключи от дома, и ушла к себе.
Сулиман зашел в пустой дом, и уже у порога он мысленно слышал как в этих стенах раздается смех и плач сына.
Аппетита у него не было. Он разогрел себе чай, и сел за стол. Если до этого момента он не решался позвонить другу отца, то теперь у него появилось острое желание заработать много денег, чтобы мог радовать сына красивыми игрушками и разными развлечениями. После недолгих раздумий, он набрал номер Андрея.
- А-а, Сулиман. Буквально на секунду опередил ты меня - услышал радостный голос Андрея, Сулиман. - Только что освободился и собирался тебе позвонить. Поздравляю тебя родной. Дай Бог долгой и счастливой жизни нашему внуку. Чтобы вы горя друг друга не видали. Жаль, Салмана нет с нами. Это был бы самым счастливым днем его жизни.
- Спасибо дядя Андрей. А как вы узнали об этом?
- Мадина Оле сообщила, а она мне прислала сообщение. Я был очень занят. Думал, вечером спокойно поговорим. Даже не буду спрашивать как настроение. Ты не признаешься, а я догадываюсь. Как дела Сулиман? Как работа?
- Я уже не работаю.
- Как не работаешь? Тебя что, уволили?
- Нет! Я сам уволился.
- По собственному желанию, надеюсь? - изменился голос Андрея.
- Да. Не мое это было.
- Слушай. Это же замечательная новость. Я рад что ты понял что это не твое. Ни армия, ни милиция, уже не те что были раньше. Сейчас там одни карьеристы работают. Ты очень меня обрадовал, Сулиман. Надеюсь, хоть теперь ты переберешься ко мне? В смысле, работать со мной. Я как раз думал насчет тебя. Я собирался и в Чечне открыть филиал своей фирмы, и назначить тебя главным. Пока еще ведутся переговоры. Но ты не теряй время. Перебирайся ко мне. Пройдешь стажировку пока я все налажу. А потом, возглавишь мое крыло в Чечне.
- Отличная новость, дядя Андрей. Огромное вам спасибо. Завтра же утром выеду. К вечеру надеюсь, буду у вас.
- Отлично. Договорились. Здесь и обсудим детали.
На том и решили.
Рано утром следующего дня, еще даже не повидавшись с сыном, Сулиман выехал в Волгоград.
На второй день по прибытии в Волгоград, Андрей взял с собой Сулимана, и поехал в офис фирмы. Здесь, он познакомил Сулимана с одним из своих заместителей, который должен был ознакомить Сулимана с ведением дел. Как вести документацию, бухгалтерию, работать с архитектурными схемами.
Спустя полгода, Сулиман вернулся домой и возглавил в Грозном филиал фирмы Андрея.
Работать, Сулиман начал с небольшой фирмы и с минимальным количеством рабочих. Сначала брал небольшие объекты с мелкими работами. Но уже через три года, Сулиман возглавлял одну из крупных строительных фирм республики. Его фирма уже насчитывала более двух тысяч рабочих. Сулиман не мог нарадоваться тому, что более двух тысяч семей, благодаря его фирме, имеют источник дохода.
За это время, он стал отцом двоих детей. У него родилась дочь. Они с Айшат ждали уже третьего ребенка. Желание жить и трудиться, усиливались с каждым днем.
Сидеть в просторном кабинете и отдавать распоряжения - было не в характере Сулимана.
Грозный был охвачен строительным бумом. Работы было непочатый край. Строительных организаций в республике было мало, но за то, была огромная армия безработных. В Грозном в три смены, круглые сутки велись восстановительные работы.
Несколько строительных объектов, в основном жилые дома, были и в распоряжении Сулимана.
Сулиман почти круглосуточно находился на стройплощадке.
В одной из своих ночных проверок, Сулиман заметил приезжих рабочих. Его сопровождали начальники участков.
- Это еще кто такие? – спросил Сулиман одного из начальников участка. – Кто здесь старший?
