Уязвимое положение молодёжи и молодёжная безработи

Юрий Литвяк
Поиск молодёжью своего места в жизни – важнейший вопрос, волновавший общество во все времена. Человек не вечен, любое дело требует преемственности. Для успешного развития города, страны, цивилизации в целом необходимо, чтобы люди, поколение за поколением, прогрессировали в каком-либо направлении. Если эта цепочка будет нарушена, общество ждёт стагнация или регресс.
Тысячелетиями человечество применяло схожие принципы вовлечения молодёжи в трудовую и общественную жизнь. Знания и умения передавались от старшего поколения к младшему, социальный статус, как правило, определялся происхождением, профессии становились наследственными. Возникали целые династии ремесленников, торговцев, врачей и т. д. По мере усложнения общественных отношений, развития техники, появления новых знаний этот процесс во многом был нарушен. Хотя зачастую и сейчас дети избирают ту же профессию, что и их родители. К этому их побуждает возможность перенимать опыт, воспользоваться знакомствами родителей, пойти по «проторённой дорожке».
Сложности, возникающие в процессе вхождения молодёжи во взрослую жизнь, вызваны различными причинами. Одна из них – многообразие современных профессий. На рынке труда постоянно появляются новые специальности. Это вызвано стремительным развитием технологий, глобализацией, повышением значения сферы услуг и т. д. Представители старшего поколения затрудняются с советом по выбору профессии, поскольку многим из них даже названия новых специальностей мало о чём говорят. Молодые люди, как правило, лучше ориентируются в инновациях, способны адаптироваться к переменам, но и им сложно сделать правильный выбор в калейдоскопе всевозможных профессий.
К сложностям современного рынка труда можно отнести и повышение доли умственной деятельности в работе. Нередко утвержается, что новые технологии сделали труд человека легче. В физическом плане – безусловно. Но нагрузка на интеллект при этот возросла. Очень многие сферы деятельности требуют специалистов, обладающих высоким образовательным цензом. Более того, для профессионального роста и развития работнику придётся регулярно получать новые знания, проходить переподготовку, получать дополнительное образование и т. д. Если раньше обучение какому-либо ремеслу, связанному с ручной работой, велось по принципу «один раз научись – и всю жизнь умеешь», то для сегодняшних должностей, связанных с умственной нагрузкой, уместнее формулировка «всю жизнь учись – и всё равно не умеешь». Не каждый способен выдерживать такую нагрузку.
Одной из острейших проблем, вызывающих безработицу и ряд других негативных последствий, является оторванность образования (и среднего, и высшего) от практики. Значительный объём знаний, получаемых молодёжью в школе и в вузе, не помогает им в реальной жизни, в работе. И напротив, знания и навыки, необходимые для трудовой деятельности, почему-то не внедряются в систему образования. В результате молодой специалист, устроившись на работу, сталкивается с большими трудностями, испытывает разочарование в профессии, нередко приводящее к увольнению. А работодатели, зная о неподготовленности новичков, стараются не трудоустраивать соискателей, не имеющих опыта работы.
Развитие технологий, постоянное появление новых профессий приводит к так называемой «моде на профессии». Считается престижным получить какую-либо специальность из «золотого списка». А рабочие профессии (слесарь, автомеханик, повар и т. д.) востребованы слабо. Это приводит к перенасыщению рынка труда одними специалистами и нехватке других .Данная тенденция прослеживается в нашей стране довольно чётко.
Каждая из названных выше причин порождает безработицу. Однако наиболее болезненной, на мой взгляд, является оторванность процесса учёбы от практической деятельности. Для её решения, думается, необходимы изменения сразу в нескольких сферах. Во-первых, в сфере образования. Знакомство с «изнанкой» различных профессий следует начинать ещё в старших классах школы, а в вузах практическая нагрузка должна стать одним из важнейших элементов подготовки.
Во-вторых, в сфере трудоустройства. Нужно стимулировать повышение внимания работодателей к сотрудникам без опыта работы, привлекать к взаимодействию с образовательными организациями. Сам работодатель в конечном счёте получит вполне зримую выгоду – компетентных специалистов.
В-третьих, в массовом сознании молодёжи. Необходимо, чтобы выбор профессии был осознанным. Для этого требуется не только тестировать подростков, выявляя их склонности и интересы, но и давать им возможность посещать предприятия, беседовать с сотрудниками, а в идеале – пробовать свои силы, хотя бы по-минимуму.
В четвёртых, развитие экономики страны в целом. Наблюдение за созданием новых предприятий, модернизацией уже существующих, успехами малого и среднего бизнеса и т. д, станет мощным стимулом для получения профессии, поиска работы и стремлению к самосовершенствованию.