Прогулка по родным местам главы из книги

Ирина Ионова
Рассказ первый.
1.
Я родилась и выросла в замечательном городе Ленинграде. Помню, мой двоюродный брат рассказывал, что в день моего рождения ему пришлось  раз двадцать бегать в лавку за вином. Так в городе Грозном наши родные отмечали моё появление на свет.
Мои родители к тому времени уже имели четырехлетнего сына, и потому моё рождение явилось для всех, включая мою бабушку Ирину Саввишну, большой радостью. По словам моей мамы бабушка так радовалась внучке, словно у нее было три сына, а не три дочери. Я же отмечу, что к моему появлению на свет у бабушки уже было три внука, и потому  моё рождение  для нее было большим подарком от Господа Бога…

 
Моя судьба вплотную связана с моим городом и потому, рассказывая о себе, я буду дополнять своё повествование краткой историей тех мест Санкт – Петербурга, которые тесно  связаны с моей семьей.

…В 1938 году после блестящего окончания школы моя мама,
 приехала в Ленинград для поступления в Технологический институт имени Плеханова.  Как иногородней, маме дали место в общежитие, которое находилось в Московском районе по адресу:  Яковлевский переулок,  дом 8.
 После окончания Великой Отечественной войны на Урале под городом Орском встретились мои будущие родители.   В Орск мама была направлена на преддипломную практику, а папа находился там в лагере бывших военнопленных.  Через год после знакомства они поженились и в 1947 году приехали в Ленинград.  В 1948 году мой отец получил комнату от завода, на котором он тогда работал, в доме,  только что заново отстроенном,  называемом «Домом работников НКВД».  Этот дом и бывшее мамино общежитие оказались почти рядом.
Помню, мама рассказывала, что очень удивилась такому совпадению.
И какого же было удивление моих родителей, когда мой старший брат женившись, обосновался вместе с женой в квартире её родителей в доме, который до сих пор находится напротив окон нашего бывшего жилища.

Большой шестиэтажный кирпичный дом под номером 182 в виде буквы «П», в котором когда-то жила наша семья, до сих пор украшает собой Московский проспект.
 Наша семья проживала в том доме с 1948 – 1962 гг. Квартира, в которой мы жили, находилась в южном крыле дома, и потому почти целый день в нашей небольшой комнате светило солнце, а на широком подоконнике окна в большом деревянном ящике росли пряные травы.
 
Площадь комнаты была семнадцать квадратных метров. Из мебели в ней стоял великолепный дубовый книжный шкаф и дубовый стол. Они, по всей видимости, достались нашему отцу в наследство, когда он уезжал  из родительской квартиры; железная кровать, на которой спали наши родители, моя кроватка, атаманка, сундук, с которым мама приехала к папе в Ленинград и небольшой шкаф, похожий на телефонную будку черного цвета, и  заменявший нам буфет.
 Лифта в нашей парадной долгое время не было, а сама квартира представляла собой длинный коридор, по обе стороны которого  располагались комнаты жильцов.
Две большие кухни, туалеты и ванные комнаты с умывальниками в двух концах квартиры, - вот и все удобства, которые были доступны в то далекое время нашего детства.

Помню, что душевая комната появилась в квартире, когда мне исполнилось пять лет. До того времени мы ездили в баню, а вместе с нами ездил мыться наш любимый плюшевый заяц в ситцевых штанах. До моего рождения с зайцем играл мой старший брат, а потом и я  мыла  его в тазу, а после бани заяц долго сох, прикрепленный за уши к бельевой веревке, протянутой на чердаке дома.. Когда заячьи штанишки порвались, заботливые руки мамы сшили ему новые.

С тех пор прошло много лет, я вышла замуж и родила своих трех малышей, у которых были свои любимые  игрушки. Но однажды  племянница мужа, гуляя во дворе, нашла тряпичного зайца в вылинявших, ситцевых штанишках. Всем своим видом  он напомнил мою детскую игрушку. Заяц понравился моим малышам. Теперь уже они играли с ним, купали его и сушили на батарее нашей комнаты…

….Как ни странно, все жильцы той коммунальной квартиры старались жить мирно, без «пьяных мордобоев» и ссор большого масштаба, когда крик стоял на всю квартиру, а испуганные лица детей осторожно выглядывали из-за дверей своей комнаты. Изредка всё-таки возникали разногласия, но всегда находилась чья-то здравая голова, которая терпеливо выслушивала каждую из  сторон и давала  наиболее умный совет, который приводил спорящих  к  окончательному мирному соглашению.

В такой большой шумной квартире проживало девятнадцать семей, большинство из которых имели по одному - два ребенка.    Мы все гуляли в одном дворе, но бывали случаи, когда к нам из других дворов заходили «гости», и тогда  старшие ребята зорко следили за тем, чтобы  малышей никто не задевал.
Это был неписанный закон для всей детворы.
И в радости, и в горе соседи были рядом. В трудную минуту делились своими знаниями, умением и советом, в праздничные дни все вместе за одним длинным столом, растянувшемуся по всему коридору, отмечали праздник…