- Я, – ответил начальник участка-троюродный брат Сулимана.
- Откуда эти рабочие? – спросил Сулиман.
- Это вьетнамцы.
- Вижу что ни местные. Откуда вы их взяли?
- Знакомый мой, привел, – оправдывался начальник. – Они хорошо работают.
- Немедленно всех начальников участков в прорабскую, – приказал Сулиман и направился к вагончику.
В прорабской, собрались все начальники участков. Несмотря на позднее время, шел третий час ночи, все находились на объекте.
Сулиман был очень зол. Несмотря на проводимые круглосуточные работы, его фирма отставала от графика.
- Почему на объекте иностранные рабочие? – спросил Сулиман подчиненных. – У нас что, своих рабочих рук не хватает?
- Наши не хотят работать – попытался оправдаться Рашид, начальник участка, который также приходился троюродным братом Сулимана.
- Что? – прикрикнул на него Сулиман. – Покажи мне наших, которые отказываются работать. В послевоенной республике, когда кругом нищета, безработица, а люди не хотят работать? Вы что? За идиота меня принимаете?
- Эти, хорошие специалисты, – продолжал оправдываться Рашид. – И работают они, как пчелы.
- И за работу меньше берут. Так? – дополнил Сулиман. – Они работают на двадцать рублей дешевле. И эти двадцать рублей, вы кладете себе в карман. Так? Бизнесмены - черт бы вас побрал! А наша молодежь, которая по вашим словам, не хочет работать, уходит в горы, употребляет наркотики от скучной и беспросветной жизни. А наши с вами налоги, идут на борьбу с этим злом. Так дешевле на двадцать рублей обходятся нам эти «хорошие специалисты», или дороже? И что значит «хорошие специалисты»? Они работают со сверхсложным оборудованием или выполняют сверхсложные работы? Разве нужны годы обучения, чтобы научиться укладывать брусчатку или штукатурить? Мы не укладываемся в срок, потому что вы отдали объемы этим «хорошим специалистам», чтобы иметь с квадратного метра двадцать рублей. А в республике безработица, нищета. Так дороже или дешевле на двадцать рублей они нам обходятся? Тебе, может и дешевле, – обратился он к брату. – Ты набьешь себе с них карман. А мне, и тем чьи рабочие места ты отдал этим «хорошим специалистам», они очень дорого обходятся. Чтобы с этого момента, ни одного гастарбайтера на объекте я не видел! Рабочие места, в первую очередь, отдать местному населению. Не умеют работать - научите. Не хотят - заинтересуйте. Будут прогуливать - бейте рублем. Но хлеба, не отнимать. Всем все понятно? Вопросы есть?
Начальники стояли молча.
- Все по местам! – приказал Сулиман.
Все вышли из прорабской. Остался только Рашид.
- Ну, спасибо тебе, братец, – сказал Рашид. – Здорово ты меня, перед товарищами…
- Мы с тобой дома братья. А здесь, начальник и подчиненный. А что касается унижения перед коллегами. А ты меня превышаешь? Да, не все организации укладываются в сроки. Я же вас, родственников и друзей, собрал вокруг себя, чтобы и вам работа была, и чтобы вы меня перед руководством не опозорили. А как вы меня за это благодарите? Вы должны были бы быть не меньше меня заинтересованы в том, чтобы объекты были сданы в срок. Я в чем-то неправ?
Рашид не смог ничего ответить.
- Иди, работай, – сказал Сулиман. – И ключи мне от своей квартиры дай. Там нет никого?
- Нет, – передавая ключи, ответил Рашид. – А что?
- Поеду, отдохну немного.
- Там нет горячей воды. Обогреватель вышел из строя.
- Поспать есть на чем?
- Конечно, есть.
- Мне большего пока ничего и не надо. Третьи сутки уже не сплю.
Приняв у брата ключи, Сулиман поехал на его квартиру.
* * *